Рассказы про Ромку Капустина, ученика 3 класса

Михаил Захарович Шаповалов
      рис. Е.М. Володькиной 
    

      Не с той ноги

       Когда Ромка вернулся из школы, его мама и бабушка что-то готовили на кухне.
       – Я вернулся! – крикнул Ромка. Он бросил рюкзак на диван и стал не спеша переодеваться.
       – Как дела у тебя? – поинтересовалась мама. – Сколько пятёрок отхватил в школе?
       – Двойку по литературе получил, – хмуро сообщил Ромка. – Не повезло мне сегодня. Наверное, не с той ноги утром встал.
       – А что спрашивали? – огорчённым голосом, поинтересовалась мама.
       – Учительница, Алла Петровна, спросила, кто написал басню «Ворона и лисица». Я ответил, что написал её писатель Александр Пушкин. Но оказалось, что написал эту басню писатель Иван Крылов.
       – Ты это должен был знать, – удивилась бабушка. – Мы ведь с тобой эту басню Крылова наизусть учили.  Я очень удивлена, что ты забыл, кто написал эту всем известную басню!      
       – Да просто я сегодня не с той ноги встал, – безнадёжно заявил Ромка. – Поэтому у меня сегодня одни неудачи. Вот сегодня, когда возвращался из школы, мимо меня, на большой скорости пролетела машина. Она выскочила на тротуар и врезалась в дерево. Чуть меня не сбила.
       – Ого! Ужас какой! – воскликнула мама. – А кто за рулём был?
       – Женщина. Но она не пострадала. Из машины сама вышла. Вот что значит, встать утром не с той ноги, – обречённо заявил Ромка. – Можно сказать, что мне повезло.
       – Причём тут «встал не с той ноги!» – возмутилась мама и добавила иронично:
       – Верят во всякие суеверия и приметы только малообразованные люди. Хотя… можешь пометить чернилами ногу, с которой тебе утром нужно вставать с постели. Чтоб без ошибки.
       – Лучше зелёнкой помазать, – подсказала бабушка. – Зелёнка труднее с ноги смывается.
       Ромка тяжело вздохнул и совсем обречённо сказал:
       – Я ещё сегодня телефон потерял…
       – Ну это, уж слишком! – растерянно прокомментировала мама. – Насчёт телефона будешь с папой разговаривать. Я вижу, у тебя сегодня день сплошных неприятностей.
    Но Ромка вдруг хитро усмехнулся, зашёл в ванную и, через минуту вышел оттуда, сияющий, словно утренняя звезда. В руке он держал телефон.
       – Мама и бабушка, внимание! Чего это вы такие кислые? Улыбнитесь. Станьте поближе друг к другу. Вас снимают. Улыбайтесь! Улыбайтесь!
Ведь сегодня – первого апреля, никому не верим!
       – Вот проказник, – пробормотала бабушка. – Обманул. Я ведь ему поверила!
       – Я тоже поверила, – засмеялась мама. – А ногу зелёнкой мы ему всё равно вымажем.

