Штрихи к Секрету Обольщения Олеси Николаевой

Федоров Мистик
Штрихи о" СЕКРЕТЕ ОБОЛЬЩНИЯ" Олеси Николаевой
Сергей Федоров Проза.ру http://www.proza.ru/2019/04/26/825

В повести дважды фигурирует ванная и в квартире Медеи, и в квартире Михаила Андреевича. Фигурирует как место его убежища. Причём по совету самой Муси Романовой. Первый раз она подсказывает Михаилу Андревичу спрятаться в ванной от Медеи (тбилисской армянки,), пришедшей с целой сумкой деликатесов, и собирающейся "штурмовать" его. Второй раз Михаил Андреевич спасается в ванной на квартире самой Медеи, во время встречи Нового года, когда Медея пытается затащить его в постель, " успокаивая Михаила Андреевича, что они будут спать под разными одеялами, а ему надо отдохнуть после бессонной ночи. И Михаил Андреевич, помня совет Муси, спасается от Медеи в её же ванной. В финале повести Михаил Андреевич спасается в своей ванной и от Медеи, и от самой Муси, и от " Перламутрового Ангела" Ларисы, приводя всех, нежданно встретившихся героинь у него на квартире, в полное недоумение. Концовка комедии Буфф, а'lya  " Свадьба Фигаро". Медея и Лариса делят Михаила Андреевича и его квартиру, и Мусю, дочь академика и жену дипломата, обеспеченную даму, почти неожиданно пришедшую в эту квартиру, воспринимают как конкурентку, женщину по которой сохнет Михаил Андреевич. А он, как большой серый заяц ,бежит от них в ванную, и захлопывает дверь. Женщины готовы вцепиться в волосы друг другу, Муся бежит. Бежит в церковь. У Михаила Андреевича спасение в ванной, у Муси - в Церкви.
Ванная это и "келья" , отделенная от мира, и купель, омовение тела. Недаром Михаил Андреевич ездит по монастырям с мамой, и в одном их них встречает настоятельницу, одну из трёх его девушек, в которых влюбился, или пытался завести роман, одновременно. После неудачного романа девушка стала настоятельницей монастыря. ( Прообразом сему послужила реальная девушка, реальная строгая настоятельница , встретившая в монастыре своего любимого с молодой красавицей женой, и, давшая им приют. Но поначалу, Любимый, не узнал её.)
***
Так же в реальной жизни Медея хотела убить, спящего в кресле, Михаила Андреевича, а потом и себя. Два часа грызла семечки, глядя на спящего,  обдумывая убийство,  будучи во власти обиды. - Михаил Андреевич не принял ее шестнадцатилетнее "стояние под окном", и заботу о нем и его матушке. Не ответил пламенной любовью, которой горела она сама. ( Это уже продолжается восемнадцать лет, с 2001 года.)

2)
Надо сказать, что в реальной жизни Михаила Андреевича одна из его " страстных любовей" попала в сумасшедший дом после общения с ним. Автор, Олеся Николаева, не погрешает против истины. Звали её Наденька, она была свободным художником, имела сына 9 лет. " Влюбленные" изощрённо изводили друг друга, пока не расстались. Михаил Андреевич встретившись в Преображенской Пустыни с архим. Таврионом Батозским, пришёл к Церкви. С Наденькой пришлось прекратить отношения. Надя была художницей, настоящей махой. А Михаил Андреевич, совсем не Гойей, как сказала ему его матушка, познакомившись с ней.
В " Секрете обольщения" Сонечка попадает в сумасшедший дом, после ухаживаний Михаила Андреевича.
Я упоминаю  то, что явилось прообразом гениального произведения Олеси, результатом нашей переписки. Как прообразом сказок Пушкина были сказки Арины Родионовны. Но мы восхищается сказками Пушкина, а не  сказками Арины Родионовны. Это совсем не ситуация с "Тхим Доном" Шолохова и дневниками Крюкова. Никому в голову не придёт упрекнуть Пушкина в плагиате.

3)
Прочитав о себе, Михаил Андреевич так и не мог понять, в чем же секрет его обольщения, и даже спросил об этом Мусю. Муся промолчала. Он сделал вывод, что секрет не в нем, а в самой Мусе. Муся обольщала саму себя. Она полюбила его как больного, облезлого котёнка, которого спасла от верной гибели. Привязалась к нему. И чем задрипаннее и облезлее он был, тем большее сочувствие и участие к себе вызывал, отличаясь от благополучных и ухоженных котят и "надушенных" и причесанных кошек с розовыми бантиками. Он же был беззаветно предан ей. После смерти матушки, Муся, действительно, спасла его. Он напрашивался ей в сыночки, хотя они были одногодками. Муся приняла его, но больше трёх дней это сыновство не продлилось. При всей "задрипанности" Михаил Андреевич не был кисельной размазней. Его душу отягощало роковое прошлое, смерть однокурсницы по театральному училищу, с которой они пьянствовали и крутили романы. После своего обращения, Михаил Андреевич стал фанатично штурмовать небо, исполняя церковные предписания. Не знающий его жизни священник, на исповеди потребовал оставить Юлю, Юля спилась и погибла. Погибла под калесами грузовика, и как-то не случайно. Мать как оса жалила Мишу - Ты раздавил чужое сердце!       Миша защищался " исполнением воли Божией", но на сердце было тоскливо. Одна девушка погибла, другая попала в сумасшедший дом, позже он способствовал развалу семьи другой девушки. А потом влюбился в трёх " девушек" одновременно.  Послушницу храма , в который он ходил, своего педагога по живописи и " польскую" красавицу искусствоведа Третьяковки, с которой они друзья уже сорок лет. При встрече Муся сразу отметила завораживающий своей тайной, трагизм в облике Михаила Андреевича.

 
 4
 Однако она увидела  и Рублевскую лазурь в нем. За ним было небо, Бог. Много позже Михаил Андреевич услышав такую оценку себе, был удивлён. Его тайные усилия, духовная практика обоженья души, принесла слишком явные  и видимые результаты . Он светился, и Муся пленилась им. К этому времени от былого фанатизма Миши ничего не осталось. Он был гурман, сибарит, и ленив к подвигам, но сохранялось опытное знание духовной практики. И, готовясь к встрече с Мусей, он три дня возжигал в душе благодать Божию. И возжег! Встреча произошла в Институте Литературы, где преподавала Муся. Михаил Андреевич был ошеломлен её красотой, в волнении преподнес Мусе роскошный букет кремовых роз.Бывшая студентка, тоже пришедшая на встречу, букетик синих цветов. Они пили кофе на кафедре, и беседовали как давнишние и закадычные друзья. Михаил Андреевич принёс ещё и свои книжки. Среди них была книга " Арбатская старушка", об инвалиде Ольге Александровне Булгаковой , жившей почти в самом Арбатском ломбарде. Лежачая больная, она столкнулась с сатанинскими силами. Оказалось, что в тридцатые годы в этом доме проходили собрания сатанистов, поклонящихся скульптуре Мефистофеля Антокольского. О чем поведала другая старушка, жившая после Соловецкого лагеря в квартире у Лосевых на Арбате. Её друзья, артисты МХАТа, постоянно посещали эти собрания, пока для поклонения не была выставлена скульптура Мефистофеля. Увидев, с кем они на самом деле имеют дело, артисты , муж с женой, сбежали.

