размышления о Гипатии Александрийской

Любопытный Созерцатель
                "Во тьму с раскрытыми глазами
                нас учит жизнь твоя входить
                и звёзды наблюдать ночами,
                и размышлять, и — смелой быть."
                Екатерина Патяева
               
передо мной Гипатия, передо мной распятие,
а на весах зачатия душа в любви объятиях…

душа моя, что выберешь, скажи:
Гипатию, что шла чрез миражи,
в душе носила нравственный закон,
а над собою звёздный небосклон -
невежеству и пошлости заслон.

Иль выберешь распятие Христа,
чья выспренность убога и проста,
и взрослости в ней нету и на гран,
а образ, что распяли, как таран
врывается в сознанье прихожан.

я выберу Гипатию себе
созвучием и в мысли, и в мечте:
меня пленяет смелой красотой
отвергшая запреты и покой,
открывшая Вселенную собой.

Не выберу распятого Иисуса,
машиной распинающей искусство,
клеймящего свободу, совесть, мысль,
запреты расставлявшего, чтоб Высь
лишь верой открывала тайный смысл.

я выберу Гипатии любовь
и с ней растерзан буду вновь и вновь
Иисусовой неистовой толпой
не знающей любви клеветников,
во Имя ложь вписавшие в века веков…
но не забыть, сдиравших тело черепков.
 
я выберу Гипатии чистоту,
её возвышенную смелую мечту,
её науки выберу я храм,
делам её я верностью воздам,
в душе её свой я сохраню,
отвергну христианства болтовню,
что, проповедуя всевышнюю любовь,
века чужую проливали кровь…
 
я выберу Гипатии судьбу,
нет чище и достойней красоты:
вела она стилом свою борьбу
с невежеством и царством темноты,
открыла нам, как женщины сильны
своим простым достоинством земным.
 
я выберу Гипатии пример,
что мыслью светит нам через века
и Солнца путь, открыв между химер,
во мне откроет путь ученика,
и истину укажет между звёзд,
ведь и сама для нас она Звезда,
что светит чистотой средь бела дня.
            
            ***
Гипатия Александрийская — ты символ высоты,
ты мудрости зачатие, свободы, красоты,
я пред тобой склоняюсь, Великая в простом
и Сложная в великом, гонимая Христом…
ты для меня сегодня, а для веков всегда
пребудешь Философией, ведь духом ты Звезда...


Имя Гипатия означает по-древнегречески Высшая. Для меня - высшая ипостась свободного человеческого духа.

Я преклоняюсь перед Гипатией, восхищаюсь её личной свободой. Для меня она как сестра мудрости, света, чистоты, стремления к разуму. Для меня её жизнь как антипод жизни Иисуса и её последствий: Христос и христианство нанесли незаживающие до сих пор раны на человеческое сознание и душу. Гипатия же являет нам пример свободного разума, чистоты, мудрости, света, и того, что правда и совесть выше всяких откровений и мистицизма, выше веры, насилующей верующего всегда. Иисус - религиозный символ только для части человечества, он так и не стал общечеловеческим символом. Гипатия - символ свободы, нравственной чистоты и просветляющего разума, и поэтому она стала символом общечеловеческим. Её страдания имеют высшую ценность, пред ними страдания Иисуса, считавшего себя сыном Бога, - ничто, ибо Иисус одержимый поддержкой Бога-Отца, являет нам символ ребёнка, одержимого силой отца, которую переносит на себя. Иисус незрел, его стремление к распятию и жертве - подобно назойливой детской мысли: "Вот умру я, а вы пожалеете", и действительно, жалеют. Но жертва Иисуса лжива до мозга костей: какую жертву мог принести нам человек, одержимо верящий в своё бессмертие? Какую жертву он принёс своей жизнью, если по христианскому мифу он неумирающий сын Бога? Если он бессмертен, если он воскресает как по мановению волшебной палочки по воле Отца, то можно ли считать такую "жертву" жертвой, не есть ли это великое общечеловеческое надувательство, великая ложь? Жертва Иисуса лжива ещё и потому, что он вместе с христианством наделяет нас грехами, от которых потом якобы освобождает, своей "жертвой". Своей мнимой жертвой он ставит себя над всеми - эдакий незрелый поступок мальчика, который нафантазировав в своём сознании кары небесные на головы людей вдруг, возомнив себя спасителем, требует к себе уважения, считает себя вправе учить человечество и, опять же впав одержимость своих химер, лезет на крест, принимает псевдомучиничество, которое не длилось и полдня. Быстрая и почётная смерть на кресте - разве может она идти в сравнение с медленной смертью людей в застенках фашистов при всех диктаторских режимах? Может ли она идти в сравнение с умиранием детей больных раком или другим недугом?

Гипатия не хотела быть жертвой, не лезла в спасители мира, не возвышалась над другими, но просветляла их ум свободой мыслить самостоятельно, не брать на веру то, что можно проверить или сверить со своей совестью, с нравственным законом. Гипатия пала жертвой христианской клеветы, клеветы Кирилла Александрийского, христианского святого (позор). Зависть Кирилла к мудрости Гипатии толкнула его к гнусной травле девушки. Христиане так и не покаялись за кровь невинной жертвы Гипатии, за кровь миллионов людей во всей человеческой истории. Христиане ещё и воры: они попытались выкрасть у Гипатии её судьбу и приписали её Екатерине Александрийской, фактически совершив зверство над невинной девушкой, они под другим именем занесли её в свои святки. По словам П.Ф.Преображенского, "жертва христианского фанатизма и изуверства превратилась в христианскую святую". Это ли не пример лицемерия и трусости христианской религии и церкви, это ли не пример цинизма её иерархов?

Но торжествует Правда, попирая в прах церковную ложь, мы сегодня чтим и помним Гипатию, чтим и помним не потому, что нас призывают чтить и помнить её, как ежегодно нам напоминают чтить и помнить Иисуса, а потому, что она для нас символ великой Женщины-Человека и Человека-Женщины свободной от предрассудков, одержимости, трусости, она для нас образец величия женщин всего мира, которых мужские сообщества всегда пытались подчинить себе, пытались принизить, втоптать в грязь, обесценить их душу, сведя всю их ценность только к телу, которым всегда хотели обладать, подчиняя своей похоти.

Гипатия - символ великого Духа - Духа, выросшего в теле и сознании великой женщины. Она не успела стать матерью, но её многочисленные ученики были её духовными и интеллектуальными детьми. Она была и есть Человек с большой буквы. Она есть символ просвещённого человечества, общечеловеческий символ свободы духа, равновеликости и равноценности человеческих душ без различения на женские и мужские.

Образ Гипатии светит нам звездой: днём как Солнце, ночью как Полярная Звезда, символ мудрости.

фильм "Агора" о Гипатии https:// ok.ru/ video/ 255413390025