Глава 3. О любовном треугольнике, так и не ставшем

Андрей Борисович Сапожников
Фарос и Листопада (роман).

Глава 3. О любовном треугольнике, так и не ставшем квадратом.

От любви до ненависти - один шаг. Но от ненависти до любви - ровно столько же.

=

Александр Журве терпеть не мог светских вечеринок с их глупыми традициями, фальшивыми лицами, бесхитростными беседами:
- Состоятельные, но не состоявшиеся. Эти люди собираются не за тем, чтобы поддержать умную мысль; и даже не для того, чтобы навязать кому-то своё мнение, а от скуки. Одни «специализируются» на демонстрации драгоценностей и нарядов, другие - на чужих тайнах, сплетнях, интригах. А я геолог и предпочитаю копаться в земле, а не в «грязном белье».
В свободное от работы время Журве посещал «Ретро - клуб», где балом правили мужчины, ценители старинных традиций и вещей. О чем говорили между собой эти милые интеллигенты? О, в сравнении с шумными светскими тусовками, клуб обладал одним существенным отличием: за стенами двухэтажного здания царила мёртвая, библиотечная тишина.
Журве самозабвенно рылся в бумажном хламе, который из вежливости именуют архивами; с удовольствием листал старые книги, причём, особенно вдохновлялся рваными, потрепанными экземплярами. А полувыцветшие журналы двухсотлетней давности приводили его в детский восторг.
Александр регулярно пополнял фонды клуба, бог знает, откуда «выкапывал» чрезвычайно интересные экземпляры, но… Человеческие пороки имеют свойство проникать даже через толстые каменные стены - Журве не сошёлся с некоторыми членами клуба.
- Почему ты не встречаешься с товарищами? - поинтересовалась однажды жена. - Что вы не поделили между собой?
- Принципы.
- Всё это, друг мой, эмоции, чувства - оставь их нам, женщинам. А вот вам, мужчинам, стоило бы взяться за ум. Я не права?
- Можно подумать, все мужчины умницы, каких свет не видел. Нет, Сюзан, люди делятся на две категории: глупых, которые признают себя глупцами, и глупцов, считающих себя умными.
- Добрые отношения тяготят вас, и худому миру вы предпочли ссору?
- Ссора имеет свои положительные моменты: она показывает, кто есть кто. Как только я перестал ходить в клуб, сразу понял, кто мой друг. А про себя могу сказать с гордостью: теперь никто не называют меня выскочкой.
- Не обольщайся: они стали называть тебя затворником.
- Вот как? Не знал… Сдаюсь, Сью - мне надо отдохнуть.
- Капитуляция не принимается: я не воюю с тобой - я предлагаю помощь. Тебе. Себе. Нам. Вчера я видела папарацци, который фотографировал меня, прячась за деревьями.
- И?
- Я притворилась, что не заметила его. За нами следят. Как только ты перестал ходить в клуб, появились слухи.
- Какого рода слухи?
- Например, что в семье Журве царит деспотизм; что ты не прислушиваешься к мнению жены. Разве это правда?
- Ну конечно, нет. Я внимательно слушаю тебя, Сью.
- Я знаю: ты никому не веришь на слово - чтобы переубедить тебя, нужны веские доводы. Слушай меня внимательно и не переводи наш разговор в шутку… Газетчики и телевизионщики регулярно приглашают нас в свои студии - «наша стоимость» растёт день ото дня; но «упрямая семья» отказывается от интервью, продолжая «набивать себе цену». Мы вроде бы и не сделали ничего, а уже вовсю работаем на прессу… Ты изучал в университете психологию?
- Изучал. Преподавателя помню…
- Тогда мысленно встань на место скучающей публики. Разве семья видного учёного, которая прячется от всех, не вызовет у тебя интереса? Если кто-то не даёт интервью, не пытается ли он скрыть какую-то страшную тайну?
- Хм, пожалуй… С тобой трудно спорить, жена.
- А ты не спорь. Ну вот, кажется, я убедила тебя хоть в чём-то. Всё-таки психология не такая уж бесполезная наука - верно? И рада, что ты не забыл своего мудрого преподавателя.
- Ещё бы её забыть - у неё были такие красивые ноги...

