Бумеранг

Алевтина Крепинская
Подруги Ларису считали счастливой. Она и сама себя так считала.  Ещё бы! У неё было всё, о чём могла мечтать молодая женщина!  Любимый, любящий и заботливый муж, очаровательные малышки-близняшки, мама, которая во всём ей помогала, большая квартира в центре города. В квартире тоже всё было то, что надо. Стильная мебель, новая современная бытовая техника, а к этому ещё чистота и уют. А ещё была неплохая и хорошо оплачиваемая работа.

Что ещё надо?! Живи и радуйся!

Но, как бывает иногда, недолгим было счастье.

Всё закончилось неожиданно и почти сразу. Не вернулся из загранкомандировки муж. Он работал водителем на международных перевозках. В тот последний рейс, он, как всегда, был со своим другом и напарником. Тела обоих нашли в Польше в лесу возле разграбленной фуры. Что случилось там, в далёкой Польше, Лариса подробности так и не узнала. Одно известно: груз в машине был ценным и для его перевозки должно быть организовано вооружённое сопровождение.

Погасли для Ларисы все краски жизни, тяжело было, думала, что не переживёт потерю мужа. Но расслабляться ей нельзя. У неё на руках остались дети, и она обязана о них заботиться, причём, вдвойне, и за себя и за погибшего мужа. А тут ещё во время похорон узнала, что беременна. Посоветовалась с матерью и решила оставить ребёнка.
- Пока я ещё не старая, помогу тебе с ребёнком, - сказала мать, -  Там, где двое, там и третьему место найдётся. Твоей зарплаты и моей пенсии хватит нам. Так что дай жизнь ребёнку. Мальчик, может, будет…

Так и порешили.

Родился здоровый мальчик. Виктором назвали, в честь отца.

Но беда не приходит одна. Едва Витеньке три месяца исполнилось, у шестидесятилетней Валентины Михайловны, Ларисиной мамы, случился перелом шейки бедра.  Госпитализировали её, но оперировать не стали, сославшись на слабое сердце.  Лариса долго разрывалась между домом и больницей. Но не стало ей легче и тогда, когда мать выписали из больницы,  ходить она не могла И дети и мать нуждались в её уходе постоянно и Лариса не смогла, как планировала, вернуться сразу же на работу.

Денег катастрофически не хватало. Пенсия матери полностью уходила на её лечение, а пособия на детей были крохотными до смешного.

Сначала продала часть бытовой техники. Затем, заменила мебель на более простую и дешёвую. Это спасало, но недолго. По исполнении ребёнку трёх лет вышла на работу, а через месяц  вынуждена была рассчитаться. Сиделке платить надо больше, чем зарплата у Ларисы, да и дочки Аля и Галя в первый класс пошли, и их надо и в школу отвести, и домашнее задание помочь сделать. А тут ещё Витенька, походив в детский сад месяц, заболел воспалением лёгких. В общем, не получилось у Ларисы с работой.

Жили, экономя на всём. Близких родственников не было, помочь им никто не мог. Но надо было жить. Надо было находить выход из трудной ситуации, ведь, она сейчас главная, и от неё зависит жизнь детей и мамы. И Лариса находила такую подработку, которая позволяла не отлучаться надолго из дома. Рано утром, когда все ещё спали, она мыла подъезды в соседних домах. Небольшие деньги, но всё же и они нужны.

А тут ещё и гости пожаловали: учительница и социальный педагог из школы. Пришли проверить всё ли благополучно в семье так как обе девочки худенькие и бледные, возможно, плохо питаются. Да и деньги ни на столовую, ни на нужды школы и класса семья не сдаёт. Ходили гости, смотрели всё и сказали, что в таких условиях, когда в доме пусто и холодильник пустой и даже неработающий, детей нельзя держать и они обязаны сообщить об этом куда следует.
Лариса слышала о ювенальной юстиции и о том, что детей могут и забрать у неё принудительно, поэтому начала просить педагогов никуда не сообщать, а она придумает что-либо, чтобы исправить положение.  Договорились, что они  подойдут проверить через три месяца.

