1. 17. Золотоскупка

Борис Иванов 41
Отец мой в то время был начальником геологоразведочной партии.
    
1937 год открыли богатые месторождение золота, с запасом примерно на 20 лет. Включая, в том числе и так называемое промышленное золото, где содержание золота составляет по 4 грамма на 1 м3 породы.
    
Правительство решило начать добычу золота. Появился прииск Октябрьский. Способы добычи золота были разные: это ГМУ (гидромеханические установки) с промприборами, драги и небольшие шахты.
    
Для ГМУ и драг зимой велись так называемые вскрышные работы, бульдозеры убирали верхние  слои земли,  добираясь до пород содержащих золото.
      
Весной и летом, это примерно 3-4 месяца порода добывалась, промывалась. Затем золото проходило процесс обогащения с ртутью, переплавлялась и отправлялась на большую землю.
      
Различным людям, бригадам, которые назывались старателями, разрешалось мыть золото только на «хвостах», т.е. только на отработанной породе, или в местах, где невозможно было применить промышленную добычу.
      
Участок «Маристый» находящийся на северо-западе от прииска, считался самым богатым месторождением.
      
В годы войны, благодаря этому участку прииск сдавал тоннами золото, боюсь утверждать это, но слухи ходили.
      
Я с Генкой Масленниковым летом решили заработать, взяли лотки, в одном месте попробовали, в другом – золотишко было, но такие маленькие знаки. Плюнули мы на это, пошли на Маристый и остолбенели, прожилки песка с золотом, а золото пластинками как тараканы. Не утруждая себя наковыряли пенициллиновый пузырек и пошли сдавать в золотоскупку.
      
Приемщик посмотрел и сказал: «Ну, пацаны, вы и даете, нельзя там мыть золото, тем более брать его. Ладно, в первый и последний раз возьму, но не делайте этого больше». Получили мы с Генкой боны на 200 рублей.
      
Боны в виде облигаций с отрывными корешками, на них можно было все купить, даже белый хлеб, а также вкусные хлебо-булочные изделия, не говоря уж о конфетах.
      
В то время высококвалифицированные специалисты получали 120 рублей.  Я и Генка довольные, что все закончилось благополучно, поспешили по домам.
      
На следующее лето мы мыли золото уже на хвостах, использовали маленькие промприборы: проходнушку и бутару (от слова буторить перемешивать), у которой одна доска выше, другая ниже для стока воды смешанной с золотосодержащей породой. Это как две проходнушки с разными уровнями, (три доски, сколоченные вместе, а на них коврик из веточек) перемешивая породу, заливали водой, чтобы она стекала. Тяжелые частички золота и шлихи - железо оседали. Затем, лоток и золотишко в коробочку, потом тот же путь в золотоскупку.
   
На боны можно было купить любой товар из имеющихся, а также золотые изделия, например, кольца.
    
Изготавливать изделия из золота добытого,  самим запрещалось.
    
Прогноз запасов золота на прииске оправдался. Спустя тридцать с лишним лет, в прошлом многочисленный, примерно 20 тысяч жителей, прииск стал небольшим поселком.
    
Хотя рядом большие запасы  железной руды и руды на алюминий.