Не боги горшки обжигают

Георгий Гудим-Левкович
«Встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои» (Книга пророка Иеремии 18:2).

На одном из изделий гончарного завода Соловецкого монастыря неизвестный мастер сделал красноречивую надпись, через которую нам раскрывается духовный опыт гончарного послушания: «Будь послушен Богу как глина горшечнику».

В октябре 2008 года в помещении выставочного зала Соловецкого морского музея начала работать керамическая мастерская. Занятия в ней уже не первый год проводит Елена Волкова. Интерес у ребят к работе с глиной оказался столь велик, что встречи приходится проводить в три смены.
С середины сентября по середину июня Соловецкий Морской музей работает фактически как детский просветительский центр. В выставочных залах разворачивается гончарная и ткацкая мастерские. Работают судомодельный кружок, иногда – изостудия, устраиваются показы хороших фильмов и мультфильмов. В музее же проходят занятия детской воскресной школы, нередко их ведут соловецкие монахи. Организуются и детские праздники, самые яркие из них – на Рождество и на Пасху. Дети украшают залы, готовят угощение и программу, приглашают батюшек из монастыря, родителей, друзей.

В канун Нового года ребята работают в мастерской не с глиной, а с пряничным тестом. Изготавливали традиционные на Севере рождественские пряники-козули. Изготовленные руками ребят ароматные козули вручаются на Рождественском представлении братии Соловецкого монастыря. Некоторые из козуль отправили в Москву и Санкт-Петербург в качестве рождественских подарков членам Товарищества Северного Мореходства.
Для участников детской керамической мастерской были проводятся регулярные экскурсии по экспозиции Морского музея. После этого в творчестве некоторых ребят стала отражаться морская тематика.

О традициях гончарного дела мы беседуем с создателем и бессменным руководителем гончарной мастерской Еленой Волковой.

- Елена Вячеславовна, вы помимо организации детской мастерской всерьез занимаетесь изучением истории гончарного промысла на Соловках…

- До начала 20-го века гончарство на Русском Севере было связано с народным бытом и распространено почти повсеместно. Только на территории Архангельской губернии было зафиксировано тридцать восемь крупных гончарных центров. Среди них и Соловецкий монастырский гончарный завод, продукция которого славилась по всему Северу. По воспоминаниям современников, гончарным производством в Соловецком монастыре постоянно было занято от 4 до 5 человек. Мастерская работала в полную силу с октября по апрель. А летом, работал один монах. Изделия производились как для собственных нужд монастыря, так и для сбыта паломникам. В лавке у Святых ворот продавалось около двадцати пяти тысяч штук гончарной посуды, ежегодно на 200 - 250 руб.

- То есть у монастыря было развитое гончарное производство?

- Монастырский гончарный завод располагался недалеко от Кремля, на берегу Святого озера, по дороге на Муксалму. Предприятие имело рабочий зал, где приготавливалась глиняная масса и глазури, формовочное отделение и небольшое жилое помещение, ставшее впоследствии конторой завода. В мастерской был устроен водопровод с ручным пневматическим насосом и три печи: для приготовления глины, для сушки изделий и собственно для обжига продукции. Горшечная мастерская Соловецкого монастыря в основном изготавливала столовую посуду и хозяйственную утварь. Делались и декоративные тарелки с изображением Соловецкого монастыря, навершия для столбиков монастырской ограды, электрические изоляторы (ролики), воздуховоды и кибасы для рыболовных сетей. Значительная часть изделий имеет традиционные для народной посуды формы, в которых ощущается неразрывная связь Соловков с крестьянством Русского Севера и Поморья. В целом изделия гончарной мастерской Соловецкого монастыря отличались уравновешенной формой, имели обычно равномерные стенки, проточенное донышко, замки для крышек, то есть были качественными, функционально продуманными, удобными в употреблении. Технология производства на Соловецком гончарном заводе была достаточно современной и хорошо отработанной в сравнении с кустарным производством поморских деревень.
Соловецкая глина хороша для кирпичного производства, для гончарного же дела она нуждается в тщательной и трудоемкой обработке. В районе Кирпичного завода зафиксировано 8 глиняных карьеров. Для гончарного дела чаще использовали серую с синевой глину, часть которой добывали у Собачьего озера. Часть глины Соловецкий монастырь из своего карьера в Летней Золотице. Глину разминали в особых чанах, затем прибавлялась вода, и глина протиралась через железное решето для очистки от посторонних примесей. Процеженная глина ставилась на печку и при умеренном нагревании сгущалась. После этого она проминалась ногами и формовалась в цилиндры, которые дополнительно разминались непосредственно перед работой на гончарном круге.

- Какова была технология производства изделий из глины?

