Мужчинам о мужчине

Тина Ансарова
(Быль)

1.
И снова на столе белеет протокол,
За ручкой слово мчит легко, без остановки.
Виновник драмы весь в себя  ушел,
Ответы мне свои дает без подготовки.

Передо мной - мужчина молодой.
Одет опрятно и лицо - приятно,
Но он сидит как будто неживой...
И ничего пока мне непонятно.

Сидит мужчина молодой и неживой,
С таким несчастным и потухшим взглядом,
И даже с Кодексом - суровою грозой,
Он ставить локоть равнодушно рядом.

Дневная лампочка задумчиво гудит,
И сигарета им забытая дымит...

Зачем в гостях затеял он скандал?
У деда в деревенском доме?
Зо что он челюсть старому сломал?
- Один из вас обидное сказал?
Не поняли друг друга что ли?

2.
- Все было вроде так
И не совсем уж так...
- А может пьяный был?
- Да нет, немного пил...
Скажу вам, не скрывая,
Он это заслужил!
Как будто оживая,
Мужчина закурил
И тут же вновь поник.
- Конечно, понимаю,
Он - пожилой, старик,
Сознаньем недалекий,
Вместо ума - язык
И грязно, и жестоко
Всегда болтать привык.
Мне  боль такую причинил,
Да лучше б он меня убил!
Он  душу мою раненую ранил!
Об этой моей ране
Он знал еще заранее...

3.
- Конечно, я работаю.
Водителем, в совхозе.
Работу я люблю.
Начальство я вожу
До ночи по полям.
Уверенно скажу,
Плохого обо мне
Никто не скажет вам.

- Как всегда в тот день работал,
На машине до поздна.
На селе одна забота:
Нам мужчинам не до сна.
Об одном душа болит:
Как убрать весь урожай?
Все земля тебе родит,
Ты лишь только успевай!

Ты сначала поработай,
А потом уж отдыхай.
Там хоть в доску загуляйся,
Но себя не забывай!
Человеком оставайся,
Честь свою не пропивай.
И надежным быть старайся,
И семью не обижай.

4.
В короткую ту ночь
Поспать я был не прочь.
Я сутками рулил,
И сон меня свалил...
А тут ко мне домой
Братишка мой родной
Вдруг ночью прибежал.
Как будто ненормальный
Ворвался в мою спальню,
Будить стал и толкать
И на меня кричать:
- Братан, очнись, проснись!
Скорей, давай вставай!
Быстрее! Выручай!

Зачем и почему?
Сквозь сон я не пойму
И боромочу: - Потом...
А он свое: - Вставай!
Жену вези в роддом!

Мой сон тотчас пропал.
Я вмиг с постели встал.
Тут было не до снов.
Без всяких лишних слов
Я снова сел за руль
И в темноту рванул!

В машине  мы втроем....
Пожалуй,  вчетвером,
В заботе и в тревоге
Помчались по дороге
Из дома  - прямо в темень,
Опережая время!
А впереди летели
Упрямо в той ночи
Надежды параллели:
Горящие лучи!

5.
Благополучно ночью
Приехали в район
И передали срочно
Мы женщину в роддом
Дежурному врачу,
Заботливым медсестрам
И в ожиданьи медленном
И напряженно-остром
Стояли и курили
На том крыльце больничном,
Негромко говорили
О будущем, о личном...

6.
Мы ждали, не дремали,
На небо все смотрели.
Нам звезды душу грели.
Стояли будто на посту,
Мы ждали новую звезду.

Так ждали до утра,
Перед восходом солнца
К нам вышла медсестра
И радостно от сердца
Поздравила братишку
С первенцем-сынишкой.
Таким родным, желанным,
Пока что незнакомым,
Но без ума любимым
И очень долгожданным!

7.
У молодого брата, у нового отца
И радости, и счастью не было конца.
И также вместе с ним радовался я.
Как будто этот сын родился у меня.

Мы на машине с новостью
Помчалися к родным.
С поющей в сердце радостью
К одним зашли, к другим.
В деревне - все родня
И знают все меня.
Спиртное? Предлагали,
Но я его не пил,
Я за "баранкой" был,
Про это не забыл.

8.
И за столом у деда
Мы радостно шутили.
Он пригласил к обеду,
По рюмке, правда, выпили
И тут же закусили.
Тепло благодарили
За стол его хозяйку.
А дед, седой зазнайка,
Под видимым хмельком
За собственным столом
Сидел как господин!
Я в радости забыл,
Что я теперь один.
Но не забыл старик,
Он к слову и без слова
Всех поучать привык.

9.
За моего братишку
И за его сынишку
Я так доволен был,
Что боль свою забыл.
Ведь счастье его пело
И мою душу грело!
Мне вновь хотелось жить,
И женщину любить,
И с ней детей родить...
Родное счастье взглядом
Я видел почти рядом.
Душой его ласкал...
И тут мне дед сказал!
Жестоко произнес
Публично и цинично,
Задев больной вопрос!

- Вон видишь ты, у них
Есть счастье на двоих.
Семья есть, есть и сын.
А ты опять один!
Ты - баба, не мужик!
Свою жену одну
Ты слушаться привык.
Жену свою в семье
В довольстве и в добре
Не смог ты удержать!
Другому мужику
Сумел жену отдать!

Теперь она с другим
И дочки вместе с ним.
Он стал отцом и мужем.
Ты никому не нужен.
Никто тебя не любит,
Так было и так будет.