***
5)
Михаил Андреевич начал сходить с ума, посещая Арбатскую старушку, не спавшую по ночам от ужаса перед темными силами. У Олеси хорошо передана духовная обстановка квартиры "Пиковой дамы". Её, действительно ,по благословению священника вывозили на квартиры знакомых старушек, трижды проводили дезинфекцию, выбрасывали старую рухлядь, вместе с ящиком полным амулетов темной символики. Но клопов так и не победили. Они приехали обратно вместе с Ольгой Александровной, "Пиковой дамой". У неё были атрофированы ножки, и Олеся очень точно воспроизводит её портрет, облик. А вот картину Михаилу Андреевичу подарила другая старушка, знакомая " Пиковой дамы". Подарила целый ворох картин умершей самодеятельной художницы, среди них был один ,профессионально сделанный ,пейзаж в раме. "Самоделки" Михаил Андреевич выбросил, а пейзаж повесил в длинном тёмном коридоре коммунальной квартиры, где они жили вместе с мамой. Соседи делали всякие пакости им, стараясь вытурить их из квартиры. И даже на свою голову сильно задели матушку Михаила Андреевича. В итоге их самих как ветром сдуло из квартиры, а обидчица быстро умерла. Матушка знала за собою такую способность, и старалась никогда ни на кого не обижаться, не включать мистические силы души, но соседка Екатерина Сергеевна уж очень постаралась. " Матросы так не ругаются, как Катя ругается!" - говорила матушка. После выставки Джуны в Доме Композиторов, она стала договариваться о встрече с ней, как с родственной натурой. Джуна согласилась. Духовник Михаила Андреевича сумел в последний момент предотвратить эту встречу, рассказав из собственного опыта, какие страшные явления происходят с людьми , обращающимися к Джуне, как пострадали его духовные чада, женщины. ( Одна вызвала Джуну к умирающему сыну. " Мама у неё рога!!!" - кричал умирающий ребёнок.).               
Как-то матушка очень сильно переживала, что не может попасть на концерт в Дом Композиторов. Что-то обрушилось на балконе в зале, и концерт не состоялся. Не смог завестись экскурсионный автобус в Пушкинских горах, когда матушка  опаздывала, и не пришла. На следующее утро, когда она появилась в автобусе, экскурсовод воскликнула - " Так вот, из-за кого вчера не состоялась поездка!"  Кавказец сосед пытавшийся захватить бывшую коммуналку, в которой мы остались одни, и вместе с племянниками, угрожавший проломить мне голову, если мы не пустим их  в освободившиеся комнаты, через несколько месяцев умер от сердечного приступа. Ему было мало целого этажа над нами. Олеся в водевильных тонах описывает Матушку Михаила  Андреевича, но это равносильно в водевильных тонах описывать Джуну. Кстати матушка говорила, что когда после рассказов духовника испугалась встречаться Джуной, Джуна сама выходила в потусторонний космос, и долго смотрела на Матушку, почему он не захотела встречаться с нею.
А рассказ Олеси о явлении доктора Чехова в его доме-музее, это явление духа Горького на вечере Цыганского романса во время застолья в его доме музее ( 19 января 2002 года) Горький очень любил дружеские застолья, и ,будучи невидим почти для всех, с удовлетворением смотрел на гостей интеллектуалов и артистов, попивающих вино, и ведущих душевные разговоры ( о цыганской жизни. Среди них заводилой был создатель цыганской энциклопедии Адольф ....?)
Кстати Матушка 15 лет проработала в музее Чехова, Танеева, Левитана под Звенигородом, и у нас в доме действительно был кофр, с которым Чехов путешествовал на Сахалин. Путешествовала на Сахалин и матушка на международный Конгресс   посвященный девяностолетию путешествия Чехова на Сахалин. Она хотела привести с собой кофр, но прежний директор Мироманов энтузиаст умер, а новый, его сын оказался только менеджером. Матушке предлагали продать кофр Чехова, но она отвечала - " Продать, это предать!" И передала кофр за символическую сумму  в музей Чехова в Мелихово.
В освободившихся комнатах Михаил Андреевич повесил картину из коридора над диваном. И почти вплотную, лёжа, рассматривая её, поражался тонкости и импрессионистичности письма. Если бы не знал, что картина принадлежала старушке, посчитал бы ,что её писал Сислей, или кто-то из импрессионистов. И оказался прав! Автором картины был Карпатти Иено, венгерский импрессионист Парижской школы. Потом картина была продана за несколько тысяч долларов, ( по тем временам деньги очень большие) через Третьяковскую галерею, усилиями " польской, платонической любви" Михаила Андреевича. И на эти деньги была издана первая книга "Встреча", и ещё на жизнь осталось. Кстати, ранее, Михаил Андреевич на могиле Пушкина обратился к нему, как духовный столп, умным прозрачным силуэтом возвышающимся над землёй,  - " Пушкин! Помоги издать книгу!
- " Помогу!" - ответил Пушкин с пятидесятиметровой высоты. После продажи картины с приключениями, через три месяца Михаил Андреевич забирал из типографии тысячу экземпляров книги.
Михаил Анлревич ,посещая " Пиковую даму", и начиная сходить с ума от бесовского присутствия, взбунтовался против послушания духовнику работать дворником в Союзе писателей СССР, на участке Андрея Платонова, и решил рвать с духовником. Но обратился к старцу затворнику за триста километров от Москвы. И ничего не объясняя, попросил помолиться о нем. Старец запретил посещать старушек, кроме двух, и назвал их имена. Арбатскую старушку не оставили, она прожила ещё больше года. У Олеси " Пиковая дама" умирает в ночь, когда подарила Михаилу Андреевичу картину.

6)
В повести Олеся упоминает, что Михаил Андреевич жил в имении под Москвой, которое посещал Михаил Афанасьевич Булгаков. Это действительно так и было. Булгаков со второй женой Любовью Белозерской летом 1926 года жили в соседней деревне Кутузово в доме Понсовых, которые были родственниками хозяев имения. Наиболее религиозная и мистическая литература, после революции была собранная на чердаке, почему Михаил Афанасьевич и к копался там в книгах Якова Беме, Елены Блаватской, Анни Безант, и других мистических авторов. Возможно эта литература в Крюково и поспособствовала написанию романа "Мастер и Маргарита". В имении так же жил и Сергей Соловьёв, племянник Владимира Соловьева, впоследствии ставший священником. Он был дружен со священником Сергеем Дурылиным секретарем Московского общества Владимира Соловьева, и  Дурылин мог посещать имение в Крюково. Олеся упоминает  книгу Сергея Дурылина, об имении, и это упоминание основанно на исторической реальности. Это все придаёт весомость " водевильной" повести Олеси.

