Дамские шляпки,

Михаил Чайковский
   или  мужское о них мнение
   Естественно, изначально дамские головные уборы были предназначены для обольщения мужчин. Их история в России насчитывает триста лет! Шляпа играла особую роль и свидетельствовала  о причудах моды.
   Наши пра-пра – бабушки, особливо крестьянского происхождения, в шляпах, как  в части женского туалета, не нуждались. Ну, представим себе сельскую бабу в шляпе корабликом с вуалью и с орущим младенцем в полотняных пеленках на руках! Никакой гармонии. Платок – вот естественный головной убор простой русской женщины. Были там еще кокошники, еще чего – то,  но это больше по праздникам. Не до парадных выходов было им, горемычным. Даже боярские дочки допетровских времен никаких шляпок не знали – сидели дома, часто нечёсаные, в окна пялились да семечки щелкали.
   А вот со временем стали дамы носить шляпы и перчатки. Перчатки – это если руки неухоженные. Мыло было в дефиците, маникюр делать не умели; шляпой же можно скрыть немытые волосы или неопрятную причёску. А при полном параде недостатки скрывались, мужчины падали и визжали от восторга.
  Поэтому шляпы и перчатки дамы надевали и снимали только вдали от посторонних глаз. Вообразите себе красавицу пушкинской поры, пышные локоны которой не были скрыты полями изящной шляпы-кибитки. Так вот эти локоны большинства красавиц крепились к полям и снимались вместе со шляпой. Естественно, что предпочтительней было не иметь свидетелей при столь щекотливых обстоятельствах. Это только в порыве безудержного восторга
Кричали барышни «ура!»
И в воздух чепчики бросали, -
что имело место после победы над Наполеоном, когда русское воинство возвращались из Франции. Порыв был патриотическо  -меркантильный: во-первых, мужчин, наконец-то, будет вдосталь; а во-вторых – все с трофеями…. Кстати, о дамском белье: о нём почти нет упоминаний в истории. Почему? А его почти не было. Поэтому семьи тогда были многодетными: на раздевания времени не тратили, раз-два, и – готово.…Ну, при чем тут завлекательные шляпы?
   И почтенные матроны, и барышни на выданье  носили капоры о рюшками и кружевами, порой с вышитыми цветочками. У первых они обозначали степенность и добродетель, а у вторых младую целомудренность, служа сигналом потенциальным женихам: «барышня хотя и созрела, но не испорчена порочными нравами!». Что от ошибки не гарантировало.
   Шляпа, как европейский покрой костюма, означали сословную принадлежность. Женщина в шляпе демонстрировала свою причастность к иной культуре. Шляпка обозначала, что девушка или дама имеют соответствующее образование, знают правила светского этикета, умеют выбрать убор, соответствующий случаю.
   Большевики похерили эту моду, пошли в ход косынки у женщин – можно вытереть пот со лба или нос; мужчины перешли на пролетарские кепки. Кепка на фоне костюма с галстуком – вот образ вождя революции или партийного функционера. Белье оставалось в загоне, его под одеждой не видно. Поэтому женские панталоны тех времен были чуть короче юбок, а в прочности не уступали бронежилету.
   Кстати, знаете, почему появилось правило, позволяющее даме не снимать шляпу в помещении? Они изготавливались под наблюдением парикмахеров и буквально вплетались в причёску. Согласитесь – женщина в шляпке, с вьющимися кудряшками выглядит намного привлекательнее, чем девчушка или молодушка  с растрепанными, покрашенными во все цвета радуги, патлами!
   Но от жизни не уйдешь - шляпы в старину напоминали предметы быта: ведро, кастрюлю, бутылку, рюмку (в угоду мужчинам!);  чашку, горшок, самоварную трубу, поварской колпак. Формами они подражали цветам, листьям, головкам птиц и животных.
  Ах, эта ветреная мода!
  Кстати, сейчас шляпки носят только  интеллигентные дамы, представительницы  среднего класса, в основном учительницы, музыкантши, прочие богемные создания женского пола..