Немного о птичках. Трясогузки и дрозды

Валерий Павлович Гаврилов
  Птички нас окружают, сопровождают, радуют, раздражают и даже достают. Везде и всюду. Каждый человек, имеющий участок, знает, что пернатые бывают очень полезные для сада и огорода, бывают нейтрально-бесполезные, иногда просто приятные – поют красиво. Бывают просто разбойники, а бывают и опасные для живности. Об опасных птицах  – разговор отдельный.
  Некоторое время назад поселились у меня на участке под Псковом две трясогузки. Это такие маленькие изящные птички, постоянно делающие смешные движения хвостом. Оттого и называют их трясогузками. Почему две трясогузки  – так ведь семья. Папа и мама.
  Мне удалось вычислить, где они устроились. В прошлом году я соорудил новый сарай. Причем прямо над старым. Намеревался  старый сарай сломать и пустить на дрова. Так вот в укромном  месте - между старым и новым сараем, мои  поселенцы  соорудили квартирку. Так что строительные работы пришлось прекратить.
  Через некоторое время вывелись птенцы. Сколько их было, и какие они, мне увидеть не удалось – гнездо было устроено в совершенно недоступном месте. Но пока они росли, я  убедился, что полезнее птичек не бывает.
  Родители птенцов трудились не покладая клювиков, выкармливая птенцов. Причем трясогузки всегда охотятся именно в том месте, где поселились. И именно охотятся!  Они едят только мелкую, по большей части вредную для садовода, живность. Ни ягоды, ни семена им не нужны.

  Можно было часами наблюдать, как непрерывно производится насыщение подрастающего поколения. Пока мама-трясогузка в гнезде, папа-трясогуз терпеливо ждал своей очереди на краю крыши с полным клювом чего-то, еще шевелящегося. При этом он умудрялся песенку насвистывать и не забывал вертеться во все стороны, и наблюдать за обстановкой. Коты не всегда спят днем!

  Тем временем мама вылетала из гнезда, направляясь на поиски новой порции вкуснятины. Папа приступал к процессу кормления.

   Буквально через пару минут на крыше снова появлялась мама с едой. И так непрерывно. Час за часом, день за днем. На меня мои жильцы совершенно не обращали внимания, справедливо полагая, что я не опасен.

   Однажды я увидел, что с южной стороны сарая чуть выше моего роста, плохо держится рейка. Я подошел и потянул за нее. Рейка отвалилась и в тот же момент послышалась энергичная возня где-то внутри.  Я встал на табурет и заглянул в образовавшуюся щель. Там,  распушив перышки, сидели четыре откормленных птенчика и сердито смотрели на меня. Они были очень милые и смешные. Я не удержался от озорства и просунул в щель веточку. Птенцы возмущенно и шумно завозились. Это было очень забавно.
   
   Пока я хулиганил, папа и мама сидели рядом на ветке грушевого дерева. Изредка попискивали для порядка.

   Когда я заглянул в щель на следующий день - там уже никого не было. А еще через день я увидел всю семейку порхающей по участку. В добрый путь ребята! Ни котов вам, ни ястребов! Спасибо за помощь в борьбе с вредителями сельского хозяйства!

   Вот такая бывает от птичек и польза и приятность!

   А теперь немного  о пернатых разбойниках. Дрозды. Садоводов одно упоминание о них заставляет, как минимум, напрягаться.
   Дрозды налетают шумной, суетливой стаей и уничтожают все вкусное, выращенное непосильным трудом. Причем, если видят что хозяин ходит по участку, могут терпеливо ждать, рассевшись на ветках какой-нибудь березы.
   В один прекрасный день я приехал и, заглянув в огород, обнаружил стайку дроздов, с удовольствием поглощавших ягоды красной смородины. Причем куст был накрыт - специально от дроздов. Но дрозды это расценили как хорошее укрытие от ветра и прочей непогоды. И спокойно трапезничали.

   Тишину нарушил злобный крик: “ КЫЫШШ!!”
Кричал, разумеется, я. И размахивал руками.

   Дрозды с невероятным шумом вспорхнули и улетели. Но два самых смелых остались. Я подошел ближе и повторил угрозы. Дрозды улетели. Удовлетворенный результатом и довольный собой я уже повернулся, что бы пойти попить чайку, как вдруг краем глаза увидел легкое подозрительное движение . Присмотревшись, увидел дрозда, который не улетел, а спрятался на земле за кустом. И осторожно оттуда выглядывал.

  Такую пернатую наглость я видел впервые! Подойдя ближе, я стал обходить куст слева, чтобы увидеть птицу. Дрозд начал двигаться направо, чтобы между нами снова оказались ветки . В изумлении подняв бровь, я двинулся направо, и хитрый дрозд повторил свой маневр в обратном направлении.

  И только когда я непоколебимо двинулся вперед, давая понять, что перед этим съел упаковку “ОЗВЕРИНА”, дрозд нехотя вспорхнул, но не улетел, а уселся над моим забором на ветке соседской яблони. И стал ждать, когда я уйду.

  Но я не ушел а поднял с земли гнилое яблоко и сказав негромко , но требовательно - “КЫШ”, бросил в наглеца.

   Я не прицеливался. Честно! Но попал! Точно в тушку!
Гнилое яблоко разлетелось как осколочная граната!
Да простят меня защитники птиц и других животных - я не специально!
   А что же дрозд?  А как бы Вы себя повели, поймав клювом противное и невкусное гнилое яблоко? 

   Птица  взлетела с ветки и, зависнув на одном месте, стала лихорадочно молотить крыльями и высказывать мне все, что она обо мне думает. В какой-то момент мне показалось, что дрозд покрутил перышком крыла возле виска. И продолжал громко высказывать негодование. Возможно, грозился обратиться в суд по защите прав дроздов.

 - Да ладно тебе!  - примирительно сказал я – Нечего, зато, ягоды воровать!

  Дрозд еще немного пошумел и улетел. А я, с той поры, вспоминая разлетающееся вдребезги гнилое яблоко, не могу сдержать смех! Нет, ну я честно не хотел попасть! Попробуйте сами! Это же невозможно!

   Может быть, яблоко было самонаводящееся? Да нет, Антоновка…

                Происходило лет пять назад.
                Записано апрелем 2019 года.