 7)
В повести упоминается архимандрит, выпавший из окна. " То ли сам выпал, то ли ему помогли." Это архимандрит Иннокентий Просвирин, заместитель митрополита Питирима, по благословению Владыки возглавляющий Иосифо-Волоцкий монастырь, где было только три монаха и один дьякон. Остальные, человек тридцать, женщины, некоторые послушницы, своя матушка игуменья. Этот монашеский женский рой прибыл из Украины. То есть сначала прибыло человек шесть матушек, потом добавились местные. Из-за строительства  в селе Теряво экуменического центра, монастырь пользовался дурной репутацией. Истово православные искушались и не хотели туда приходить. Передавали, что о. Иоанн Крестьянкин тогда не благословлял в него поступать, сказав, что это не монастырь, а музей. Действительно на территории шли археологические раскопки. Было найдено много фрагментов посуды, штофов, изразцов, кованных гвоздей, скоб, оружия. Археологи мечтали найти могилу Малюты Скуратова. Одна из башен монастыря была местом многолетнего заточения Преподобного Максима Грека. На территории хоздвора стояло много военных машин, требующих ремонта. Шёл 1993 год, советские войска выводили из Германии, и списанные машины дарили монастырю. Народу ,восстанавливающего монастырь, было много , и самого разнообразного. Постоянно приезжали иностранные бизнесмены. О. Иннокентий постоянно их " отшивал". " Отшивал" он  и местное население, работающее  в монастыре в столярной мастерской, в котельных, на трапезной, в музее библии.  Строителей, уборщиц, электриков, женщин ,ухаживающих за коровами. О. Иннокентий был книжным охранителем Православия, как Иосиф Волоцкий, и не прощалось и малейшей слабости, поэтому увольнения были поставленны на поток. Особенно винопитие в день зарплаты. " Если так пойдёт и дальше, местные жители пойдут на монастырь с вилами" - говорил иеромонах о. Сергий Данков, глядя на обиженных людей. Из-за защиты Православия принципиально не отмечался Новый год, и демонстративно никого не поздравляли, хотя в это время в монастырь приехал семинар Гармаева, человек сорок. Народ отмечал тайно , по келиям. Безжалостными увольнениями о. Иннокентий подписал себе смертный приговор. Потому что, когда ночью на монастырь произошло нападение бандитов, монахов оборотней, никого из людей не оказалось рядом.  Бандиты через не закрытый на задвижки ход для собак, пролезли под воротами, связали молодого монаха привратника, взяв ключи отправились в корпус митрополита. Было два часа ночи, и о.Иннокентий работая с документами, задремал в кресле. Его избили монахи оборотни ( он их знал, и их выгонял ранее), привязали к креслу и сказали -" Сиди здесь. Вернёмся будем тебя кончать!" И отправились в залу, где находились дары митрополиту со всего света. Исполняя послушание, я дважды бывал в этой зале. Это пещера с сокровищами из арабских сказок. Там был и телескоп, и гигантские резные шахматы, драгоценные сосуды, книги и древние иконы, бутылки евхаристического вина. Посохи, облачения, митры усыпанные драгоценными камнями.  И сокровищница, и кабинет митрополита находились на втором этаже, но очень высоко. Пока разбойники хозяйничали в сокровищнице, о. Иннокентий как-то сумел подползти к окну, спрятаться за шторой, и развязаться. И,  отворив  высокое окно, прыгнул. Разбил голову и сломал позвоночник. Бандиты , вернувшись в кабинет митрополита, и , не найдя там о. Иннокентия, бежали. О. Иннокентий заполз в котельную, которая располагалась под домом, но истопника там не нашёл. Истопник был в другой котельной, на другом конце монастыря. Он обслуживал две котельные, поскольку  " дальний" истопник был уволен за винопитие. О. Иннокентий не мог подняться и долго полз к келарьскому корпусу, где была его келия, и жили кандидаты в монахи и почетные гости. Все проснулись на его зов о помощи. Отец Иннокентий сообщил, что на монастырь совершено нападение, распорядился группе людей зайти в столярную мастерскую, ( столяр тоже накануне был уволен, и тоже за винопитие), взять там лопаты, ломы, скребки, и совершить обход монастыря. Позвонил митрополиту Питириму в Москву и сказал -  " Владыка, смените охрану!" Описал, что произошло. Наутро вся площадь перед монастырскими воротами была забита машинами, приехавших следователей, духовенства, работниками издательства, администрации.  О. Иннокентия перевезли в Москву. Проболев год он умер в Ново -Спасском монастыре.
А накануне беды о. Иннокентий не разрешил мне находиться в монастыре. Мы спорили с "Ленинским" дьяконом, лет пятидесяти, о преподавании трудов Ленина в семинарии, я был очень раздражен на почитание дьяконом Ленина, и скептически отозвался о митрополитах. Моментально это было донесено о. Иннокентию, и он попросил меня уехать. ( Он уже давно
стал подозревать во мне церковного диссидента). В то врем    у меня были трудные обстоятельства. Матушка моя искренне огорчилась за о. Иннокентия.  -"Он выгнал Божьего человека!" Прошёл месяц, и в начале апреля случилась эта беда, и смерть.
Меня как громом поразили слова кузины - " Я заметила, что люди, которые нас обижают, через год умирают" Это была четвёртая смерть!
Олесю впечатлил этот рассказ, и в водевильной форме, она вориспроизвела его. Как юродивые шутовским образом говорили о самой Истине.
Михал Андреевич в повести говорит:
" А матушка моя, дорогая Муся, была ведунья!  Говорила:" Кто моего сынка Мишу обидит, тому не поздоровится!"   Так  и было".


***


8)
Олеся пишет, что Медея устроила операцию матушке , больной раком желудка, у академика. А до этого мать Миши не пускала её на порог квартиры.
Сам Миша не желал с Медеей общаться, поскольку она под чужим именем вкралась в доверие Матушке  (Медея была женой генерала КГБ, имела звание капитана).   Миша бросал трубку телефона, когда Медея звонила. В конце 2007 года был поставлен страшный диагноз матушке. Смертельный. Друзья помогали Мише деньгами на операцию.
Однажды Миша не мог выйти из дома, словно невидимая упругая стена преграждала путь. Миша, наученный ангельским и явлениями, подчинился и не лез напролом. Минут через двадцать невидимая стена рухнула, прозвучал голос, как голос совести, только извне - " Все! Можешь идти!"  Выйдя из дверей, на улице Миша нос к носу столкнулся с Медеей, "дежуришей под окнами" Вид у неё был несчастный. Миша сказал о грядущей операции, и попросил попробовать продавать его книжки. Медея просияла, и была счастлива. И продала немало экземпляров  "Арбатской старушки " Однажды из-за проверки в магазине, стала продавать под Крымским мостом, с которого собиралась прыгать. Михаил Андреевич по ошибке позвонил ей на квартиру. Этот звонок спас её. Но она и влюбилась в Мишу спасителя. У Медеи оказалась подруга хирург, которая консультировала на том же этаже хирургической академии, где лежала матушка. Изучив медицинское заключение, она посоветовала обратиться к академику Черноусову,  с просьбой , чтобы он делал операцию. Академик согласился. Операция длилась четыре часа. Матушка прожила ещё четыре года, а потом от перелома шейки бедра сгорела за два месяца.
Перед операцией академик спросил Матушку, крещения ли она? Матушка ответила утвердительно. Её повезли на операцию. Было долгое ожидание. Наступил вечер, стемнело. " Ночью что-ли будут делать операцию?" - думала матушка. Спросила дежурную сестру. " А вам уже сделали!" - ответила сестра.
Практически все, что описывает Олеся в "Секрете обольщения" основанно на реальных событиях. Кроме эпизодов с ванной. Это уже заливистый смех автора!