       Неправильная пословица

       В ночь с субботы на воскресенье Ромке приснился ужасный сон. Ему приснилось, что учительница Алла Петровна на уроке математики вызвала его к доске, решать пример. А он решить этот пример не мог. Он стоял и молчал у доски. В общем, у него был очень бледный вид. Хотя пример был совсем не сложный.
       – Наверное, тебя на следующем уроке математики, учительница вызовет к доске, – предположил Мишка, старший брат Ромки. – Это сработала твоя интуиция. А твой ужасный сон – предупреждение. Так что, готовься к математике.
       В воскресенье Ромке пришлось попотеть. Он сделал в тетрадке домашнее задание, вспомнил приёмы сложения и вычитания чисел, повторил по памяти таблицу умножения.
       Сон оказался вещим. Так про сон говорят в основном дедушки и бабушки, когда их сон, как им кажется, сбывается.
       Открыв журнал, учительница, Алла Петровна, пробежала глазами по списку учеников, а затем суровым голосом произнесла:
       – Рома Капустин, к доске! Тетрадь оставь на парте. Покажи, как ты решил примеры в домашнем задании. Пиши на доске первый пример.
       Ромка даже обрадовался, что его вызвали к доске. Не зря он готовился к уроку. Он легко решил два примера.
       – Молодец! – с нескрываемым удивлением, сказала Алла Петровна. – Вот бы ты, Рома, так готовился к каждому уроку. Ведь можешь. Садись. Пять!      
       И она впервые поставила Ромке в журнале пятёрку. Это было впечатляющее зрелище!
       В среду опять был урок математики. Но Ромка к нему не готовился. У него на уроки времени не было. Он с Мишкой в шахматы и морской бой весь вечер играл.
       «Толку нет готовиться, силы тратить, – думал Ромка. – Всё равно на каждом уроке не вызывают к доске. А я на прошлом уроке отвечал. Есть даже такая пословица, кажется про школу: Дважды в одно место снаряд не падает. Приду в школу пораньше и спишу домашнее задание, – решил он. – Это можно сделать за пять минут».
      В среду урок математики был первым. Ромка едва успел списать домашнее задание у друга, Лёньки Ракитина. Только списал, как звонок на урок прозвенел.
       В класс пришла Алла Петровна, и сразу же дежурная по классу собрала тетради с домашними заданиями. Алла Петровна предложила всем ученикам самим прочитать следующий параграф в учебнике, а сама стала проверять тетради.
       – Вот не знаю, – сказала грустно Алла Петровна, – кто у кого списывал. Но у Ромы Капустина и у Лёни Ракитина примеры решены одинаково неправильно. Ставлю двойку одному и другому.
       – У кого ты списывал! У Лёньки Ракитина, такого же троечника, как и ты, – ругал потом Ромку брат Мишка. – Надо было у какого-нибудь отличника списывать. Например, у твоей соседки по парте, у Юльки Муравьёвой.
       – Да у меня времени не было проверить решение, – оправдывался Ромка. – Меня на прошлом уроке Алла Петровна к доске вызывала. Я думал, что как в пословице, дважды в одно место снаряд не падает.  Неправильная эта пословица!

       Ангина

       Вот уже два дня Ромка не ходил в школу. У него была ангина. Это болезнь такая, когда болят горло и голова, и у больного высокая температура. При этой болезни у больного пропадает аппетит, так что он даже конфеты не хочет есть.
       Он лежал в постели, пил таблетки и витамины, и страдал, потому что ему очень не хотелось болеть.
       – Ты, Ромка заболел, наверное, потому, что голым на балкон выходил, – ворчала бабушка, – А день был холодный, и ветер дул.
       – Не был я голым, – тихо возмутился Ромка. – Я в шортах был.
       – Вот именно, – сказала бабушка. – Может быть и молоко холодное из холодильника пил…
       – Не горюй, Ромка! – ободряюще сказал папа. – У тебя организм молодой, скоро выздоровеешь.
       Мама сунула Ромке подмышку градусник и спросила:
       – Ну как, после таблеток, тебе лучше стало?
       – Вроде лучше, – ответил хриплым голосом Ромка.
       – Сядь, посиди на диване, – попросила мама. – Всё время лежать тоже вредно.
       Ромка сел на диван и стал смотреть в окно, за которым шёл мокрый весенний снег.
       – Мишка записался в секцию бокса, – сказала мама. – Нос ему разбили, а ему нравится боксировать. А ты, Ромка, чем бы хотел заниматься, интересным?
      – Люблю смотреть как растёт кактус, – сказал грустно Ромка. – Сижу, смотрю… смотрю… смотрю…
      Конечно, если бы Ромка не болел, он бы сказал что-нибудь бодрое и весёлое.
       Но сегодня у него было другое настроение.      