И вот в это время, когда ей было особенно трудно и порой не хотелось и жить, Лариса встретила того, кто помог ей всё изменить. Как она вообще в этом жалком и грязном замухрышке увидела этого человека?

А она и не увидела. Она просто хотела ему помочь и ещё раз убедилась, что бумеранг работает.

Рано утром, придя убирать один из закреплённых за ней подъездов, Лариса часто видела следы чьего-то ночного пребывания там. Догадывалась: это бомж. Но видно один, так как грязи оставлял не много.

А однажды она его застала спящим. Увидела в углу возле отопительной батареи лежащим  на картонных коробках. Настроение было  «на нуле» и она с негодованием обрушила на мужчину поток нелицеприятных слов. Он молчал. С трудом поднялся и направился к выходу.
- И не вздумайте вновь сюда явиться! Убирай тут ещё и за бомжами! Учтите, я не потерплю это! - крикнула она ему вдогонку, и так ей себя стало жалко, что она заплакала от безысходности. «Ну почему, почему на меня всё свалилось? Почему жить мне так тяжело?»

Закончив уборку, Лариса зашла в магазин купить молока на завтрак на последние копейки. «А потом что? Денег совсем не осталось, а ещё три дня до зарплаты. Занять? У кого?» Она уже не знала,  кому из подруг не должна, у всех занимала, пыталась отдавать долг маленькими частями, но и это не получалось. А просить в долг не рассчитавшись за предыдущий, она не могла.   
В магазине обратила внимание на покупателей, большинство из которых подходили к узлу расчётов с доверху заполненными тележками. И как им это удаётся?  И только она одна выходила с маленьким пакетиком, в котором было два пакета молока, два  бублика и четвертинка булки хлеба.

А вот и ещё один выходящий с маленьким пакетом. Она узнала уже знакомого бомжа. Он шёл придерживаясь за стену. Пьяный? Проходя близко возле него, определила, что не пьяный. От него исходили разные неприятные ароматы,  но не запах перегара. Почему же он так передвигается с трудом? Видно, заболел. И куда идёт? На улице холодно.

Лариса пробежала мимо. Пришла домой, накормила девочек, собрала и пошла провожать их в школу. И, надо же, опять увидела своего бомжа. Он сидел на скамейке, даже не сидел, а полулежал. «Скамейка же холодная – подумала Лариса, - а он уселся» Всю дорогу до школы она думала о нём.   «Неужели у него никого нет? Ну жены, ясно дело, нет, а мать, сестра? Вот бедолага, а впереди холода будут сильней, что же он делать будет?»

У каждого своё горе. У неё денег не хватает и проблема накормить детей, но зато крыша есть над головой. А у него – ничего, и он простывший, скитается по улице, спит в подъезде, откуда его тоже прогоняют.

Стало жаль этого незнакомого человека и она решила помочь ему. Не хоромы она может предложить ему,  но всё же получше улицы и подъезда. Подвал. Как и все в Ларисином доме, она имела небольшое помещение в подвале.

Лариса, как и все в её доме,  имела небольшое помещение в подвале.
 Раньше оно было заполнено банками с консервированной продукцией, а сейчас совершенно пустое. Вот туда она и решила пустить бездомного, уж лучше это, чем на улице.

Но вернувшись со школы, бомжа с сожалением она не обнаружила. Весь вечер думала о нём: где он бродит по такому холоду? Если и пойдёт в подъезд, так это только на ночь, а до ночи?

Воспоминания о бомже не давали ей покоя несколько дней. Ведь могла же помочь! И как она обрадовалась, когда увидела его на той же холодной скамейке!
- Вы простыли? – спросила.
Бомж не ответил и не посмотрел в её сторону.
- Тут холодно, давайте я вас отведу туда, где вы сможете поспать.
Бомж по прежнему молчал, но когда Лариса сказала: «Пойдёмте со мной», он встал и пошёл следом.
 