***

После " Секрета обольщения" " перламутровая" станет иронично нарицательным. И " чуйка," тоже. Вот две перламутровые жемчужины. Думаю, что повесть достойна перевода. И интересно как её воспримут в других странах? В Испании Михаил Андреевич может восприниматься как родственник Дон Кихоту. Такое поклонение и обожание Муси сродни поклонению Дульсинеи Тобосской. Тот же флер и миражи! Михаил Андреевич Таганцев становится самодостаточной для литературного бытия знаковой фигурой. А ванны, в которых он прячется, ветряными мельницами. Только масштаб " покланяемых" разный. И это вызывает улыбку и удивление, гротескность. Михаил Андреевич как будто не понимает, что Муся светская мировая львица, так занят своим личностным поклонением ей, и беседует с ней на равных. И Муся тоже видит творческие таланты своего Дон Кихота и тоже, беседует с ним на равных.
***

 Девятая часть " Штрихи к  "Секрету обольщения" Олеси Николаевой.
9)
Французы могут увидеть в Михаиле Андреевиче черты Паганеля. Даже возникает зарисовка воображения - Дон Кихот с копьем. Паганель с подзорной трубой. Михаил Андреевич с метлой от Союза писателей СССР.
Олеся пишет о молении Михаила перед чудотворной иконой Божией Матери, когда " попутно" его просит помолиться об умирающей матери печальный прихожанин.  Михаил молится о Сонечке, о ней вся его молитва. ( И потом она сходит с ума!) Но  поминает болящую старушку. "И что? Скоро она восстала с одра болезни"
 Это был действительный случай. Когда после страстных связей, после своего обращения, Михаил Андреевич влюбился платонической любовью одновременно в трёх жён. Послушница Николо-Кузнецкого храма особенно волновала его сердце. Своими переживаниями он делился со второй " любовью", которой даже делал предложение, но был отвергнут, но на всю жизнь они стали друзьями. Именно Наташа попросила его помолиться за умирающую бабушку. И бабушка прожила ещё полтора года. Созерцание во время молитвы в храме " Послушницы" придавало особую силу и дерзновение молитве за бабушку второй любви. Тогда, после нескольких акафистов Михаил Андреевич пережил чудо явления светоносной благодати, когда " случайно" помазал сердце святой водой. Это описано в рассказе " Утоли моя печали". О чем я поведал Олесе во время ночных " запойных" разговоров до половины четвёртого утра по Мессенджеру, так что я из-за высокого давления, и после инсульта, стал загибаться. ( Олеся упоминает, что у Михаила Андреевича плохо работала рука после инсульта.) И вынужден был просить прощения, что не смогу дальше разделять с нею её бессонницу. Посоветовал очень эффективное средство, которое отвергнул митрополит Климент, председатель издательского отдела и друг Олеси. Я советовал выпивать рюмку или две коньяка,  и заесть их десертной ложкой мака.  Владыка заявил, что это приведёт к наркомании. Олеся согласилась с ним, предпочтя бессонницу и беседы по компьютеру ( но с другими людьми).
Вот этот рассказик.

УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ
Вскоре после своего обращения я стал посещать Николо-Кузнецкий храм, где находится чудотворная икона Божией Матери “УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ”. Это был 80-й год. В то время настоятелем храма был протоиерей Всеволод Шпиллер, чьи замечательные проповеди привлекали в храм большое количество интеллигенции.
Как все новоначальные, я штурмовал небо. Это было время юности и романтических чувств. А восхищение моих приятельниц только усиливало мою аскетическую ревность. Одна из них попросила меня помолиться за свою бабушку, находящуюся при смерти. Я согласился, поскольку у меня была причина часто посещать Николо-Кузнецкий храм. То была романтическая страсть, которая побуждала меня посещать каждый акафист, читаемый иконе “УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ”. (Некая особа постоянно присутствовала на этих акафистах.) Я стал молиться. Это было долгое стояние на коленях перед иконой. Я переживал разные состояния. Иногда в разгоряченности казалось, что Богоматерь с иконы взирает на меня. Иногда нападало уныние, и молитва не шла. Но бабушке становилось лучше. Так продолжалось полтора месяца. Как-то я пришел в храм в очень мрачном и подавленном состоянии. Шел акафист. Как всегда совершалось освящение воды. Народ стал разбирать воду. Чтобы не было суеты и давки перед иконой, баки с водой перенесли на середину храма и воду раздавали уже там. Народ толпился вокруг баков. Другие продолжали петь перед иконой.
После освящения воды напротив иконы оставался стоять пустой стол, покрытый клеенкой, по которой растекались лужицы святой воды. Обмакнув руку в воде, я отер лицо, и еще раз зачерпнув воды с клеенки, расстегнув ворот рубашки, отер водою сердце. И вскоре об этом забыл. Однако минут через пятнадцать сердце стало напоминать о себе. Я стал чувствовать в себе его жизнь. Тонкая прохлада проникла в сердце (это было неудивительно). Я стал видеть сердце изнутри неким духовным зрением. Оно было темно. Как бы темная кисея наполняла его, нечто вроде похоронного крепа, сплошная “черная вуаль” заполняла все сердце. И в этом мраке горел свет. Тихий, белый и не рассеивающий мрак (мрак грехов).Я вспомнил слова Евангелия: “И свет во тьме светит, и тьма не объяла его”.
Я еще находился в храме, еще кругом был народ.  Уныние исчезло. Свет стал источаться из сердца, охватывать всю душу. Легкость была необыкновенная. Свет проникал во все капилляры, до кончиков ногтей. Все кругом преобразилось, ожило. “Невероятно, невероятно!” говорил я, идя по улице и прижимая руку к сердцу: “Господи помилуй!”. Все это продолжалось часа два. Постепенно этот свет как бы растворился во мне и стал невидим.
Потом я рассказал об этом своему духовнику. Он ласково смотрел на меня и сказал: “Только не ищите таких состояний”.
Сколько я потом ни тер сердце святой водой, ничего не выходило.
А бабушку врачи вытащили с того света. Она прожила еще года полтора.

                Март 1998  года.   
***

10)
В девяностые годы мы с друзьями бывали в женском Б...ом монастыре. Там и произошла встреча настоятельницы с её бывшей любовью и мои другом. Олеся ужаснулась переживаниям девушки, настоятельницы, увидевшей своего Любимого с красавицей женой. Эта сцена нашла отражение в "Секрете обольщения". Правда Олеся приписала её Михаилу Андреевичу, и без красавицы жены, а с мамой Михаила Андреевича. Прочитав повестьОлеси, я захотел  записать повествование о реальном событии, назвав рассказ " ВСТРЕЧА. НАСТОЯТЕЛЬНИЦА И ЕЕ ЛЮБОВЬ " ( Проза.ру  http://www.proza.ru/2017/04/04/2144)  Вот фрагменты из этого рассказа.

