1. 34. Трудовая повинность

Борис Иванов 41
Лето. Воскресенье. Вечером очередная серия «Тарзан», где природа, звери и понятные взаимоотношения между человеком и зверями.
      
Ведь это так близко и понятно нам с Генкой. Надо пойти посмотреть фильм, но как?
      
-«Мама, дай сорок копеек на кино?»  Стоит, смотрит на нас.
- «Дам».  Обрадовались.
      
Ну, сегодня все получается,  как по маслу идет. Да не тут то было. Слышим дальше. Вон берите. Смотрим, стоят тяпки. Берите и идите, полите картофель.
       
Время к фильму подойдет, получите по двадцать копеек каждый.
       
Да вот не повезло. Взяли, протяпали  картофель. Получили. Посмотрели. Довольные вернулись домой, а Генка говорит, да хорошо иметь родителей, когда они всегда могут помочь тебе.
         
А я промолчал и  подумал, ничего себе помощь.
         
Конец лета. Привозят две машины чурбаков в основном это береза и  лиственница. Лежат. Ждем морозов.  Наконец мороз.
         
Колем с братом не спеша, каждый день, чурбаки, колем и складываем в поленницы вдоль забора. Вначале клетка из поленьев метра полтора высотой, чтобы держала поленья, не рассыпалась. Доходим,  укладывая поленья, делаем вторую клетку и так, пока две машины чурбаков не расколем. Почему зимой? Да все просто. Сырая замерзшая чурка, от удара раскалывается как орех. А если тепло, вязнет в ней как в чем-то липком,  в особенности, если это чурки  из лиственницы.
         
Ну, вот сделали. Простоят эти поленницы до следующей осени, высохнут, вот нам еще одна зима в тепле обеспечена.
      
Да, а  когда топишь печь, то уметь надо вовремя трубу закрыть, чтобы тепло не ушло наружу в морозный воздух.
      
Рано закрыл, угарный газ в дом пойдет, да так что и угореть можно. Наш папа при этом упал с кровати, с трудом вытащил нас всех по очереди: меня Вовку и маму.
      
В общем, сидели  на крыльце, мерзли, смотрели на звезды, пока изба проветривалась.
      
Это на прииске «Золотая Гора» было. Когда закрываешь печь, надо сначала посмотреть на подгребенные в конец печи угли.
      
Вот уже пеплом закрылись, а огоньки пробиваются, в основном синие. Как их не стало, все можно закрывать, тогда печь тепло держит часов 12.
      
Так приходилось дважды в день топить.
      
Корова Зойка – бревенчатый сарай для нее. Вниз каждый день сено, чтобы ей тепло было. А утром понятно. Санки, ванна цинковая старая и вывозим на огород катюхи коровьи, располагая их равномерно по всему огороду. Так каждый день. Корова член семьи, от нее не только берешь молоко, но обязан и ухаживать за ней.
      
Лето. Мама собралась в  г. Зею к  родителям. Мы одни. Поручила сестре своей Людмиле доить Зойку.
      
Людмила опоздала. Зойка мычит. Пошел сам. Взял ведро. Полотенце. Помыл вымя,  привязал хвост к ноге.  Так как мама делала. Полной кистью за каждый сосок, сверху вниз нажимая, дзинь-дзинь, минуты 2 дзинькал, стакана 2 надоил и,  вдруг, вместо дзинь опустилась в ведро задняя нога Зойки. Все,  дойка закончилась. Ни капли молока больше. Пришлось срочно искать тетку.