В подвальной клетке не было холодно. Лариса вспомнила, что  тогда, в её хорошее время, сожалела, что тут из-за близости отопления нельзя было долго хранить картошку. Два стула, лавка, на которой и спать можно, деревянные полки и несколько пустых стеклянных банок были здесь.
- Ну располагайтесь. Здесь вас никто не тронет. Я оставлю вам ключи и вы сможете выходить. А я позже принесу  одеяло, да может, ещё что-то найду.
- А это что? - показав на находящийся здесь мольберт и несколько подрамников впервые заговорил бомж.
- Муж мой покойный любил рисовать, - ответила Лариса.
- Я тоже рисую… рисовал. 
***

Лариса ушла, ей скоро надо идти за Алей и Галей, а до этого надо успеть покормить малыша и маму. Она вошла в детскую. Здесь стояла мамина кровать, а рядом на большом старом одеяле играл Витенька, Лариса его приносила сюда, когда уходила. Хоть и не вставала мама с кровати, но всё же, какой-то присмотр был. 
Тут же стояла и двухъярусная кроватка девчонок, а они смотрели на Ларису с портрета на стене, с единственной оставшейся картины мужа. Муж окончил художественную школу и любил рисовать, но у него для этого из-за частых командировок не хватало времени. И то немногое, что успел написать, раздаривал друзьям. А это его лучшая картина с их девочками-близняшками и как бы не было трудно с деньгами, её Лариса никогда не продаст.
 
Лариса вспомнила, как была недовольна, когда Виктор затевал своё рисование в квартире, ей казалось, что девочкам вредно вдыхать запах краски и муж уходил в подвал. А теперь там другой любитель рисовать. «Как же это я не спросила его имя? – подумала Лариса, - в следующий раз надо спросить»

Не успела Лариса выйти из дома, чтобы пойти в школу, как к ней постучала соседка. Принесла целую корзину продуктов.
- Лариса, нам неожиданно понадобилось в деревню к свекрови съездить, приболела она там, а у меня продуктов скоропортящихся в холодильнике полно. Жалко, если пропадут, кто знает сколько в деревне будем, думаю, долго.

Такого богатства у Ларисы давно не было.  «Вот и «квартиранту» в подвал есть, что отнести» - подумала, а ещё подумала о бумеранге. Как-то  Наташа, которая приносит пенсию маме, угостила девочек шоколадкой и  сказала: «А у меня ещё будет, я заметила, если отдам шоколадку, которой меня бабушки-пенсионерки угостят, то другие мне ещё две дадут. Бумеранг» 
 
Вечером Лариса взяла тёплый свитер и куртку, оставшиеся от мужа, старое одеяло, подушку, прихватила немного съестного и отправилась в подвал. 
- Моё имя Лариса, а как вас  зовут? - спросила.
- Раньше Владимиром Сергеевичем и Володей звали, а уже года два никак не зовут…
Лариса не стала  задавать вопросы, как он оказался без имени, подумала, что наверняка ему не хочется об этом говорить.   

- Ну вот и познакомились. А сейчас кушайте, я тут кое-что принесла для вас. Подкрепляйтесь.
Володя с жадностью принялся за еду.
- У меня много одежды осталось от мужа, хорошо бы вам помыться где-то,  и тогда бы переоделись.
- Раньше   тут недалеко баня была, ходил туда иногда, сейчас закрыли её, - сказал Володя, - а летом в речке я купаюсь.
До лета ещё далеко, а помыться и переодеться Володе надо срочно. Но где? Пригласить к себе? Но это же грязь и микробы, а у неё дети.

После долгих раздумий, она всё же решается и приглашает Володю помыться в своей ванной, предупредив, что оставить его она не сможет даже ненадолго.    
Тогда не знала она ещё о том, что этот странный незнакомец войдёт в её сердце и прочно займёт место в её жизни.
А получилось именно так. 
 
