Секреты мастерства

Георгий Томин
Юра высокий, плотного сложения мужчина. По теннисным меркам – грузноват, но физически крепок и с хорошей реакцией. Энтузиаст этого вида спорта. Теннисом стал заниматься в зрелом возрасте и по совету врачей.
 У нас небольшой перерыв в занятиях. Традиционный глоток воды....
 Не смотря на всю реактивную динамику занятий, его слова носят спокойный характер.
- Почему бы вам не написать книгу? Вы обладаете большим запасом знаний
и мне интересно как они приобретались.
 - Все очень просто: есть определенные мотивы, которые присущи человеку от рождения. И мне в этом повезло. Много читал, интересовался, анализировал... И вот возникло четкое представление об игре, под названием - теннис. При условии, что чисто профессиональный опыт незначительный.
 - А Вика?
- Вика – это подтверждение моих представлений об игре. Уверенности, в основных закономерностях, необходимых для реализации техники, тактики, да и в целом– стратегии… Не скрою, мне было приятно работать с мастером спорта. Тем более, что она после года совместных занятий, стала чемпионкой региона.
 - Почему же не было продолжения этого успеха?
- Я уехал в другой город к дочери.. Можно было не нарушать контакта и в дистанционном режиме продолжать с Викой мою линию. Но помешало это сделать некое психологическое несоответствие. Но об этом чуть позже. Давайте сейчас я затрону один из важнейших вопросов игры: ПРИЕМ ПОДАЧИ.
 - А почему прием?  Подача в теннисе очень важна.
- Все очень просто.
 Я начинаю излагать свои представления:
- В теннисе, как ни в каком виде спорта, нужно быть предельно внимательным. И не убаюкивать свое сознание, что «я  и так внимательно слежу за всем, что происходит  в игре».
Взгляд Юры устремлен на меня. Я чувствую ученик и понимает и следит за содержанием слов.
- Противник, подбрасывающий мяч для подачи, на какое – то время теряет из поля зрения принимающего игрока. Этим моментом можно очень хорошо пользоваться, при условии, если читаешь другие элементы подачи.
- Это как?
- Юра, смотрите. Профессионалы  подбрасывают мяч над головой  с высокой точностью .Просто нужно фиксировать на фоне площадки верхнюю точку подброса .
Для крученой подачи – мяч летит по дуге. При плоской -  вертикально, при резанной - под правое плечо. Вот вам и козырь для решения вопроса. Вы занимаете нужную позицию, и пробуете сразу атаковать.
- Все так просто….
- Это кажущаяся простота. Есть, как  в артиллерии, ориентировка  направления по азимуту и точкам местности. В нашем случае это точки корта. И по ним выставляются ноги теннисиста. Для каждой подачи – своя позиция.  И это тоже нужно определять перед приемом.
Я не боялся в своем монологе быть скучным. Знал, что то, что рассказываю, не найти в специальной в литературе.
-  В отношении Вики, которой  я раскрыл только часть своих знаний, у меня всегда существовало мнение о ее скрытой корыстности.
 Странное чувство: с одной стороны готовишь ученицу, вкладываешь в нее знания и в то же время опасаешься чего-то не предвиденного. И вот когда она стала чемпионкой – мои опасения  подтвердились.
- Вам не повезло с ученицей?  Что произошло?
- Сразу после победы в турнире ей предложили место в сборной  региона по теннису. Она естественно согласилась . И в свою анкету внесла только тренера сборной. Забыв за  карьерным движением мое участие.
- « А зачем вам это?» - как бы невинно  спрашивала она во время совместного со мной и ее отцом  разговора.
-« А  наша совместная работа? Ее можно отбросить?. Я понимаю, что необходим рост…. Ну что же, вам виднее…  ».
- Вот так закончилась открытость моего подхода к тренировкам.
 И как бы ничего существенного не было сказано, я продолжил:
- Не будем терять время. Давайте от слов перейдем к тренировке. Становитесь на прием и будьте внимательны.
 Я стал подавать подачи, комментируя все свои действия….
- И вот один важный момент: до начала подброса, противник обязательно бросит мимолетный взгляд на точку, куда он планирует  осуществить подачу. Вот это и может дополнительно раскрыть   замысел подающего игрока .
Лирика корта как бы способствовала  воодушевленному действию. Не было конкурентов. Не было напряжения борьбы . Спокойная атмосфера - основа одухотворенности и творчества, в такой деятельности ,как теннис.
Спустя время – небольшой перерыв для глотка воды.
- В отношении книги, - я продолжу нашу  тему, - воспользуюсь возможностью  электронного сайта. И если мой опыт может заинтересовать аудиторию, открою спортивную страничку с описанием тонкостей теннисной игры….
…..Юра принимал мои слова с некоторым  ситуативным обдумыванием.
Тренировка закончилась. Я передал часть своих знаний ученику. И меня это радовало. Я открывал новые горизонты для человека, который еще не предполагал за нашим сотрудничеством глубокого проникновения в спортивную тему. Но я настроен не только на активность, но и на понимание особенностей подхода к игре в теннис.
 Эта тема не предполагает пассивности и просто участия….
 И впереди у нас с Юрой определенные спортивные преграды и достижения. И это основа спортивной жизни для спортсмена любого возраста.