       Плохой почерк

        Вечером Ромка, не торопясь, с перерывами, делал уроки. 
       Неожиданно к нему в комнату вошёл папа.
       – Дай мне свою тетрадь по русскому языку, – попросил папа. – Хочу посмотреть, что вы сейчас в третьем классе изучаете? Что вам на дом задают?
       Ромка удивился. Папа редко проверял у него дневник и тетрадки. Наверное, сегодня он какую-нибудь передачу по радио для родителей послушал и решил заняться воспитанием.
       Он протянул тетрадь папе, и доложил:
       – Недавно мы контрольную писали на уроке. Я тройку получил.
       – Хвалить не за что! – оценил папа слова Ромки, и стал листать тетрадь. Дойдя до последней страницы, он заметил:       
       – Очень оригинально написана твоя последняя контрольная работа. Некоторые буквы не разберёшь, то ли это буква «о», то ли буква «а», то ли это буква «е», то ли «и»? Буквы зачёркнуты, не догадаешься, что написано. Как я понимаю, ты таким образом хотел учительницу обмануть. Она тебя пожалела, а я бы на её месте тебе поставил двойку.
       – У меня почерк плохой, – стал оправдываться Ромка.
       – Что-то ты темнишь! – усмехнувшись, сказал папа. – Скрываешь! Вот у тебя написано, не поймёшь, что; то ли карова, то ли корова, то ли дарожка, то ли дорожка. Скажи, какое будет проверочное слово в слове «победили»?
       – «Победа», что ли..? – чуточку поразмыслив, ответил Ромка.
       – Правильно! – сказал папа. – Знаешь ведь.
       Папа ушёл, а Ромка с грустью подумал:
       «Это из-за Юльки Муравьёвой, я чуть двойку не схватил. В тот день не было её на уроке. И мне не у кого было списать. Надо с Юлькой поговорить. Нехорошо отличнице уроки пропускать».
               
       Ромка – сыщик

       Мама пришла домой, что-то долго искала в кухне, заглянула в холодильник, а потом сказала:
       – Всё осмотрела, а найти не могу.
       – А что нужно найти? – спросил Ромка, откладывая книгу, которую читал. Это был детектив об одном замечательном сыщике, который легко и ловко раскрывал самые запутанные преступления.
       – Да вот, твоему отцу я передавала пакет с пельменями и мандаринами. Пельмени лежат в холодильнике, в морозилке, а мандарины я никак найти не могу.
       – Не волнуйся, мама! – бодро крикнул Ромка. – Я сыщик. И сейчас же начну поиски пакета с мандаринами.
       – Ты, сыщик! – засмеялась мама. – Я уже всё обыскала, даже  шкаф для одежды проверила.   
       – Не беспокойся, мама, – сказал Ромка. – не мог же папа потерять мандарины. Он их очень любит.
       Ромка закрыл глаза и принял сосредоточенный вид. Он назвал его «Позой задумчивости». Такую позу он однажды видел на картинке в журнале.
       «Я сейчас сосредоточусь и мысленно составлю план расследования. – думал Ромка. – Я сосредотачиваюсь, сосредотачиваюсь, сосредотачиваюсь…»
       – Что с тобой происходит? – с удивление глядя на Ромку, спросила мама.
       – Я мысленно составляю план расследования, – бойко ответил Ромка. – Мама, ты что, не смотрела фильмы про знаменитых сыщиков, Шерлока Холмса, лейтенанта Коломбо, милиционера Анискина? Они всегда мысленно составляли план перед началом расследования.
       – Ладно, так ты уже составил план? – рассмеявшись, спросила мама.
       – Конечно, – сказал весело Ромка. – Давай позвоним папе и спросим, куда он положил пакет с мандаринами?
       – Ну, это я и без тебя сделала, – заметила мама. – Твой папа говорит, что вроде бы он положил мандарины в холодильник. Но толком он не помнит, и вообще, ему некогда.
       – Второй пункт моего плана – это запах, – задумчиво произнёс Ромка. – Но я не чувствую запаха мандаринов. Вот была бы у нас собака ищейка, она бы по запаху сразу нашла мандарины.
       – Где же её взять, – улыбнулась мама. – Научи нашу кошку Плюшку искать по следу.
        Кошка Плюшка, услышав своё имя, сказала «мяу» и тут же прибежала на кухню.
       – С Плюшкой искать мандарины бесполезно. Она только колбасу может найти, – высказался Ромка и сделал заключение:
       – Надо искать в холодильнике.
       Ромка тщательно осмотрел верхние полки холодильника, а потом залез в морозильную камеру. Он вытащил из морозилки пакет с пельменями, и под ними увидел пакет с мандаринами. Они ещё не успели промёрзнуть насквозь. Так что, не пропали.
       – Это надо догадаться, положить мандарины в морозилку! – укоризненно рассмеялась мама. – Да… А ты, Ромка, молодец! Вот ещё, мои тапки где-то затерялись. Поищи их.
       – Настоящий сыщик тапки не ищет, – гордо сказал Ромка и пошёл дочитывать детектив.