"В монастыре были строгие порядки. Большинство послушниц составляли девушки из сиротских домов, и молодая игуменья, только недавно ставшая настоятельницей, предприняла повышенные охранительные меры. Паломников не принимали, несмотря на то, что монастырь нуждался в рабочей силе, и был совсем не богат.

Она [( игуменья)] была красива, статна, молода, казалась царицей.

И вот опять, после встречи Нового года, мы в монастыре. Мы были готовы к тому, что нас развернут обратно. Я пошёл на переговоры с матушкой, а друзья остались стоять на улице недалеко от сестринского корпуса. Мать ''София'' вышла ко мне на лесничную площадку. Я начал с очень просительных ноток, рассказывая какие замечательные, духовные мои друзья, стоявшие недалеко, так что их было видно из окон лестницы.
Настоятельница твёрдо сказала мне, что они не принимают паломников, и нам надо будет искать пристанища в соседних селах. Но потом ее твердость явно поколебалась. К моему удивлению, после заметных борений и смятений, она согласилась оставить нас в монастыре. Сказала, что нам вскоре все приготовят для ночлега, еду будут приносить в залу. Когда мы все обговорили, и я готов был с радостной вестью идти к друзьям, я вдруг услышал стон женщины.  Едва слышно, на вздохе, она произнесла - Вы с Сашей приехали?
Я замер, не поняв, что произошло. Передо мной на короткие мгновения явилась любящая женщина, увидевшая своего любимого. Мне пришлось обьяснять ей, что Саша приехал в монастырь с молодой женой, а другая ( красивая) женщина - ее сестра. Наступила короткая пауза, вздох и сдавленное молчание. Потом настоятельница собралась с силами и любезно простилась со мной.
Когда я, ошеломленный, сообщил друзьям, что настоятельница нас оставляет пожить в монастыре, спросил Сашу откуда его знает настоятельница? Саша затряс головой в ответ, словно избавляясь от наваждения, не мог понять о чем я говорю. Напряглись женщины, сестра Татьяна со жгучим любопытством, жена с тревожным недоумением. Саша ничего не понимал, и было видно, что он ''безгрешен'' Мы долго стояли на морозе, дожидаясь пока нам все приготовят. Марина допытывалась, кто же эта настоятельница, и как-то по женски сникла. Я поддразнивал ее, говоря, что может быть настоятельница лежит на каменных плитах в храме, и стонет - ''Саша приехал! Саша приехал!"
Марине было не до смеха.
Вечером пришли в храм на службу. Саша всматривался в лицо настоятельницы и ... не узнал ее!
Напряжение и недоумение усилилось. Какие только предположения не высказывались о настоятельнице и Саше, одни фантазии сменяли другие. Супруги нервничали. Марина готова была простить мужу тайную связь, но сожалела, что Саша ничего не говорил ей. Я знал Сашу почти как монаха, и для меня происшедшее было неожиданностью. Он не оправдывался, ничего не понимая. И только на следующий день в храме, увидев глаза сестры настоятельницы все вспомнил.
Его духовник отправлял группы молодых людей, своих духовных чад, в паломничество по святым местам. Цель таких путешествий была создание новых супружеских пар. Саша с ''Софией'' и ''Натальей'' путешествовали поездом. Саша был красив и благороден как бог. София без памяти влюбилась в него. Но Сашино сердце не откликнулось на ее чувства. Они расстались после поездки, и больше не виделись. Саша ничего не знал о сестрах. И вот через несколько лет встретились в монастыре. Она с посохом настоятельницы, он с молодой женой."

***

11 часть " Штрихи на " Секрет обольщения" Олеси Николаевой.

После смерти матушки для Михаила Андреевич погасла Вселенная, которую она согревала своею любовью. Холод и мрак царили в душе Михаила Андреевича, он даже слегка завидовал умирающим знакомым. - "Отмучились!" Сам пребывая в мертвом состоянии, оцепенения и тоски, вошёл в интернет, и стал обращать внимание на удачные обороты в стихах некоей ,"Девушки с клироса". Так сам он определил положение незнакомой поэтессы, нисколько не сомневаясь, что эта девушка энтузиаст, у неё романтические героические порывы, и она готова принести себя в жертву ради святого искусства. Но, конечно , она любитель! Михаил Андреевич ещё не знал как обращаться с планшетом, чтобы посмотреть, кто такая эта Поэтесса энтузиаст, которой он иногда делал замечания, иногда снисходительно хвалил. Очень удивился, когда с её слов узнал, что она матушка. Михаил хорошо знал жизнь матушек, и как Пушкин считал, что матушка и хорошие стихи, две вещи не соместные. А стихи матушки, все больше походили на Пушкинские по своей образности, и были профессионально сделаны, Михаил Андреевич не мог не признавать руку мастера. Но планшет для него, возможности планшета, как для ноавоначального был закрыт.
Как-то в имение, в Крюково, где обитал Михаил Андреевич с другой Старушкой, и тринадцатью кошками, сам ставший четырнадцатым котом, вторым в иерархии после старого рыжего кота, пришёл местный поэт Гейне, и принёс книгу стихов с портретом Муси. Муси, с которой они уже месяц переписывались, обменивались мнениями о стихах, иногда даже сильно спорили." Девушки с клироса" Открыв книгу, Михаил Андреевич был ослеплен блеском орденов и наград литературных премий. Его "Девушка с клироса оказалась ИМПЕРАТРИЦЕЙ! Михаил Андреевич понял состояние Маши Мироновой в пожилой, благожелательно даме, узнавшей Императрицу Екатерину ll. Принёс свои извинения, Муся ответила,что он не так уж был и не прав, принимая ее за" Девушку с клироса", она пела и читала на клиросе в Переделкино. Переписка оживилась ещё больше, и вскоре Михаил Андреевич понял, что он влюблен в Мусю по уши. Его матушка, по которой он безумно тосковал, словно передала его в руки Муси, у которой самой было трое взрослых детей. Михаил Андреевич начал потихонечку оживать. Иногда они, находясь далеко друг от друга, вместе слушали "Кончерто гроссе " Вивальди, и влюбленному в Мусю Михаилу Андреевичу открывалась тайна музыки, как тайна любви. Муся просто жалела Михаила Андреевича, и хотела,чтобы он ожил. Однажды она повела Михаила Андреевича в итальянский ресторан, праздновать обретение пропавших денег. Михаил Андреевич на век стал её Дон Кихотом. Но своею бестактностью вывел Мусю из себя. Она решительно рвала с ним все отношения. Михал Андреевич испрашивл прощения у повелительница своего сердца. Они ссорились пять раз.