Ты никогда ни с кем
Не сможешь больше жить.
Ты просто мужиком
В семье не можешь быть!
Ты должен был жену
В своих руках держать,
Послушной воспитать.
Иль просто ей поддать!..

И я ему поддал!
И начался скандал!
Уж тут я доказал
Какой я есть мужик!
Я к грязным унижениям,
К чужим, дурацким мнениям
И к сплетням не привык!

10.
Я слушала рассказ,
В подробности вникала.
Печаль мне много раз
Ту драму рисовала.

11.
Недавно женщина была
Любимою женою.
Двух дочек мужу родила.
Мужчина, искренне любя,
Гордился всей  семьею.

Безумный грех, а может бес.
Я тайну ту не знаю,
Упрямо в душе к ней залез.
Любовь их разрушая,
И страсть зажег к другому,
Мужчине молодому.
И женщина к нему ушла.
И что же в нем она нашла?!..

С собой его двух дочек,
Его любимых девочек,
Как будто милых птенчиков
Из теплого гнезда,
Взяла и увела.
И в доме все остыло
И стало вдруг немило.
Теперь хозяйка - тишина.
Его тоска - незрима.
Хоть и  невидима она,
Но сердцем ощутима!

12.
Его мне было жаль...
Вздохнув, он продолжал:
- Теперь я доченькам - чужой.
Отец - тот парень молодой,
Еще не знающий детей,
Моих ласкает дочерей.
Невзлюбит - будет обижать.
Непонимая, зло ругать
И даже в угол ставить.
Чужих детей любить
Насильно кто заставит?

13.
Ну почему считается:
С детишками мужчина
Без боли, без кручины.
Бездушно разлучается?!..

14.
- Прошло немало дней.
Я все хочу понять..

- Жену, своих детей
Пытались вы догнать,
Слова любви найти
И вновь произнести?

-Зачем? Ведь все равно
Мне мужем ей не быть.
Наверно, не дано
Мне женщину любить.

О том моем несчастье,
Так быстро, в одночасье
Соседи все узнали
И мигом разболтали.
И правду и неправду
Слухами разбавили
И от себя добавили.

15.
И завершая свой допрос,
Я задаю ему вопрос:
- А был ли у вас дом?
- Скажу вам, не тая,
Когда была семья.
Не думал я о том.

- А прежний дом чьим был?
- Казенным был тот дом.
Да только он остыл.
Одно несчастье в нем.
Потух очаг родной.
Оставил я его,
Живу, как холостой,
У брата своего.

16.
-Тебе я не советчик.
Ты сам себе - ответчик.
И все ж, так сильно не страдай.
В свою деревню поезжай,
Создай там место для любви:
Найди большой кусок земли,
Свободной и пустой,
И новый сад там посади,
Хороший дом построй.
Как только все произойдет.
Любовь сама тебя найдет.

17.
На этом мы расстались
И долго не встречались...

18
В большой палате у окна
Под белым потолком
В тиши беседую одна
С  тем самым стариком.
Но по годам он - не старик,
Состарилась душа,
Мужчина старым быть привык,
Живет век, не спеша.

19
Но почему же старость
Рождает чаще жалость?..
И почему от старости
Мы чаще слышим гадости
И даже злую глупость?
А где же ее мудрость?
Ведь возраст - не старение,
А мудрости цветение.
Иль мудрость не нажили?
Так с чем же тогда жили?
И на какую полку
Мы душу тихо спрятали,
Лежала чтоб без толку
И о судьбе не плакала?..

20
На панцирной кровати,
В неглаженом халате,
С надежной скобкой на зубах
Старик мычал мне о правах.
А впрочем злость его ушла,
Но боль еще осталась.
Обидою заражена,
Она в душе металась.
А может вывод сделал сам?..
Я жажду верить чудесам!
Хотя для рифмы носится
И на бумагу просится
Совсем иное слово...
Оно звучит так грубо
И слышится не ново.

21
В большом служебном здании,
Где много спорных дел,
В открытом заседании
Суд быстро рассмотрел
"Обычное несчастье".
И вынес, к его счастью,
Нестрашный приговор:
Свободы не лишил.
Помог ли разговор
И что он сам решил?

22
Летят как молнии года!..
Я шла по площади тогда,
Где ярмарка играла,
Товар свой предлагала.
Собрала честной народ,
Как на праздник в новый год.

23
Оставив шумный круг
Толпы той разноцветной,
Ко мне подходит вдруг
Походкою заметной
Мужчина молодой,
Веселый и живой.
Его я узнаю едва.
Как радостно звучат слова!
- Нашел глазами вас.
Не знаю как благодарить.
Тогда в тяжелый час
Вы подсказали как мне быть.

24
Он руку мне пожал.
Огонь горел в глазах,
Как будто он держал
Вселенную в руках!

- Я встрече очень рад!
Я посадил свой сад,
Поставил новый дом.
И есть хозяйка в нем.
Я в ней души не чаю!
Она меня встречает,
Любя. Растет наш сын,
Мы крепко дружим с ним.

- Какое счастье жить втроем!
Я вместе с ним смеялась.
Считаю, я тут не при чем,
Судьба так состоялась.
Он сам ее построил,
Ведь он умеет строить.
О счастье он мечтал,
Душой его желал.
Я проще вам скажу:
- Мужчину Бог создал!
И ручку отложу.

=Тина АНСАРОВА