=

Авторитет газеты «Вызов» находился на пике славы. И немудрено: смелые статьи против загрязнителей окружающей среды, против коррупционеров, захватывающие новости о звёздах эстрады, о политиках.
Брать интервью у Журве доверили Андрею Тюлькину, лично мне известному, даже слишком, но совершенно не известному широкой общественности. Готовый сорваться от возмущения, его внутренний голос кричал, что шеф с назначением поторопился, однако перейти на обычный тембр всё же не решился.
Выйдя из кабинета, Андрей совершенно растерялся и не нашёл ничего лучшего как удалиться в уборную. Оставшись один, обрёл, наконец, дар речи, подошёл большому зеркалу и высказал всё, о чём думал:
- Господин Тюлькин, вы абсолютный дилетант в журналистике, едва прошедший практику! Вы неуч! Лентяй! Бездарь! Ещё вчера вы были никем, а сегодня:
- приобрели множество друзей «навеки» и врагов «до гроба»;
- получили прозвища: «счастливчик», «без году неделя», «лизоблюд»;
- стали обладателем новенького диктофона и ценных указаний от руководства.
Чует моё сердце: поссоритесь вы с семьёй Журве. Откажитесь от поручения - ещё не поздно.

…Заветное интервью в доме Журве началось не совсем обычно: с обеда.
- Мы не оставляем гостей один на один со своими голодными желудками, - объяснила Сюзан. - Вы когда-нибудь пробовали картофель «Дофинэ» или салат «Руаяль»? Как-никак мы носим французскую фамилию - её надо оправдывать. Фамилия не позволяет нам забывать о родине Бодлера, Пруста, Дюма. Между прочим, последний готовил изумительно. Согласитесь, Андрей, шампиньоны, майонез, капусту, горчицу, устрицы, орехи экзотическими не назовёшь. Но секрет любого французского блюда - это не столько вкус какого-то конкретного продукта, сколько плод хитроумных комбинаций от повара. Кажется, у вас насморк? Выпейте коньяка, любимого вина французов.
После обеда хозяева предложили оценить домашнюю обстановку: Александр показал богатую коллекцию минералов, Сюзан - книги о культурах Франции и России. При этом надо было видеть лица супругов, гордые, счастливые.
А вот Тюлькин заскучал: ему казалось, будто он знает об этой семье всё, хотя интервью только-только началось.
Ну и зачем я следил за ними, прятался за деревьями? - сокрушался он. - Лишь замёрз и простудился. Конечно, они вежливые, радушные, милые, но в общем - обычные, ничем не примечательные обыватели. Как все богатеи, страдающие от безделья…
Иногда молодой человек раскрывал блокнот, водил в нём ручкой, словно делал репортёрские заметки, глубокомысленно кивал собеседнику. На самом деле в блокноте были записаны советы шефа, данные накануне:
1) Стань другом этой семьи. Пусть временно, на один день. С другом делятся сокровенным - врагов разворачивают с порога. И верный признак дружественности - это когда предлагают взглянуть в семейный альбом.
2) Не теряйся. Делай так, чтобы хозяева отвечали на твои вопросы, а не наоборот.
3) Не скупись на похвалу. Бог тщеславия - самый могущественный из богов.
4) В конце работы постарайся оставить о себе хорошее впечатление, ведь ты можешь придти сюда ещё раз. Перед тем как за тобой закроют дверь, порадуй людей, если они того заслуживают, хорошей шуткой. Вроде как подарок оставил.
Тюлькин старался действовать так, как его учили, однако в беседе чувствовалась непонятная скованность.
Спустя полчаса в комнату вошла девочка.
- Елизавета, - представила мама дочку. - Наша главная надежда в жизни. Ей четыре с половиной года.
В ответ маленькое, чудное создание улыбнулось, потом взглянуло на маму, опустило голову и покраснело:
- Здравствуйте. Лиза.
Тюлькин с удивлением отметил, как чиста и красива речь ребёнка, а ведь в таком возрасте большинство детей нуждается в логопеде.
- Здравствуйте, леди. Меня зовут Андреем Константиновичем.
- А хотите фотографии посмотреть? - неожиданно предложила девочка.
Появление Лизы коренным образом изменило всё - казалось, комнату заполнило невидимое облако доброжелательности.
…Два часа пролетели незаметно. Прощаться не хотелось. Уже возле порога хозяева и гость приостановились.
- Андрей Константинович, - виновато улыбнулась Сюзан, - я смотрю, вы с удовольствием отвечали на наши вопросы, а должно быть всё наоборот - мы должны были отвечать на ваши.
- Знаете, Андрей, - признался Александр, - вы один из немногих, кто поддержал мою принципиальную позицию в отношении Ретро-клуба. Когда люди начинают заниматься не своим делом, молчать нельзя. Приходите к нам ещё раз - я расскажу вам об одном интересном открытии. К тому же вы понравились Лизе и Сюзан.
- Обязательно приходите, - подтвердила Сюзан. - Если супруг что-то обещает, это серьёзно. А про Лизу и не говорю - по-моему, она в вас влюблена.
- Приходите, - подытожил ребячий голосок, - вы всем понравились.
- Обязательно приду, - пообещал Андрей и помахал девочке рукой. - Красивая у вас дочь. Её фотопортрет в гостиной изумителен.
Супруги вдруг засмеялись.
- Хорошая шутка, - заметил Александр.
- Андрей Константинович, на портрете вы перепутали маму с дочкой, - пояснила Сюзан. - Это я в возрасте пяти лет. Мы похожи как две капли воды.
…Молодой человек возвращался в редакцию: чудное начало! Первое в жизни интервью - и такая удача. Волновался здорово, зато все наказы шефа выполнил - ничего не упустил. Я опровергну дурацкие сплетни о Журве; покажу тем, кто кидает камни в эту замечательную семью, насколько они не правы. Мой труд будет оценен как сенсация…

