Мост, оставшийся на бумаге

Алла Валько
               
 
                Из дилогии «Две встречи». Ч. 2


                - Несостоявшийся сексуальный партнёр

Прошло два года. Лера снова получила путёвку в санаторий, и здесь у неё состоялось новое знакомство. Однажды, поднимаясь по лестнице в свою палату, Лера почувствовала на себе чей-то взгляд и, обернувшись, увидела невысокого, довольно симпатичного, стройного, сероглазого мужчину. Они обменялись взглядами, в которых читалось, что оба приятны друг другу.
 
Познакомившись с ним, Лера узнала, что мужчину зовут Алик, хотя позже выяснилось, что его настоящее имя Арнольд, и она недоумевала, по какой причине он хотел скрыть его. Алик рассказал Лере, что работает начальником конструкторского бюро в одном из родственных её предприятию проектных институтов и что у него сахарный диабет, который сильно осложняет его жизнь.
 
В санатории Лера и Алик не проводили время вместе. Они случайно встречались возле столовой или кабинетов лечебных процедур и мимоходом переговаривались. Но однажды он предложил ей почитать интересный рассказ в толстом журнале и, заверив, что сдавать его в библиотеку не будет, пока Лера не ознакомится с ним, пригласил зайти в свою палату. Там они немного поговорили, а затем он молча и недвусмысленно откинул край одеяла на своей кровати. В ответ она лишь удивлённо покачала головой.

Лера была готова к тому, что почти каждый мужчина не упускает возможности сделать женщине подобное предложение, поэтому этот его жест не произвёл на неё какого-то особо отрицательного впечатления. По окончании курса лечения они обменялись телефонами и договорились при возможности встретиться.

Спустя какое-то время после возвращения из санатория Алик позвонил ей и попросил отпраздновать его день рождения у Леры дома, добавив, что компенсирует ей все произведённые затраты. В назначенный день он приехал к ней и был приглашён за празднично накрытый стол. Во время застолья Лера расспрашивала его о работе, о жизни и тогда узнала, что у него есть жена и красавица дочь Ленка, которая была замужем за американцем. Именно тогда он допустил стратегическую ошибку, предупредив её, чтобы она не рассчитывала стать его женой, так как он многим обязан своей супруге и не оставит её. Лера внутренне возмутилась, поскольку и не собиралась породниться с ним. Она не испытывала к нему нежных чувств, разве что чувство симпатии, но сейчас была сильно покороблена и в душе решила, что когда-нибудь он пожалеет о сказанном.

Алик с горечью поведал Лере, что сахарный диабет сделал с его организмом своё чёрное дело и как мужчина он теперь несостоятелен. «Возьми в рот», - попросил он. Но его предложение повергло её в шок. Она долго не соглашалась, испытывая чувство отвращения от одной только мысли об этом.
 
Шло время, и её чувство жалости к нему и его всё возрастающая привязанность к ней, в чём она постоянно убеждалась, позволили ей преодолеть себя. Во время нескольких таких актов, причинивших ей моральные страдания, Лера прикладывала все усилия, чтобы они заканчивались как можно скорее. А он полагал, что она, напротив, испытывает едва ли не те же ощущения, что и он. Каждый раз она давала себе зарок больше не повторять этот неприятный для неё эксперимент.

Когда в конце концов она окончательно отказала ему, он был очень расстроен. Тяжело переживая её отказ, он всё же был вынужден смириться с создавшейся ситуацией. Их и до этого нечастые встречи продолжались, но стали ещё более редкими. Тем не менее ему по-прежнему хотелось, чтобы она готовила к его приходу праздничный стол по случаю дня его рождения или какой-либо другой даты. Он давал ей деньги, и она покупала изыски, которые сама себе не могла бы позволить.


                - Талантливый конструктор

Алик был талантливым конструктором и автором многочисленных изобретений. К числу его изобретений, нашедших широкое практическое применение, относится шприц-автомат, регулирующий дозу инсулина для больных сахарным диабетом. Однажды он рассказал Лере о своём очередном проекте - оригинальной конструкции многопролётного погруженного моста на упругих опорах - и предложил ей ознакомиться с аналогичными конструкциями, а потом написать обзор по имеющимся по этой тематике патентам, чтобы подать заявку на изобретение.
 