       Правила подготовки к контрольной

       – У нас скоро будет контрольная по математике, – сообщил Ромка родителям. – На следующей неделе. Надо бы мне как ни будь позаниматься, примеры порешать. Так что в воскресенье я с вами на дачу не поеду.
       – Наверное Ромка решил написать контрольную на отлично! – обрадовалась мама. – В таком случае, сынок, мы будем с тебя пылинки сдувать.
       – На пятёрку?! Такого никогда не было, – засомневался папа, а потом спросил:
       – А ты, Ромка, знаешь правила подготовки к контрольной работе?
       – Неужели есть такие правила?! – удивился Ромка, а потом, чуточку поразмыслив, заявил. – Ну, в принципе, я знаю, как готовиться к контрольной.
       – Тогда возьми ручку и напиши коротко, на одной страничке, правила подготовки к контрольной работе, – попросил папа. – Проверю твою сообразительность.
       – А вопросы задавать можно? – спросил Ромка.
       – Всё можно, – ответил папа. – Бери ручку и пиши.
       Выполнить просьбу папы оказалось не так-то просто.
       Ромка, держа в руках блокнот и ручку, с серьёзным лицом ходил по квартире и приставал с вопросами ко всем, кто появлялся в его поле зрения. В конце концов он напечатал на компьютере свои «Правила подготовки к Контрольной работе».
      Получились 8 пунктов.
1. Повторить пройденный материал.
2. Совет дедушки: Надо потереть ручку чайника и попросить раба чайника, джинна, помочь тебе.
3. Опять совет дедушки: Напиши шпаргалки и пользуйся ими. Научишься маскировке, конспирации и жульничеству. Может быть станешь разведчиком.
4. Совет брата Мишки: Нужно хорошо поспать перед контрольной. Перед сном надо три раза легонько хлопнуть себя по голове учебником и положить его под подушку.
5. Опять совет Мишки: Необходимо восстановить утраченные силы. Надо правильно поесть перед контрольной. Ешь конфеты, торт, мёд, варенье, пей фруктовый сок. 
6. Совет дедушки: Ешь овсяную кашу.
7. Совет мамы: Не переживай! У того, кто волнуется, теряется уверенность в себе. Так пишут учёные. Проверено в результате экспериментов на мышах. 
8. Совет Мишки: Сядь за свою парту и мысленно произнеси заклинание: «Я не трушу, не потею, всё я знаю, всё умею. Чики-пуки!»

       Папа прочёл Ромкин труд и спросил:
       – Ну, и какой пункт самый важный и нужный?
       – Первый, – сказал Ромка. – А всё остальное – шутки. 