=

…- Чего-чего? Я не ослышался? Ты сказал «сенсация»?
Заместитель шефа, мужчина с очками поверх мохнатых бровей, свирепо склонился над статьёй.
- Сейчас проверим, что ты тут наворочал. Думаешь, начальник в отъезде, значит можно расслабиться?.. Нет, в таком виде эта статья не пойдёт: читатель осилит два десятка строк, а затем его потянет на сон.
Пишешь ты складно, но скучно. Кто бы ни общался с Журве, все как один говорят о какой-то фанатичной преданности членов семьи друг другу. Разве это не признак современной семейной секты?
Далее. Многие отмечают: мать и дочь необычайно близки, а дочь к тому же не по годам умна. Да, ты об этом упоминаешь - пишешь: «мама и дочь не просто улыбались друг другу - они светились от счастья». И ещё «Лиза производила впечатление чрезвычайно умного ребёнка: говорила красиво, в ответах не путалась». А между тем, когда Сюзан находилась в роддоме, она, со слов очевидцев, разговаривала сама с собой. Чуточку фантазии - и вот она, сенсация: между мамой и дочкой имеется экстрасенсорная связь. В роддоме Сюзан Журве разговаривала со своим ещё не родившимся ребёнком, а во время вчерашнего интервью подсказывала дочери правильные ответы. Ну как - интересно звучит?
И ещё… Ты затронул скандал, связанный с авторитетным в городе Ретро-клубом, но слишком поверхностно. По моим сведениям, конфликт разгорелся оттого, что президент клуба решил сделать сюрприз Александру Журве и предал огласке данные о его родословной. Предки нашего знаменитого Журве по отцовской линии жили якобы не во Франции, а в России. Проводим логическую цепочку - и сам собой напрашивается вывод: нашего учёного правильнее было бы называть Александром Журавлёвым. Никаких французских корней!
- Но все эти натяжки могут расстроить семью Журве. Накануне интервью шеф мне совсем другое говорил…
- Пока шефа нет, решать за него буду я. Как ты не можешь понять? - рейтинг газеты - это её будущее. Надо «сажать» клиентов на информационный наркотик, чтобы в дальнейшем они не могли с него «слезть»… Ты когда-нибудь слышал об итальянской газете Скандалы-Сенсации-Секс?
- Нет.
- Очень плохо. Почитай этих ребят - вот как надо работать. Особенно обрати внимание на репортажи Аманды Соларди… Словом, оставь написанное, я над этим поработаю, покажу шефу. Статью назовём… э-э …

=

…- «Любовный треугольник»…Нет, ты взгляни, какой заголовок! Что за намёки?
Александр раздражённо ходил по комнате, сжимая в кулаке свежий номер «Вызова».
- Враньё! И чтоб я когда-нибудь ещё связался с газетчиками…
- Успокойся, дорогой. В нашем доме действительно существует любовный треугольник.
- Как ты можешь это говорить?
- Я вкладываю в мои слова свой - особый - смысл. Вспомни, если кто-то из нас в семье чувствует себя неважно, другие тоже начинают хворать. Стоит нашей дочери вернуться домой в приподнятом настроении - и весь оставшийся день мы летаем от счастья. Большей ошибки, чем попытка разделить нас, я себе не могу и представить. Бедные репортёры… Если бы они на минутку почувствовали хотя бы сотую долю того, что мы испытываем друг к другу!
Хотя нет, ты прав, мы не совсем треугольник - сравнение нашей любви с треугольником меркнет. Мы сплелись между собой настолько крепко, что впору воскликнуть: мы - один человек, одна душа!

Коль Бог дал разум - не горшок пустой,
Счастливым не мешай, на их пути не стой.
Разлучников пошли скитаться стороной;
За две души молись - любовь дели с одной.