- Соловецкий завод имел четыре ножных гончарных круга, объединенных за одним верстаком. Форму вытягивали из одного куска глины. После того как посуда приобретала "кожетвердое состояние", занимались ее декором, "протачивали" донышко, дополняли лепными деталями. Для украшения посуды использовался прием простой гравировки, чаще всего в виде прямой четкой линии или сочетания линий. Штампиком наносился рельефный декор в виде горошин. Некоторые изделия дополнялись своеобразными лепными деталями. Например, навершие крышки чайника или сахарницы украшалось лепной миниатюрной птичкой. Ручки сосудов изготавливались из перевитых жгутов или из треугольных глиняных пластов, свернутых в трубочку наподобие почки. На гончарном заводе использовались алебастровые формы. В 1923 г. на заводе было шестьдесят восемь форм для тарелок и блюд. Сформованные изделия устанавливались на полки, затем просушивались в специальной печи и поступали на обжиг, в горн. На Соловецком гончарном заводе после первого обжига изделия обычно покрывали глазурью, которую готовили сами. Куски свинца расплавляли в чугунном котле при постоянном помешивании. Остывшая затвердевшая масса размельчалась, просеивалась через сито, соединялась с песком и еще раз перемалывалась на каменных жерновах. Полученный порошок разводили водой и поливали этим раствором изделия внутри и снаружи, после чего продукция поступала опять в горн на второй, окончательный обжиг. В целом технология производства гончарной мастерской Соловецкого монастыря и ее оборудование были достаточно передовыми для своего времени. Гончарные изделия Соловецкого монастыря отличались добротным качеством и помечались ответственным монастырским клеймом. Гончарная мастерская давала монастырю небольшой, но стабильный доход, который пунктуально учитывался в монастырских финансовых отчетах. Доход от гончарных изделий, по данным приходно-расходной книги Соловецкого монастыря, за июль 1916 года составил 35 рублей. Очевидно, существование мастерской объяснялось не столько экономической целесообразностью, сколько общим трудовым строем жизни монастыря. Труд понимался в Соловецком монастыре как наиболее верное и доступное каждому средство спасения души. В Соловецком патерике говорится: «…труды, непроизвольные и не всегда приятные, приучают дух к смиренномудрию, покорности и терпению».

- Когда прекратилось гончарное дело на Соловках?

- В советское время монастырское наследие не развивалось, а нещадно эксплуатировалось и потому деградировало. В лагерное время постепенно приходило в негодность оборудование, инструмент, уходили специалисты утрачивались навыки, технология, форм. Происходило это постепенно. Первые годы завод поддерживался исключительно опытом двух мастеров-монахов, проработавших на гончарном заводе около двух десятков лет. Техника на заводе использовалась старая. Ассортимент изделий почти не изменился, а качество их неуклонно падало. В итоге к 1930 году завод был закрыт.

- Как возникла идея возродить гончарство?

- Я занималась керамикой, когда еще жила в Санкт-Петербурге. Затем изучала историю гончарного дела на Соловках, занималась с ребятами в школе. Потом при музее была организована школа народных ремесел, чтобы дети могли знакомиться с традиционными технологиями. Мы надеемся, что эта школа будет развиваться и здесь будет не только гончарная мастерская, но и мастерская по деревообработке, ткацкая мастерская, планируем развивать козульное дело, изготовление печатных пряников. У нас много волонтеров, которые готовы делиться своим опытом. Сейчас у нас занимается 7 групп детей, включая младшую, всего более 40 человек. Есть и взрослая группа, и люди которые всерьез решили связать себя с гончарным делом. Сейчас глина есть небольших количествах на берегу моря и в карьере у Филипповой пустыни. Но ее нужно серьезно обрабатывать. Поэтому мы работаем на привозном материале. Мы очень признательны Морскому музею, который нас приютил. Нужно иметь большую отвагу и веру, чтобы в деревянном здании, где строится корабль, разместить керамическую печь, где проходит обжиг. Кстати печь купил Морской музей. Поэтому я думаю здесь мы всерьез и надолго.

Помимо керамической мастерской Елена Вячеславовна является вдохновителем еще одного проекта экскурсии «Труд во имя спасения. Хозяйственная жизнь Соловецкого монастыря». Экскурсия знакомит гостей Соловков с памятниками хозяйственной жизни обители, которые как правило остаются тени.

В ходе экскурсии посетители знакомятся с традициями хозяйственной жизни Соловецкого монастыря – одного из самых ярких примеров трудовой обители в истории русской церкви. Туристы могут увидеть памятники монастырского хозяйства, гидротехнические сооружения канала Вешняк, посещают экспозицию «Соловки подземные археологические», памятники Сельдяного мыса, монастырскую радиостанцию. В завершении путешествия экскурсанты посещают в Открытую музейную мастерской. Известные мастера гончарного дела знакомят их с традициями керамического производства Соловецкого монастыря.

Керамическая мастерская, набирающая обороты при Соловецком морском музее, не ставит перед собой глобальных задач. Главное - дарить людям силу земли, жар огня и тепло человеческих рук. Летом здесь часто проводятся мастер-классы керамистами, приезжающими либо на соловецкую ярмарку, либо просто в гости. Зимой в здании музея работает керамическая мастерская при соловецкой воскресной школе. Традиции не рождаются мгновенно, они создаются изо дня в день кропотливым трудом.

Соловки, апрель 2012 года.