И после мытья и переодевшись в чистое бельё и одежду её мужа, Володя выглядел не лучшим образом. Бледный, худой, к тому же, с насморком и кашлем. Проводив его и дав с собою продукты для перекуса, Лариса долго и тщательно мыла ванну и ванную комнату, протёрла всё, к чему он прикасался.
Вечером, уложив всех спать понесла Володе ужин. Заметила оживление на его лице и было видно, что он обрадовался её приходу. Лариса впервые увидела улыбку на его лице. Да и выглядел он значительно лучше.  Хотя и не Ален Делон, но уже и на бомжа мало походил.

С каждым посещением своего подвального «квартиранта» Лариса всё больше и больше привязывалась к нему.

А однажды её подруга Кристина спросила, не желает ли она на весну и лето на даче провести? После развода с мужем и отъезда его в другие края Кристина дачей не занималась и она стояла заброшенная. Даже поехать туда, чтобы собрать урожай фруктов было проблематично из-за неудобного её нахождения. Оно-то и не так далеко, всего километров шестьдесят, но общественный транспорт туда не ходит и без своей машины не обойтись.  Но нет у  Кристинины машины, тоже ушла вслед за мужем в дальние края. А председатель садоводческого товарищества предупредил, если и в этом сезоне делаться ничего не будет, то лишат её участка.   
- О нет, Кристина! Я бы с удовольствием провела  лето на даче, я люблю копаться в земле, выращивать овощи и фрукты, цветы бы там посадила,  но у меня же лежачая мама,  да и дети на каникулы уйдут только с июня, - Лариса сказала и тут же вспомнила о Володе, - Слушай! У меня есть человек, который сможет лето провести на даче! – и она рассказала о Володе, опустив подобности о его бомжевании.

Володя за эту идею ухватился, и хотя он городской житель и дачи у него никогда не было, поработать на земле ему хотелось.
Через неделю Кристинин сотрудник в её сопровождении отвёз Володю туда.

 
Около двух месяцев Лариса о нём ничего не слышала, а в конце мая, вдруг, звонок в дверь. Увидев его в «глазок», Лариса поняла: как же она ждала этого! Она еле сдержала себя, чтобы не броситься ему на шею.
- Я тут клубнички привёз, детям витамины нужны… И огурчиков тоже.
- Проходи, Володя!
Володя нерешительно потоптался на месте и сделал неуверенный шаг в квартиру.
- Проходи, проходи! – ещё раз пригласила Лариса, - сейчас будем чай пить, и я тебя со своей детворой познакомлю.
Из своей комнаты вышли близняшки и удивлённо посмотрели на незнакомого мужчину.
- Дядя, а ты кто? – спросила одна из них, а вторая высказала предположение, - это папин друг.

Против ожидания знакомство Володи с девочками прошло хорошо, он и сам боялся этой встречи и не думал, что легко поладит с ними. Они тут же забрались к нему на руки и наперебой начали рассказывать о школе, об оценках, о каникулах.   
Клубнику все ели с удовольствием.
- А для огурцов, кажется, ещё рано, - предположила Лариса
- Рано… Но я теплицу сделал… Соседу помогал и себе сделал. Но я тут ещё и вот это привёз, - он достал  из кармана несколько купюр, перевязанных резинкой.
Лариса удивлённо посмотрела на него.
- Картину продал. Рисовал… Там хорошо рисуется.
- А краски? Они не дешёвые, – спросила Лариса.
- Так я заработал… Кому забор поставить, кому подкрасить что-то, перекопать, технику отремонтировать, все ко мне идут. 
Володя сказал, что обычно в своё хорошее время,  он свои картины продавал через Художественный салон, и сейчас тоже хотел отвезти туда, но сосед по дачке попросил продать ему.
- Его кот был моделью у меня, так он потому и купил. И ещё три соседа заказали картины. Одну серьёзную – портрет мальчика десяти лет, а две другие типа лебеди на пруду.  Лебедей я за день нарисую, хоть и не люблю такое рисовать, а с мальчиком придётся повозиться.   
«Бумеранг» - подумала Лариса, глядя на оставленные купюры.