Александр в изумлении застыл. Он уже не чувствовал прежнего раздражения:
- Ты у меня такая романтичная... С тех пор как любовь скрепила нас семейными узами, она всегда спасала нас от поспешных шагов. Вот только… Зачем они обнародовали информацию, которую обнаружил президент клуба? Заметь, нашёл её и огласил без моего на то согласия.
- Я краем уха слышала эту историю: якобы твои далёкие предки вовсе не французы, а русские. Но если твои предки жили здесь, в России - это прекрасно. Какими были они, эти загадочные люди? Весёлый малыш возле новогодней ёлки? Влюблённый подросток? Или простая женщина, молящаяся перед православной иконой? Прости всех: они хотели сделать тебе как лучше.
- Хорошо, Сюзан. Я прощаю и президента клуба, и всех, кто поднял эту генеалогическую тему. Но как мне простить того, кто сомневается в кристальной честности моей жены? Взгляни, какой вздор пишет этот Тюлькин:
«…Когда на вопросы отвечала дочь, Сюзан Журве пристально глядела на неё. У меня создалось впечатление, что маленькая Лиза пользуется мысленными подсказками мамы. Глаза хозяйки посылали сигналы - невидимки…»
Или вот ещё:
«… Близкий к семье человек, имя которого мы решили не раскрывать по этическим соображениям, подтверждает необычные возможности Сюзан Журве, которая увидела будущее своей дочери в первые дни её рождения! Идя вдоль осенней аллеи, она вдруг услышала сзади необычное женское имя. Сюзан повернулась - за спиной никого. Лишь жёлтые листья кружились в хороводе…» Ну, и прочая ерунда. Почему моя супруга представлена как какая-нибудь колдунья? Я терпеть не могу выяснений, споров, склок, но сегодня изменю своим принципам. Судебный процесс приведёт редакцию в чувство. Я покажу место, где все они пребывают.
- Остановись!
- Подожди, ты, кажется, против того, чтобы дать нерадивым газетчикам бой? Вот это да - не ожидал. Не хочешь опровергнуть ложь? Но почему? Ответь!
- Да потому что всё написанное в статье про меня и Лизу - чистая правда!!

=
 

Соперники рассаживаются за игровой доской. Шахматные сражения между отцом и сыном всегда бескомпромиссны.
Сыну слегка везёт в начале партии - у него белые. Как всегда, молодой человек играет импульсивно, частенько предпочитает не лучший ход. Отец же, напротив, сдержан, старается контролировать ход игры.
Сегодня Антоний просто одержим победой - белые остро атакуют, чёрные с трудом обороняются.
- Безумно люблю шахматы, - медленно произносит Фарос.
- Почему? - спрашивает Антоний, не отрываясь от доски.
- Хороший игрок - это хороший стратег. И наоборот. Мне так не хватает стратегов.
- А я? Я тяну на стратега?
- Ты ещё только начинаешь постигать эту науку.
- Разве я плохо играю в шахматы? Когда я вижу перед собой расставленные фигуры, то представляю себя командующим настоящего войска.
- Тогда давай оценим диспозицию твоей «армии». Признаю, положение некоторых белых фигур довольно перспективно, атаки остры. Да, поздравляю, твой король в полной безопасности. Но… Общее давление слабовато.
Сын невозмутим:
- Такова моя тактика. Я намеренно отводил и всегда буду отводить главную роль королю. Постоянно присматриваю, не угрожают ли ему чужие фигуры. Короля надо беречь. Люди склонны придавать «низам» слишком большую роль, а на самом деле всё решают «верхи».
- А по-моему, сейчас ты можешь сделать неверный ход и проиграть.
С этими словами Фарос ставит свою чёрную пешку прямо под удар белому слону! Сын с удивлением принимает «подарок» от «зевнувшего» соперника.
Вражеская пешка бита, но что это? Ряды белых, на первый взгляд, непоколебимые, трещат под напором чёрных. У последних словно открывается второе дыхание - наступление ведётся по всему фронту!
Но белые обороняются героически - надо отдать им должное, и постепенно позиции двух соперников выравниваются.
Бой продолжается, ни одна из сторон не хочет уступать друг другу.
- Оказывается, пешки способны творить чудеса, - с улыбкой замечает отец. - Пожалуй, её сегодняшний подвиг можно оценить выше, чем действия самого короля.
- Не согласен, - возражает сын. - Не в пешке дело. Это король пожертвовал пешкой и тем самым спас своё войско; но король никогда не пожертвует собой - иначе поражение.
Фарос не сдаётся:
- Мой отец не уставал повторять мне: «Умный военачальник сделает ставку на безопасность короля, не забывая об остальной армии; а мудрый - поставит на армию, не забывая о безопасности короля».
Шахматная партия идёт к ничьей, но отец и сын ещё долго спорят о том, кто важнее: армия или её король…
А вы как считаете?