***

12)
Когда в реальности Муся выразила свою ревность к Перламутровой Ларисе,  Наташе, домработницы с Украины, Михаил Андреевич был огорошен, и изумлен." Разве божество может ревновать? И кого? Его!" Хотя слова Муси звучали сухо и хлеско. " Меня не интересуют Ваши шашни домработницей! " - ответила она на восхищения Михаила Андреевича Ларисой, ещё и как сотаинницей его любви к Мусе. Михаил Андреевич умудрился оправдывать своё восхищение, приводя в пример Данте, который всю жизнь поклонялся Беатриче как божеству, но имел на чужбине жену и детей, но лишь как что-то попутное. Действительно Михаил Андреевич написал Мусе, что у него теперь два Ангела, ( но Муся главный Ангел), и приводил слова Ларисы, что её чуйка подсказывает ей, что Муся любит его. И непосредственный Михаил Андреевич захотел поделиться радостью с самой Мусей.Много позже, когда в интернете Михаил Андреевич сравнил коллегу Муси по литературному институту с огурцом в очках, Муся ответила - " Ваша детская непосредственность когда-нибудь меня под монастырь подведет!  Это хороший писатель N, заведующий отделом прозы в "Новом мире" Принимал меня на работу, несколько лет был моим начальником. А тут он прочитает Ваши сравнения ( с огурцом в очках) и подумает - " Вот у неё какие френды!",-  и затаил обиду".
В храме, где работал Михаил Андреевич, у него был друг Евгений Аналитик и экзистенциалист, биолог, и механик, которому были совершенно чужды восхищения женщиной Блока и Данте. Он определял женщину, как автономную детородную установку. И не считал женщину за человека. Дескать и Евангелие не считает за человека. Был неудачно женат, устроил для себя жёсткий и аскетический образ жизни монаха подвижника. Не имел духовника (" У святителя Николая и преподобного Сергия не было ведь духовника!") Но эти самоназначенные подвиги привели к обратному результату. Из-за бесплодности усилий Евгений усомнился в бытии Божием, и стал ниспровергателем Православия. Не хотел задерживаться на Земле. Его вернули две внучки. " Если бы раньше мне сказали, что существует мистическая любовь, я бы не поверил. Сейчас мир захлестнула секс. Но это не любовь. А любовь к этим младенцем не имеет объяснения! Она мистическая!"

***

13
Олеся в повести пишет, что Михаил Андреевич с мамой попали в Имение благодаря более ранним связям  мамы. Истинно так! Мама Михаила Андреевича почти двадцать лет проработала в музее Чехова, Танеева, Левитана под Звенигородом, в деревне Дютьково, где до 1915 года, до смерти жил композитор Сергей Иванович Танеев, любимый ученик Чайковского, директор Московской консерватории.Через музей она познакомилась с учеником Танеева Пантелемоном Ивановичем Васильевым, который приезжал в Дютьково, и жил в доме Танеева, пока сам Танеев находился в Швейцарии. Охранял дом и следил за рыжим котом Танеева, сообщая в Швейцарию о состоянии его здоровья . (В нашем домашнем архиве сохраняется одна из таких открыток) Оказалось, что Пантелеймон Иванович жил в двухстах метрах от нашего дома, в конце улицы на Вспольном переулке, в двухэтажном доме развалюшке на первом этаже. Матушка зачастила в гости к Пантелемону Ивановичу, который был на сорок лет старше её, и вскоре он стал для неё кумиром и вселенной. Пантелеймон Иванович был другом Николая Карловича Метнера, за что и был арестован. В Москву из Лондона от Метнера приехал человек с оказией, он привёз письмо от него. Они встретились в ресторане Метрополь, и славно пообедали. После обеда посланец отправился в Лондон, а Пантелеймон Иванович в лагеря. Во время допроса его спросили, почему он поддерживает связь с врагом народа?
- Это для вас он враг, а для меня он друг! - ответил Пантелеймон Иванович . Получил пять лет.
Среди учеников Пантелеймона Ивановича игре на рояле, был профессор Зволинский, отец, которого бы расстрелян в  таких же лагерях. Отец, офицер и литератор, недаром к нему приходил Булгаков, был хозяином той самой Крюковской усадьбы. Благодаря многолетней дружбе с профессором и тайным монахом , иноком Никитой, Михаил Андреевич и оказался в Усадьбе Шмидтов-Зволинских, вместе с мамой.

***

14 глава
В Евангелии нет ни одного случайного слова. Такая же ёмкость и значимость в произведениях Олеси Николаевой. Каждый штрих, взятый из жизни, начинает звучать. Автор этих строк впервые в жизни погладил себе рубашку в  шестьдесят лет, через три года после смерти матушки. До этого ему казалось, что поглаженные рубашки сами возникают из воздуха. И погладить рубашку, не зная как это делается, для автора это был подвиг. И Михаил Андреевич гладит рубашку, собираясь в гости к Медее на Новый год, не зная что его там ожидает. И гладит сам рубашку уже после смерти мамы.
Автор этих строк, несколько раз , искушая автора повести своею бестактностью, приводя её в ледяное и вежливое бешенство, был поражен как прекрасна  она даже, когда гневается! И Михаил Андреевич тоже очаровывается гневающейся Мусей. Всюду жизнь!  У Олеси Александровны, до малейшей букашки, незначительного слова, связь с реально произошедшими событиями, почему так и живёт повесть. Отвечая одной недоумевающей даме в интернете, я написал ей, что произведения Олеси иногда могут быть водевильными, но не опереточными.
Кстати и два разных одеяла, под которыми Михаила Андреевича уговаривает спать Медея, таща его в свою постель, взяты не из воздуха. Внучка кошачьей Старушки жестоко разругалась с мужем, суперменом, - до развода!. Они жили в однокомнатной квартире в Химках, и мужу в то время некуда были идти. Бывшая супружеская пара спала на той же кровати, как и раньше, но под разными одеялами. Потом разъехались.

Не случайно Михаил Андреевич метёт монастырскую площадь. Михаил Андреевич пока учился вокалу в музыкальной школе, пять лет проработал дворником в Союзе писателей на Поварской, на участке Андрея Платонова. До этого он работал в музыкальном театре, выходил на сцену. Но духовник заявил, что театр это гадкое место, и настоял на работе дворником. Михаил Андреевич бунтовал, но за духовником стоял преподобный старец, абсолютно святой, перед волей, которого трепетал и духовник, и Михаил Андреевич. Преподобный писал Михаилу Андреевичу из своего затвора ,за  триста километров от Москвы, город Кувшиново.
Как-то когда Михаил Андреевич мел двор патриаршей резиденции в Переделкино, к нему подошла начальница, матушка Татьяна,и указывая на епископа, стоящего в очереди к о.Кириллу Павлову, спросила - Видишь этого епископа?
- Вижу.
- Гони! Метлой!
Духовным лицам, и особенно епископам, было запрещено без приглашения находиться на территории резиденции.
- Матушка, ну как же я буду гнать православного епископа, да ещё метлой?!
- Гони!
Что было делать. Послушание выше поста и молитвы. Все же отложив метлу, я подошёл к епископу, взял у него благословение, и спросил  - Владыка, а вы согласовали свое пребывание здесь с матушкой Татьяной? Поставили её в известность?
- Никакой матшки Татьяны я не знаю,  - ответил епископ, тревожность насупившись.
- Хорошо!- сказал я, и отправился за метлой. Пока медленно ходил за метлой, пока сообщал ответ матушке, епископ проскочил к о. Кириллу. Его отправляли а горячую точку на Украину, и перед отъездом он хотел побывать у своего старца.
И в "Секрете обольщения" Михаил метёт монастырскую площадь, и гоняет бесов, спрявшихся в развевающейся мантии наместника.
В реальной жизни наместник спросил Михаила зачем он приехал в монастырь?
- Так благословил духовный отец!
- Духовный отец ! Духовная мать!  Духовная девка! А что своей головы на плечах что -ли нет?! - ответил наместник.