Поздно вечером Володя пошёл в свою подвальную клетку, и как Лариса не старалась, оставить его в квартире не получилось.
Утром Володя уехал, пообещав вскоре привези черешни, они вот-вот поспеют.
Но черешни привёз не он. Дачку решила навесить Кристина и он через неё передал и черешни и деньги, завёрнутые в газету. Там же была и записка от Володи, в которой он просил принять деньги на нужды семьи. Не такая уж и большая сумма, но для Ларисы она показалась огромной.         
- Знаешь, подруга, я свою дачку не узнала. Там – рай! Я не думала, что из такой невзрачной усадьбы можно сделать такую красоту, - с восторгом рассказывала Кристина, - и ещё, посмотрела я на него и поняла, что такие мужчины на дороге не валяются.
- А он, как раз таки, валялся, - прервала её Лариса, но Кристина, как не услышала, продолжала:
- В общем так, подруга, ты с ним определяйся. Нужен он тебе, забирай, не жди, когда я его у тебя отобью. Да на него там и другие посматривают, видела. Но приятельница моя с этого садового товарищества  говорит, что он стойкий мужчина, не поддаётся чарам и все женские попытки пресекает.     .
 
Неспокойно стало Ларисе. Кристина, она женщина хваткая и мужчину себе она давно подыскивает, на  потенциальных мужей засматривается, да и на дачах, как и везде, незамужних полно. То и гляди, увлечётся кем-то.  «А ведь и имеет право, мы же с ним никакими обязательствами не связаны, - думала Лариса, - и помогала я ему не потому, что виды на него имела»

В июле Володя вновь приехал. Сосед по дачке ехал и его с собой взял.
- Да вот привёз овощей вам да фруктов. Всё зреет, урожай хороший. Мне бы хотелось вас всех с собой взять, там так хорошо, простор, воздух чистый, речка рядом. Я и рыбку ловил, жарил потом. Может, поедите? Возьмём такси и поедем, детям там понравится.
- Детям понравится, но у меня же мама лежачая, да и сердце у неё барахлит, часто приходится для неё скорую вызывать… А хотелось бы поехать, - с сожалением сказала Лариса.
- Да… жаль. А у меня и деньги есть, я и вам привёз, в основном портреты пишу и «лебедей» рисую. Заказы делают даже из других садовых товариществ. Для двух семей стены расписывал, хорошо заплатили. Вот и тебя хочу просить бросить подъезды убирать, не надо это, тебе есть, чем дома заняться.   
Вечером, когда Володя хотел уйти в свою подвальную клетку, Лариса остановила его, не пустила. Но по всему было видно, что он ждал этого.
В эту ночь он сделал  Ларисе предложение, но прежде он пытался рассказать, каким образом оказался на улице.

- Сам виноват, - сказал он, - обиделся на своих сестёр и не понял того, что и они не от хорошей жизни так поступили. Их трое, И у каждой дети, пьяные мужья и отсутствие денег. Я с матерью жил, а когда она умерла, сёстры начали её квартиру делить, требовали продать, чтобы  каждому досталось по 25% стоимости этой квартиры. Я возражал, мне надо было убедить их решить вопрос наследства по другому, а я рассердился, бросил всё и уехал. В этом городе успел работу найти, мастером производственного обучения в группу художников-оформителей, комнату в общежитии мне дали бы. Но не сложилось у меня… Утерял деньги и документы. А дальше всё и покатилось по наклонной. Ошибка за ошибкой. Хорошо, алкоголем и наркотиками не начал баловаться.  Ты, наверное, думаешь, какой человек  мягкотелый, не мужик, а тряпка… 
 
А Лариса думала, и какая разница, что его выгнало на улицу, главное, что он вернулся к нормальной жизни, а это могут только сильные личности.  И она  была уверена, что не зря повстречала этого бедолагу на своём пути, она знала, что этот «мягкотелый» никогда не обидит её и никогда не посчитает ошибкой то, что сделал ей сегодня предложение.
Много времени у Володи ушло на оформление своих  документов, но уже к новому 2005 году он оформил брак с Ларисой и поступил на работу в художественную школу.