Скальные храмы Нового Иерусалима в Эфиопии

Юрий Жданов 2
СКАЛЬНЫЕ ХРАМЫ «НОВОГО ИЕРУСАЛИМА» В ЭФИОПИИ               



«Мне наскучило писать ещё об этих зданиях, поскольку мне кажется, что мне не поверят, если я напишу больше … Клянусь Богом, во власти которого пребываю, что всё написанное мной- истинная правда…»  Франсишку Альварес (1465-1540)-португальский священник- один из первых европейцев, побывавших в Лалибеле и описавших ее храмы.


Где еще можно увидеть такие или им подобные храмы? Нигде, только здесь, в самой высокогорной части Африки, на востоке материка, в Федеративной Демократической Республике Эфиопия. Высеченных в скалах храмов на земле много, но такие монолитные, высеченные снаружи и внутри из цельного скального массива и полностью заглублённые в скалу, увидеть можно только в городе Лалибела (Лалибэла), расположенном на севере Эфиопии, на высоте 2500 метров над уровнем моря (а Аддис-Абеба, современная столица Эфиопии, находящаяся в центре страны, расположена на еще больших высотах: от 2300 до 3200 метров!). Описывая храмы Лалибелы, правильнее говорить не об их высоте, а об их глубине, так как они не возвышаются над поверхностью скалы, в которой вырублены, а заглублены в ее массиве. Самое большое заглубление храмов- двенадцать метров (высота четырехэтажного здания). Когда и как возник этот храмовый комплекс из двенадцати церквей? Чтобы ответить на эти вопросы, совершим путешествие в Эфиопию и посетим небольшой высокогорный городок Лалибелу, в котором проживает около пятнадцати тысяч человек. Почти все его жители- христиане эфиопской православной церкви. Ранее это был город Роха, получивший затем название по имени царя-праведника Гебре Мескель Лалибэлы, провозглашенного после кончины святым. Он правил в 1181-1221 годы, в период династии Загве (конец XII-начало XIII века). В период его правления Лалибела стала столицей Эфиопии и оставалась ею в XIII веке.   

 
Достоверное о жизни Лалибелы смешалось с легендарным. Он родился в 1140 году в царственной семье в древнем горном городке Роха. По местному преданию, ему напророчили стать царем Эфиопии. Когда он родился, над его колыбелью стал виться рой не трогавших младенца пчёл. Его мать посчитала это пророчеством- знаком будущей царственной власти сына. «Лалибела!»,- воскликнула она, что в переводе означает «Пчёлы повинуются ему». Так младенца и назвали- Лалибела. Он вырастет очень набожным человеком, жизнь которого будет полна видений, чудес и замечательных свершений… Его сводный брат Харбай, правивший в то аремя, узнав о пророчесте, решил избавиться от соперника. Первое покушение на Лалибелу, когда он был младенцем, не удалось. Но Харбай продолжал преследовать  принца всю его юность, добившись, что от применения яда Лалибела погрузился в трехдневное каталептическое оцепенение. Во время этого состояния он, согласно легенде, был перенесен ангелами на небеса, где к нему обратился сам Всевышний, заверивший Лалибелу в предначертании его будущей жизни. Всевышний сказал принцу, что жизнь его защищена и он в заданное время станет царем и построит в указанном ему месте Новый Иерусалим с чудесными, невиданными еще христианскими храмами. Подробно рассказав о количестве храмов, местах их размещения и устройстве каждого из них, Всевышний также сообщил, что после пробуждения от оцепенения принц должен для своей безопасности бежать в Иерусалим. А дальше легенда продолжилась реальностью. Лалибела действительно долго прожил в Иерусалиме с двадцатилетнего возраста в изгнании, когда его сводный брат правил Эфиопией. Вернувшись на родину, он низверг Харбая и, провозгласив себя царем, принялся осуществлять порученное ему в видении строительство. В результате появились двенадцать монолитных скальных церквей, объявленных ныне Всемирными памятниками культуры, охраняемыми Всемирной организацией ЮНЕСКО.   

               
В 1187 году Иерусалим после осады был захвачен войсками Салах ад-Дина (Саладина) (1137-1193). Все церкви города, кроме храма Воскресения (Храма Гроба Господня), были обращены в мечети. Дорога христианским паломникам из Эфиопии в Иерусалим оказалась закрытой. В ответ на захват Иерусалима Лалибела, став царем Эфиопии, решил построить свою столицу как «Новый Иерусалим»- подобной тому Иерусалиму, который он видел в юности. Надо было торопиться. В своей столице он храмам и некоторым местам дал названия, повторяющие названия храмов и мест, увиденных им в Иерусалиме (Церкви Синай и Голгофа, Скорбный Путь, Масличная гора…). Так возник здесь комплекс храмов: Храм Дома Спасителя Мира (самый большой храм, в нем хранится ритуальный Крест Лалибелы), Храм Святого Георгия (он имеет вид креста в плане), Церковь Богородицы,  Церковь Сионской горы, Церковь Креста … Даже протекающую здесь реку он назвал Иорданом. Каждый храм этого комплекса уникален. Здесь использованы самые различные архитектурные стили и элементы: египетские арки, арабские окна, внутренние или внешние колонны, латинские, греческие и мальтийские кресты … Вокруг храмов сделаны достаточно просторные дворы. После знакомства с этим восьмым чудом света возникает много вопросов. Как удалось найти место для этого храмового комплекса, в котором массив горы, представляющий розовый вулканический туф с многомиллионным возрастом, не имел трещин и внутренних полостей?  Как строители, пользуясь только кирками и долотом, смогли за такой короткий срок, не более двадцати пяти лет, вырубить вокруг намеченных для строительства храмов столько скальной породы, а затем тщательно обтесать монолиты снаружи и внутри, сотворив такое чудо? Созданы были не только храмы, но и плавно спускающиеся к их основаниям и входам тоннели и подземные переходы от храма к храму. Обеспечены храмы и водопроводами с водой из артезианских колодцев, расположенных на вершине скалы. Создана и система рвов, отводящих дождевую воду из углублений, в которых находятся храмы. Только строители с гениальными инженерными познаниями могли сотворить такой комплекс...          

               
Юрий Жданов       26.04.2019