***

15
Олеся упоминает, что к Михаилу  Андреевичу в имение приезжали его друзья. Он три зимы пробыл в Усадьбе в обществе друзей, пока к нему не поселили котовую Старушку мать, с которой они стали большими друзьями. Старушка относилась к нему как к своему третьему сыну. Сыновья были людьми успешными, не один раз бывали женатыми, и на какое-то время дом превратился в богатый трактир для холостяков , где лилось вино, и подавались самые изысканные блюда. Однажды утром, после очередного застолья, Старушка с беспокойством спросила Михаила Андреевича - "Сережа! Что же ты будешь завтракать?! В доме ничего кроме икры и красной рыбы нет!"
Два сезона в Усадьбе прожил поэт Владимир Гоммерштадт, и создал целый цикл стихов, посвящённый Усадьбе. Два месяца там прожила его бывшая жена полустарообрядка  Ирина.  Блаженная Марина просила меня приютить Ирину, когда их брак распался. Ирина была фанатичной, и считала, что единственная реальность нашей жизни - Смерть. И писание стихов мужем это  детское баловство. Сумела убедиь в этом мужа, добилась чтобы он выбросил томики стихов Пушкина, и затолкала его , Володю, в монастырь, в Оптину пустынь. В Оптиной в это время сменилось руководство, и атмосфера в монастыре была очень нездоровой. Ожидали конец света на днях, во всем видели происки жидо-масонов, утверждали, что все погибнут, кроме православных, и то, только Оптинских или Дивеевских. Прожив в монастыре  полгода, Володя сбежал оттуда к ужасу Ирины. Мать Володи возмутились духом, и выгнала Ирину из дома. Она стала бездомной. Нашла приют в Крюково, потом перешла к старообрядцам ( ради келии), освоила знаменные распевы. Занялась иконописью. Именно во время пребывания её в Крюково, я познакомил её со своим педагогом по живописи, Толстовкой, боготворящей Дионисия. Ирина стала заниматься у неё. Педагог объясняла ей, что без знания мирового искусства, нельзя понять и иконопись. Кругозор Ирины резко расширился. Года через два совместных занятий , педагог Толстовка начала подумывать о крещении, а старообрядца Ирина стала на квартирах преподавать девушкам пластику, потому что когда-то занималась балетом.
Одно из стихотворений Владимира Гоммерштадта посвященное Крюковской Усадьбе.
***
Усадьба. Безысходности пора.
Смурной ноябрь, безлюдьем одолев,
Надолго жизнь уводит со двора.
И засыпает дом, как старый лев.
Зима все сны вместила в снегопад.
И в оттепель, в преддверии весны,
Сосульками рисует водопад,
Стеклянный храм звенящей тишины.
Дом леденеет, сумрачно кряхтит,
В мехах песцовых, с синевой в тени,
Седым вельможей солнцу предстоит,
Весь помыслами врос в былые дни.
И вдруг – кольнёт многоочитый взгляд:
Ряд окон, схожих с ликами совы,
Века в глаза задумчиво глядят
Холодным взором, полным синевы.
***

Художник Анатолий Морев неделю работал в Крюково. Потом виды и интерьеры Усадьбы были выставлены в Доме художника. Приезжал по издательским делам писатель диссидент Эдуард Молчанов. Он очень умилялся рыжему коту Кисандрину, жившему со мною. После долгих бесед, чая и коньяка, когда было пора укладываться спать, обнаружили что кот спит на постели, приготовленной для Эдуарда. Эдуард не позволил его будить, и , к моему изумлению, расположился на подстилке рядом с кроватью. В середине ночи кот проснулся и ушёл гулять, и только тогда Эдуард занял освободившееся место.
***

16)
В повести Олеся пишет, как Муся изумляется мистическим рассказам Михаила Андреевича , связанных с ним с самим. Кажется, что это результат разгоряченного воображения Михаила Андреевича. Но вот старец о.Иоанн Крестьянкин прочитавший рукопись о пяти посмертных явлениях о. Всеволода Шпиллера, основном в храме, и давший ответ на каждое явление,  и признавший их, написал в письме к Мише
- И тебе, и о. Всеволоду нужна только молитва. И если ты окажешься неспособным хранить сокровенное, то отнимется у тебя то, что даруется! ... ...
Другой запредельный старец преподобный Павел Троицкий писал -
" Я его  [(Серёжу)] очень прошу, пусть держится своего духовника, и не ищет других. От добра добра не ищут. Береги, что имеешь." ... ...
Это очень перекликается с тестами "Секрета обольщения" о явлениях святых так же предупреждающих, наставляющих, возвещающих Истину. " Дорожи тем, что есть!"- говорит старец, явившийся Михаилу.
Но Олеся создает свой мистический сюжет, достойный пера  Николая Васильевича Гоголя. Арбатская старуха, "Пиковая дама" умирает в ту ночь, когда дарит Мише картину "Голая правда", которая про неё, " Пиковую даму" Когда картина покинула квартиру с клопами, Старуха умирает. А перед этим очень негодует на Мишу, что своим наведением чистоты, он изгнал из дома дорогие ей души умерших.
И облом виртуального романа Муси происходит, когда она приходит на квартиру Михаила Андреевича получить в дар эту картину. " Пиковая дама" словно насмеялась над ней, как над Германом у Пушкина.

17)
Описание Олесей Старушки хозяйки Имения разошлось с реальностью. Олеся пишет, что она любила общество, и ни в какие тайные силы не верила. Это не совсем так. Реальная Старушка любила общество, как цыгане любят. Не была истово религиозной. В Бога верила, как её бабушка и дед, но акафистов не читала. В приметы не верила, но верила в гадание по картам. Была в курсе всех тайн обитателей имения,  Цыганской подругой и наставницей юных дев имения. Иногда их свахой и исповедницей, организатором свиданий. Все соседи были её друзьями. Так что в Усадьбе было постоянно и детское общество, и общество взрослых. Готова была отдать все нуждающимся и просящим. Соленья рабочим соседа мафиози, одежду,  деньги. Бабушка её Елена, повторила судьбу Дуни из " Станционного смотрителя " Пушкина. Молодой, богатый офицер пленился молодой официанткой с осиной талией,чёрными цыганскими косами в вокзальном ресторане, и увез ее в Пронск. Однако родители помещики не приняли её. Офицер женился без родительского благословения. В этом браке на свет появилось двенадцать детей. Супруги стали изнемогать, поехали спрашивать старца, что делать? Старец ответил, что дети это милость Божия. В хозяйки тоже была цыганская кровь, она вся трепетала заслышав цыганские песни. В молодости сидела на дереве и читала Надсона. Безумно любила поэзию и кошек. Была внешне смиренной, но роковой женщиной.
Как-то на неё очень сильно наехал другой сосед олигарх мафиози. Наехал с матом. Галина Матвеевна отключилась, мафиози перестал для неё существовать. Через два месяца мафиози был убит киллерами недалеко от имения. Глаза у неё были цыганские , колдовские.
Действительно, боясь, что старого рыжего кота съедят собаки, побежала за ним и сломала руку и ногу. Михаил Андреевич жил с нею, разделяя ее одиночество. Изнемогая от телевизионных передач " Давай поженимся" и " Поле чудес", приобрёл плашет, и вышел на стихи Олеси, не зная, кто она такая, и принимая её за " Девушку с клироса" Так началась их совместная переписка, описанная в повести " Секрет обольщения"