В патентной библиотеке Лера быстро нашла описания конструкций висячих мостов и трубопроводных переходов, проложенных над реками, наплавных мостов, расположенных на водной поверхности, а также трубопроводов или тоннелей для проезда автотранспорта по дну моря. Без труда справившись с написанием обзора и заявки на их совместное с Аликом изобретение, Лера указала в ней на недостатки существующих конструкций. Она отметила, что укладывать трубопроводы на морское дно не всегда целесообразно, так как в случае их разрыва возникает экологическое загрязнение морского бассейна, которое трудно ликвидировать из-за трудности доступа к трубопроводу. Наплавные конструкции препятствуют прохождению судов, а висячие мосты целесообразно использовать лишь для преодоления водных бассейнов небольшой ширины, например рек.

В качестве прототипа соавторы выбрали погруженный тоннельный мост через фьорд или озеро. В своей заявке на изобретение они отметили, что сложная конструкция моста-прототипа, описанная в патенте США, затрудняет его эксплуатацию при больших глубинах и значительной ширине водных пространств. Преимуществом конструкции погруженного моста, предложенной Аликом, являлось то, что он мог быть помещён на глубину, не препятствующую навигации, а при некоторых условиях такой мост мог быть даже дешевле, чем мосты или тоннели на дне моря или тем более под ним.

Алик финансировал подачу заявки во ВНИИГПЭ. Заявка была принята, и после проведённой предварительной экспертизы ей был присвоен приоритет. Для прохождения дальнейших этапов для получения патента соавторам необходимо было найти потребителя, заинтересованного в финансировании проекта.
Изобретатели решили обратиться к тогдашнему министру транспорта Франку и записались к нему на приём. Лера начала готовиться к выступлению, так как Алик немного картавил и мог произвести на министра неблагоприятное впечатление. Приём был назначен только через месяц, и как раз в это время Леру послали в командировку, так что её не было в Москве. Алик был вынужден общаться с министром один на один. Видимо, он и в самом деле не произвёл на министра должного впечатления, а, возможно, министр был в курсе надвигавшегося на страну дефолта и общего экономического положения в стране, поэтому в финансировании проекта Алику было отказано.
 
Спустя какое-то время, сославшись на приоритет во ВНИИГПЭ, соавторы написали письмо первому Заместителю Председателя Правительства РФ Аксёненко с просьбой рассмотреть схему погруженного моста для проезда автотранспорта через Татарский пролив между островом Сахалин и материком. Но и здесь изобретателей ждала неудача. В то время их предложение было слишком новаторским. Так была похоронена гениальная идея талантливого конструктора.

Между тем, здоровье Алика резко ухудшилось, у него сильно поднялся сахар в крови. Сказались и переживания за Ленку, перенесшую серьёзную операцию, и неприятности на работе, связанные со свёртыванием многих заказов и недофинансированием отрасли в трудные 90-е. Ему же были вредны любые стрессы. Он начал собираться на ПМЖ к дочери в Америку. Они с женой продали квартиру, а мебель частично отправили в Калифорнию морским транспортом, частично распродали. Его отъезд произошёл как-то стремительно и при всё ухудшающемся самочувствии, так что он не оставил Лере своих координат, кроме названия города, в котором собирался жить.

Спустя несколько месяцев она пыталась найти о нём хоть какую-то информацию в интернете, но безуспешно, поскольку Лера не знала фамилию его дочери, а сам он как хозяин жилплощади нигде не был зарегистрирован, так как жил у дочери. На память о нём у Леры остались подаренные им красивые серьги с янтарём, оправленным в ажурное металлическое плетение, и описание заявки на изобретение.

Когда вокруг надёжности Крымского моста развернулась дискуссия, бывший директор ЛенГЭС, возводивший комплекс защитных сооружений Ленинграда от наводнений, доктор технических наук, профессор Юрий Севенард в своём интервью 5 апреля 2016 года ведущей программы "Народный интерес" на Ленинградском интернет-телевидении Татьяне Федяевой высказал своё мнение по этой проблеме:
- Именно поэтому лучше всего было бы сделать мост под водой… Он мог бы залегать на 10-метровой глубине. Тогда над ним могли бы ходить корабли. И там легко предусмотреть защитный комплекс от снарядов, ракет и т. д. То есть по сути такой тоннель был бы вообще неуязвим. Более того, этот вариант обошелся бы в два раза дешевле — 100 миллиардов рублей.
Вопрос ведущей:
- Сейчас не поздно ли? Ведь столько денег уже вложено, стоят опоры...
Юрий Севенард:
- Поздно. Но не для всего. Можно оставить автомобильный мост надводным.. Еще не поздно сделать подводным хотя бы железнодорожный переезд. При этом мы можем избежать множество неприятностей и бед.

Это было сказано Юрием Севенардом в 2016 году, а заявка на изобретение Алика и Леры «Многопролётный погруженный мост на упругих опорах» получила приоритет более двадцати лет назад, но в то время их проект оказался невостребованным.