ГОРОД И ХУДОЖНИК
Зал Дворца культуры имени Кирова полон. Собравшиеся внимательно слушают молодого художника-проектировщика Александра Леухина, который свой рассказ сопровождает показом цветных слайдов. Вот то, что предстало на экране, и вызвало острейший интерес присутствующих.
Леухин показывал фрагменты улиц, музеи, панорамы городов Минска, Баку, Набережных Челнов из… будущего.
Мало сказать об этих проектах, уже получивших признание в нашей стране и за ее пределами, что они смелы. Они поражают совершенно новаторским подходом в творческих исканиях авторов.
Художники задали себе очень простой вопрос:»Что такое тротуар? После проведенного анализа пришли к выводу, что это, так сказать, «ничейная земля», которая никогда не благоустраивалась. Никогда! А почему? Нельзя ли попробовать?
Так возникла идея тротуара. Проект создавался на основе города Минска.
Представьте себе всем знакомую пешеходную дорожку, сбоку которой стелется с меняющимся диаметром труба-шина из пластмассы. Труба несет в себе массу полезных функций. В ней –цветочницы, информационные установки, зоны отдыха, питьевые фонтанчики, автобусные остановки, подземные переходы, всевозможная реклама, камеры хранения, часы, барометр. Проектировщики учли даже заботы владельцев собак – специальные крючки, куда можно на время прикрепить поводок от ошейника.
Большое место в рассказе художника занял проект города Баку, где сохранены в новом качестве уникальные пластика и структура древнего города с его многовековым фундаментом.
Стены магазинов в центральной части превращаются в подвижные витрины, потому что идея проекта – сохранить атмосферу очень оживленного центра сегодняшнего Баку – стирание границ между самой улицей с потоками людей и не менее заполненными салонами магазинов, ателье, кафе…
Все мы привыкли понятие «наглядная агитация» ассоциировать с лозунгами, плакатами, «молниями». Проектировщики находят эти формы устаревшими и предлагают взамен телеэкраны в цехах, динамические установки, световое табло, оперативно и более подробно информирующие о новостях. Работая над проектом комплекса КамАЗа, они нашли прекрасным средством наглядной агитации … огромное зеркало на всем торце высотного производственного корпуса, в котором отражаются другие корпуса завода.
Учебно- экспериментальная студия Союза художников СССР , эта, образно говоря, «фабрика идей», создана под Москвой, на творческой даче Синеж в 1972 году. В ней, кроме Александра Леухина, работают и другие казанские художники-проектировщики – Евгений Голубцов, Рашид Сафиуллин, Николай Артамонов. Они занимаются проектированием среды, в которой находится человек.
Проекты молодых художников демонстрировлись на больших выставках дизайна в Москве, Венеции, западном Берлине. Александр Леухин и Рашид Сафиуллин награждены за проекты дипломами Ленинского комсомола и Министерства культуры СССР.
В этот вечер перед присутствующими выступили также художник-живописец Р.Имашев и референт Союза художников ТАССР С. Бричак. Они рассказали о творческой деятельности ведущих художников республики, о работе молодежной секции Союза.
Вечер встречи учителей школ с художниками во Дворце культуры имени Кирова организовал Приволжский райком КПСС города Казани. Это очередное занятие учителей – слушателей школы системы политического просвещения, в которой занимается более четырехсот человек.
Положено начало серии запланированных встреч с людьми творческой профессии – поэтами, писателями, композиторами. Живое общение с деятелями литературы и искусства, несомненно, поможет педагогам в таком важном и очень нелегком деле, как художественное воспитание подрастающего поколения. Сделан практический шаг по выполнению программы сотрудничества между коллективами школ и творческих союзов, намеченной январским пленумом работников литературы и искусства нашей республики.
Светлана КИМ. Газета «Советская Татария»
13 февраля 1977 года.