             Попугай

       Мишка сегодня поймал попугая.
       Это получилось совершенно неожиданно.
       Когда они утром шли в школу, то за забором больницы, за деревьями они увидели сидящего на мусорном баке попугая. Он, вместе с воробьями, искал что-то съестное.
       Мишка пролез сквозь дыру в заборе, и сквозь кусты незаметно прокрался к баку. А когда попугай нырнул за едой, Мишка быстро кинулся к баку и поймал попугая.
       Он был жёлто-зелёным, небольшим, и у него был длинный хвост. Попугай недовольно кричал и щипался клювом за руку.
       – Что мы будем с ним делать? – спросил Ромка.
       – Как что, купим клетку, и попугай будет жить у нас в доме, – заявил Мишка. – Всё равно здесь он погибнет. У нас климат совсем не южный.
       – А родители разрешат? – с сомненьем спросил Ромка.
       – Конечно разрешат, – решительно сказал Мишка. – Не сомневайся. Только пусть попугай до конца занятий побудет у тебя в рюкзаке. В моём рюкзаке нет места.
       Перед началом уроков Ромка с трудом вытащил из рюкзака тетрадки, учебник и ручку. Он боялся, что попугай вырвется из рюкзака на свободу. А тот всё не мог успокоиться. Видно ему очень не нравилось сидеть в тесноте и в темноте.
       – Ой, кто это у тебя в рюкзаке?! – спросила удивлённо Юлька Муравьёва. – Это попугай?
      – Да, попугай, – гордо ответил Ромка. – Мой брат Мишка его сегодня поймал. Когда в школу шли.
       – Тут ребята набежали и стали рассматривать попугая.
       – Я такого попугая в зоомагазине видел, – заявил Вовка Сапожников. – Это маленький попугай. А бывают очень большие попугаи.
       – Ещё они бывают разного цвета, – сказала Вера Литвинова. – Перья у них бывают зелёные, синие, красные, серые. Симпатичные птички.
       – Ребята, у меня семечки есть, – вспомнила Юлька. – Я насыплю ему немного семечек. А то он, бедненький, наверное, голодный.
       – Смотри, чтобы он не задохнулся в рюкзаке, – предупредил Ромку Витя Селезнёв.  – Надо вентиляцию в рюкзаке сделать.
       Тут прозвенел звонок на урок и в класс вошла учительница Алла Петровна.
       Узнав в чём дело, она сказала:
       – Ребята, успокойтесь! Эта птица называется Волнистым попугайчиком. Его родина – Австралия. Там живут огромные стаи этих красивых птиц. Надеюсь, Рома Капустин примет меры, чтобы его попугай не мешал нам проводить урок.   
       – Он не будет мешать, – пообещал Ромка. – Он у меня в рюкзаке под партой будет сидеть. Не беспокойтесь, Алла Петровна.
        Так бы всё и было, но в конце урока беспокойный попугай всё-таки выбрался из рюкзака и стал суматошно летать по классу.
       Испуганный Ромка бросился ловить его. Другие мальчишки стали помогать ему. Девчонки визжали. А Коля Семёнов снимал всё на телефон.
       Уже прозвенел звонок, урок закончился, в класс пришёл брат Мишка, и с ним пришла одна девочка из его класса, Лиза Костенко.
       – Вот разиня ты! – недовольно прошипел Мишка на Ромку. – Выпустил попугая. Как его теперь ловить?.. Я девчонку из нашего класса привёл к тебе – показать попугая. У неё недавно улетел её попугай.
       – Это, кажется мой попугай, – сказала Лиза и обратилась к мальчишкам. – Не шумите, не пугайте попугая, пожалуйста! Недавно через форточку улетел мой домашний попугай. Его зовут Кешей. И у него есть подружка. Она очень скучает без него.
       Лиза подошла к попугаю, который сидел на люстре, протянула к нему ладонь и сказала ласково:
       – Кеша, Кеша…  помнишь меня… Лети ко мне… Ну, лети…
       Попугай повернул голову в её сторону, немного подумал, взмахнул крыльями и уселся на голову Лизы.
       Она схватила попугая и прижала его к себе.
       – Ура! – Закричали радостно ребята. – Она поймала его!  Он узнал её!
       Тут в класс пришёл завуч, Иван Михайлович и предложил:
       – Лиза, в нашей мастерской стоит пустая птичья клетка. Давай, посадим туда твоего попугая. Пусть он в ней посидит до конца занятий. Потом заберёшь его домой.
       Ромка и Мишка стояли и смотрели, как всё происходило. Они, по правде сказать, были рады, что всё так получилось.
       Всё-таки, это был не их попугай.