Человек с душком

Александр Фефилов 2
(Отрывок из стихотворной драмы "Второе пришествие Обломова" (А.И.Фефилов)

ГОНЧАРОВ
(про себя)
Друзья-писатели красуются. Ведут словесный спор
Себе все на уме. Друг другу льстят. И порют вздор.

ДОСТОЕВСКИЙ
(вслух, обращаясь к Гончарову)
Иван! Да у тебя талант. Писатель ты от бога!
(про себя)
С чиновничьим душком. С умом убогим!
Глаза белесые как у варёной рыбы.
В романах - безыдейные пошибы.

БЕЛИНСКИЙ
(вслух, обращаясь к Гончарову)
Друг мой! Ты к персонажам беспристрастен!

ГОНЧАРОВ
Виссарион, ты прав, над ними я не властен!
Они живут не по моей указке, а по божьей!

БЕЛИНСКИЙ
(про себя)
Как высоко вознёсся со своею пухлой рожей!
Позорный цензор, пошленький и гадкий.
Обжора. Лодырь. До еды и до постели падкий.

НИКИТЕНКО
(вслух, обращаясь к Гончарову)
Хочу сказать Вам откровенно, без обиды.
На цензорской работе Вы всегда тактичны.
Не обернулись канцелярскою ехидой.
(про себя)
Но помыслы твои, Иванушка, эгоистичны.
Заносчив ты без меры. И большой завистник.
К тому же мнителен и другоненавистник!

ГОНЧАРОВ
(вслух)
Но говорят, что перекрыл дорогу я талантам.
(про себя)
Писакам разным и литературным франтам.
(вслух)
Некрасов вон обиделся. Простить не может,
что опус его слабенький не пропустил в печать.
Платон, конечно, друг, но истина дороже.
(про себя)
Хотя на его выпады мне начихать и наплевать!
(вслух)
В конце концов, давать отчёт в моих поступках вопреки судьбе
я позволяю лишь двоим – во-первых, Богу; во-вторых, себе!

НИКИТЕНКО
(про себя)
Смотри, как закрутил! Какое самомнение!
(вслух)
Бывает, очень трудно провести сравнение.
Здесь логика формальная и уравнение.
Вот Ваш Обломов - человек «горизонтальный».
Где Вы увидели, что-то похожее в природе?

ГОНЧАРОВ
(вслух)
Аналог есть! Илья – мой прототип фатальный.
По содержанью и по форме он со мною сходен.

БЕЛИНСКИЙ
Так, значит, мальчик Ваня и Илюша братья-близнецы?
Не их стихия книжки и игрушки. Главнее нет для них еды!

ГОНЧАРОВ
(вслух)
И сна! Они живут, или хотят жить так, как их отцы.
Илья – общественный продукт. Иль порождение среды.

БЕЛИНСКИЙ
Не только! Твой роман гласит другое. Ты, Иван, – трюист.
Парадоксально… Но! Обломов в большей мере нигилист!

ДОСТОЕВСКИЙ
Виссарион! Ты вычитал идею эту из романа? Не из головы?
Обломову милее барские устои. Идейные посылы не новы…

БЕЛИНСКИЙ
Обломовка – его убежище, а не спасенье. Там он дремлет.
Он отрицает штолцовское общество. Его он не приемлет!
Впадает в спячку он сознательно, чтобы уйти в мечту.

ДОСТОЕВСКИЙ
В мечту дворянскую! Вся жизнь – ни тпру, ни ну!

ГОНЧАРОВ
Идея нигилизма мне по нраву! Когда роман в печать я отправлял?
В пятидесятых! Раньше, чем Тургенев про отцов своих и про детей!

ТУРГЕНЕВ
Оксись, Иван! О нигилизме ты тогда не помышлял!
В то время не было ни слов таких, ни образов и ни идей.


ГОНЧАРОВ
(Тургеневу)
Постой! Не помнишь, как показывал тебе когда-то я свой план?
О родовом гнезде, крушенье идеалов. То был мой будущий роман…

ТУРГЕНЕВ
Уймись!  – Все эти сходства лишь снаружи!

ГОНЧАРОВ
(Тургеневу)
Шалишь! Ты из моих озёр наделал лужиц!

БЕЛИНСКИЙ
(про себя)
Да, не подумал я, что вот такой конфликт назреет.
Противно наблюдать, как умный человек глупеет.
(вслух)
Иван! Мне кажется, ты шутишь! Или мелешь вздор?

ГОНЧАРОВ
(Белинскому)
Он по моим эскизам вышивал узор!

ДОСТОЕВСКИЙ
(обращаясь к Гончарову)
Жаль, Гоголя здесь нет! Схватились два Ивана.
Не делай из Тургенева воришу и профана!
В сюжетах он сильнее всех нас, вместе взятых.

БЕЛИНСКИЙ
(громко)
Среди художников пера нет вороватых.
Диктует сходство сама жизнь. Язык лишь отражает!

ГОНЧАРОВ
(Белинскому)
Язык и мысль мир создают, не выражают!

ТУРГЕНЕВ
(Гончарову)
Тогда Обломов твой лишь выдумка сплошная!

ГОНЧАРОВ
(Тургеневу)
Ну, а Базаров твой – лишь копия очередная!
Только, с чего? Хотелось бы узнать о теме.
Из жизни взял? Или нарисовал по схеме?

НИКИТЕНКО
Тургенев не создал – «переродил» на свет известный нигилизм!

ГОНЧАРОВ
Не спорю, что преобразил. Но в этом весь снобизм!
Изобразил другими красками, а иногда цветами.
Там взял. Здесь приписал. Подтушевал местами.
Нет кисти у него. Есть карандашные наброски.
Мало фантазии. Деревьев нет, одни отростки.
Он ходит по следам. Дорог не пролагает.
Что делать с персонажем – иногда не знает.

ТУРГЕНЕВ
(Гончарову)
В моих произведениях видны лишь контуры, как ты здесь представляешь.
Скажи, увидит ли читатель твой, куда ведёшь его ты? Как направляешь?

НИКИТЕНКО
(про себя)
Запахло порохом. Нам не хватало здесь ещё дуэли!
(вслух)
Давайте проведём суд-экспертизу. Спор не имеет цели!
Посовещаемся и огласим наш приговор. Чтоб больше не шумели!
(Никитенко, Белинский, Достоевский и некоторые другие писатели,
сидевшие в зале для гостей, удаляются в соседний кабинет.
Тургенев и Гончаров остаются. Молчат, не глядя друг на друга)

ГОНЧАРОВ
(про себя)
Третейский суд… ПотЕшатся… Играют… Хотят нас примирить.
Не могут знатоки душ человеческих в глаза всем правду говорить.

ТУРГЕНЕВ
(про себя)
Не по своей вине сегодня потерял я друга.
И не в мою пользу прозвучала эта фуга!

(Третейские судьи-писатели возвращаются в зал для гостей)

НИКИТЕНКО
(зачитывает)
Произведения Тургенева и Гончарова в частностях и в целом
возникли на одной и той же русской почве. Между делом
в них обнаружилась случайно кой-какая схожесть.
Лишь в выражении некоторых мыслей, в речевой одёже.
Сие не может быть рассмотрено как повод для войны.
Третейский суд оправдывает и извиняет обе стороны.

ТУРГЕНЕВ
Я рад, друзья, что так решился спор!

ГОНЧАРОВ
(про себя)
Решение третейского суда – не приговор!
.......................................