***


Штрихи к " Секрету обольщения" Олеси Николаевой .  Сергей Федоров Мистик Проза. руhttp://www.proza.ru/2019/04/26/825


Ответ Олесе Александровне о " Штрихах к " Секрету обольщения"

Я хотел поделиться восхищением от Вашего "Секрета обольщения" как от Ваших стихов. Конечно, произведение гениальное! И гениально как у Пушкина! Попробовал писать рецензию. Но текст стал диктовать сам себе, сам организовывать себя, и диктовать мне. Я совершенно не собирался выискивать реальность в Вашем секрете, и поначалу сравнил ванные, в которых спасается Михаил Андреевич, и не один раз, с ветрянными мельницами Дон Кихота. И выискивание реальности совсем не было моей задачей. Меня такое положение вещей , репортаж, стало пугать и тревожить. Но властно диктуют сверху, и ни в право, ни влево не дают уклониться. Почему-то надо именно так! Я не совсем самостоятельно пишу. И обыкновенно не знаю, что напишется, какие " гениальные" мысли будут вложены сверху. Открытия, на которые я со своим немощным умом, не способен. Раз семь перечитывал Ваш "Секрет", и все больше и больше поражаюсь Вашему языку, Вашему мышлению, все большая красота и душевность раскрывается. Как от долгого созерцания раскрывается божественная красота древних икон, свидетельствующих о подлинном опыте Богообщения. Но как исследователи творчества Рублева изучают его реальную жизнь, истоки творчества, пути становления, и это реальная жизнь, реальные люди, и это важно для всестороннего понимания миросозерцания Рублева, что не из пустоты возникли эти сверхгениальные образы. И есть Лазаревы, Тарковские объясняющие тайну и историю творчества  преподобного Андрея, объясняющие реальность, которая за этим творчеством стоит. Вы знаете,что в некотором смысле я Вас уже канонизировал для себя, и не только для себя, люди, женщины согласны со мною. И вот пишу Ваше житие, как Ваш современник. Но пишу не от себя, а что продиктуют сверху.
" Христос, Воскресе!"
***

 У Вас - своя Муся, у меня - своя! И от этого она хуже не становится! Почтительный поклон.

***

Восемнадцатый абзац Штрихи о " Секрете обольщения" Олеси Николаевой" Заключительный.
18)
- О Мусе. "Секрет обольщения"
" Но слова его становились все более пылкими, все более проникали в сознание и сердце возлюбленной, пока не прижились, не вошли в состав её крови и не сделались органичной частью её самой." 
***
Из письма кузины
" Ты понимаешь, какая опасная грань. Это действительно для девушек происходит незаметно. Просто разговоры по душам. Каждую неделю, а потом каждые 3 дня, а потом каждый день, и вот, вот уже как наркотик, это вписывается в обмен веществ. Возникает зависимость, но только совершенно невозможно себе в этом признаться. Все мучения и сомнения талантливые творческие люди вплавляют в свои произведения. Так что они отчасти кровью писаны, эти прекрасные страницы. Душою платят. Ну а как же, меньше не имеет смысла, как говорил мой незабвенный товарищ Саша Новотоцкий.Если речь идет о чем-то действительно настоящем. А ты говоришь, рецензия... Тут жизнь, страсти, необыкновенные кружева и завитки человеческого бытия. Да и сам рассказ совсем не такой простой. Тут зашифрованы многие смыслы, и кто в теме, тот может развить мысль..."
О "Секрете обольщения"
***
Повествуют, что Хемингуэй, узнав о присуждении ему Нобелевской премии за рассказ "Старик и море", рассмеялся и сказал окружающим
- Много лет я работал над романом " Там за рекой, в тени деревьев" Но он единодушно был отвергнут критикой. И вот как-то попал в ситуацию, когда у меня не было ни цента. И решил быстренько написать рассказ, чтобы получить за него деньг и. И получил Нобелевскую премию. И теперь спрашиваю себя, - " Не является ли безденежье лучшим вдохновением для писателя?"
" Красная шапочка" была написана " левой ногой" Шарлем Перро для внучки. И стала мировой жемчужиной на все времена. А никто не знает важных трактатов о государстве королевского сановника Перро.
Впечатление, что Олеся сама не подозревает, какой шедевр она создала, избавляясь от временного наваждения. Её роман " Меценат"  ( православный аналог " Войны и Мира") очень сложный и масштабный, труден для восприятия, большим количеством персонажей. Приходится все время держать в памяти, кто есть кто? " Секрет обольщения" как удар молнии, вспышка гениальности! Эта молния может убить Нобелевский комитет! Браво! ( Убиться веником!)
***

 Из переписки с Валентиной Майстренко

С.
Мне тоже очень нравится! Вы тоже узнали! Почему же мне Олеся отказывает быть Михаилом Андреевичем?! Отказывает в бессмертии!

В.
Сергей Федоров Мистик
У Олеси Александровны, как у большого писателя, это  уже иной преображенный герой. Это  не Сергей Федоров, который, выражаясь абстрактно, "подарил сюжет", а Михаил Таганцев, который живет своей жизнью, идет своим путем, иногда и не спрашивая автора. Интересно было бы за ним проследить дальше, за этим Таганцевым.
Он уже вошел в виртальный мир, не оглядываясь на Вас.
Вы только руки можете протягивать: Мишенька, ты куда? И все. Недосягаем. Он уже не Вы.
***
С.
Это уже прямо "Нос " Гоголя! " Нос Федорова"! Михаил Андреевич.

В.
Сергей Федоров Мистик  Я Ваше узнавание читала урывками. Конечно, Вам интересно узнавать, сопоставлять.
Но не ведающему читателю безразлично, что нос Михаила Андреевича - Ваш. Потому что Таганцев уже не Ваш и даже не всецело Олесин. Он всецело принадлежит читателю.
А литературоведам, которые любят искать прототипов, конечно, интересно будет сопоставлять и т.д. Но это никак не повлияет на Михаила Андреевича Таганцева. Он  появился в русской литературе и стал законным ее жителем. Интереснейший типаж!
Рада, что Вы тоже пишете, у Вас свой слог, свое чувство юмора, а когда речь идет о чудесах Божьих, нет придыханий, ахов и цитат. И эта сдержанность подкупает. Продолжайте писать и издавать свои книги. Читатели есть.

Федоров Сергей Проза.ру штрихи к Секрету обольщения http://www.proza.ru/2019/04/26/825