1. 16. Мартын

Борис Иванов 41
Так звали мою охотничью собаку сеттера. Это был хороший и верный на охоте пес.
      
Взяли щенком, отец откуда-то привез, он знал толк в охотничьих собаках. Затем учили общему курсу дрессировки: сидеть, лежать, возьми, но ему это наскучило, казалось, что он давно уже знает. Кобель был красивый, уши длинные, как лопухи, сам черный, кудрявый, глаза как бусинки, большие и влажные, нос холодный. Когда был маленьким, так от него вкусно пахло, не знаю, с чем этот запах сравнить, в общем щенком – сосунком пахло.
      
Подрос, следующая тренировка, поноску (палка, обмотанная тряпкой) бросаем, просили поискать, и странное дело, как будто не мы его учим, а он просто вспоминает, как это надо делать. Бросили «поноску», ходит челноком как игла слева направо постепенно отдаляется от нас, а когда находит, радости не передать, приносит, отдает, по слову «дай» и ждет похвалы, и как тут не похвалить, вроде бы не учили, а все сам знает. Кусочек сахара за это.
    
Кобель эмоциональный, когда собираюсь на охоту, не отходит, в глаза заглядывает, скулит,  проситься на охоту.  Собрался, сел на мотоцикл ИЖ-49, бросил тряпку на бензобак, а он тут как тут, лежит на бензобаке, поскуливает – ну поехали скорее.
      
Много разных историй с ним было, запомнились следующие.
      
На утреннюю зорьку на уток едем с ним вдвоем, по быстрому,  туда – назад, чтобы успеть к урокам. Встали на разрезе – водоем такой после того, как золотишко там взяли, стоим, налетели, стреляю - мимо и так несколько раз, не везет, пропуделял,  говорят охотники.
      
Совсем рассвело. Рядом по водоему стояли еще несколько охотников,  у них получилось лучше, чем у меня с Мартыном, 3, 4 подранка уток, которые в траве, в водоеме.
    
Говорю: «Мартын, ищи» – быстро он их на чистую воду выгнал, а я спокойно отстрелял. Мало того Мартын, спокойно – ну просто для него обычная работа, так он показывал всем своим видом – поплыл, взял, положил около меня, предварительно отряхнувшись на меня и рядом стоявших охотников.
   
Я беру уток,  укладываю в сумку, мужики говорят: «Ну, ты, парень, даешь – поделись», а я отвечаю: «А чем?»,  те: «Ну конечно, утками», а я в ответ: «А я думал собакой».
    
Промолчали. Пошли. Один сказал: «Придется собаку заводить».
    
Другой случай с ночевкой в копне сена весной, холодно, ледок ночью, днем чуть тает.
Подстрелил я крякаша, вечером в шурф упал, подошел, нет его. Стемнело. Пошли спать в копну сена. Зарылись в копну,  положил Мартына рядом. Чувствую,  замерзаю. Беру, распределяю его вдоль своего тела, чтобы теплее было. Засыпаю. Замерз. Просыпаюсь, снова стараюсь распрямить его, рычит, не хочет распрямляться, тоже замерз, лежит клубком как калач. Не выдерживаю, тормошу его голову рукой. Просыпается. Разворачивается. И так несколько раз за ночь.
    
В общем, переночевали. А утром Мартын спокойно по льду от шурфа к шурфу метров за 100 нашел все-таки крякаша.
    
Была весна. Отстрелялся я на утренней заре, взял четыре чирка и крякаша, но вот незадача, упал крякаш в воду с перебитым крылом и как в воду канул. Искал, искал, ну, нет его. А Мартын в метрах 50 что-то шумит. Иду, вижу, перекат: два водоема соединяются друг с другом. Мартын кого-то хочет поймать на перекате.
      
Точно, крякаш.  Хитрый,  нырнул   и хочет добраться под водой в другой водоем. Не удалось.
    
Следующий случай назидательный, конечно, для меня.
    
Пошли за рябчиками в сопки. Есть свисток, есть собака. Свищу мелодию на слова «Эй ты иди-ка …сюда», отвечают, идут. Три штуки пришло.
    
Я доволен. Мартин так себе. Делал стойку, когда они подлетали, стрелял, приносил, чувствую, ну, ни какого удовлетворения от сегодняшней охоты нет у него.
   
Идем дальше, вдоль сопки по осиннику.
   
Вдруг Мартын срывается и с редким лаем, что ему несвойственно, т.к. когда он делает стойку на дичь - лапа передняя поднята, хвост выпрямлен и дрожит, а стоит не шелохнувшись, ждет слово «возьми», как скажешь, в миг поднимает дичь. А тут бежит, изредка взлаивает. Я никак не пойму, к чему бы это. Оказалось, все просто. Зайца поднял и гнал на меня. Лай с хрипотцой все ближе. Смотрю,  чуть от смеха не давлюсь. Надо же, заяц бежит и издевается над ним, скорость у зайца выше, подождет Мартына и снова убегает, а тот догнать не может, ну, не гончая же, в самом деле.
    
Пока я думал об этом, а заяц рядом меня не видит. А тут береза – валежина. Заяц прыг, Мартын рядом тоже прыг, а я не знаю, в кого попаду, в зайца или Мартына, ну, конечно опоздал, выстрелил. Мартын через зайца, а заяц в обратную сторону.
    
До конца охоты, сколько я Мартына ни звал, не подходил ко мне, обиделся. Наверное, думал, я столько сил приложил, а ты не мог этого зайца взять.
      
Очень сожалел я, когда Мартын исчез, не в охотничий сезон, а в марте, когда собачьи свадьбы. Знакомый метис полу-китаец признался,  в темноте не заметил, что это Мартын, пристрелил, а шкуру на рукавицы, мясо, как положено, съели.
      
Хорошим товарищем по охоте был Мартын.