После книги Жизнь Ивана Кукши Г. Ф. Артемьева

Татьяна Дорофеева-Миро
               Сначала я хотела начать так:
               если "Евгений Онегин" Пушкина - энциклопедия русской жизни, то книга Г.Ф. Артемьева "Жизнь Ивана Кукши" - это энциклопедия жизни чувашей.
              Я читала,  открывала новые страницы, и мне уже думалось, что  начну так: Я влюбилась в Ивана Кукшу, настолько герой получился  настоящим Мужчиной, за которым- как за каменной стеной.
 Читала, и была в восторге: автор в книге показал реальную жизнь чувашей со всеми подробностями и деталями, что читая, невольно "примеряла" эту жизнь на себя, потому что многое из детства Ивана мне близко: игры в лапту, катание на санях на склоне оврага, рассказы взрослых о духах и нечисти- страшно, но любопытно.
 У меня сложилось ощущение, что с середины XIX века(именно с того времени идет повествование) до сегодняшних дней мало что изменилось в жизни чувашей: тот же изнуряющий сельский труд,те же бытовые проблемы, те же духи и отношение к ним( и  к Богу), и даже -те же сплетни.

 Как в обычных отзывах, я могла бы написать так: мне понравилась(не понравилась) книга тем, что автор... А герой... И время... Потому что...
Как в школе.
Мне же хочется просто поразмыслить , как говорится, на тему.

 Волею случая Иван стал плешивым, и только не ленивый не смеялся над ним. Люди быстро окрестили его Кукшой( в переводе  с чувашского - плешь)
 Скажете: так то же в книге!
 А что в современном мире?
 Мой ребенок- инвалид. И я вижу отношение к нему - брезгливое и с отвращением.
 И я вижу, как люди пялятся на увечья, не с целью помочь,- с желанием полюбопытствовать для дальнейшего обсуждения и сплетен.
 И если Иван Кукша не обижался, то я чувствую  стальной холод в косых взглядах.
 Кукше проще: его не сковала тяжелая хворь,он всего лишь плешивый, в остальном- парень хоть куда. Автор рассказывает в книге, что люди считали это -наказанием за грехи. Или происками нечистого шуйтана или озала( узал - злой).
 Сколько раз я слышала подобное от "сердобольных" людей! А на дворе - 21 век...

Маленькое не лирическое отступление:
  стоим на рынке, подошла к нам торгашка травами и говорит:
-Я так жалею  твоего ребенка, купи у меня  траву...(назвала  целебную травку), я тебе подешевле отдам.

 Или:
 купила в магазине женщина конфет, и со словами:
-Ай-уй, как жалко, вот возьми конфету,- и протянула руку  слепому.
Видя, что  слепой не берет конфету, засунула в пакет и ушла.

 А вот еще:
 Были мы на фестивале... Еджем в автобусе. Мне на ушко:
-Вот ты подумай: не просто так же это тебе дано?!

Есть у меня "доброжелатели", которые прочтя это воскликнут:"Но ведь правильно же! За что то( обычно, -за грехи: совсем как в книге об Иване)дано!".
 Не судите, да не судимы будете. И почему МНЕ дано? Может, восклицающим  так и косящимся на инвалида дано, чтобы стать лучше, чтобы проснулась душа и  возвысилась?
Незнание  Святого писания и  показушная поверхностная вера в Христа, не оставление языческих верований - вот что  движет такими. 
 Христос говорил, что  инвалиды существуют для того, чтобы на нем явились дела Божьи.  Не ведают люди, ибо заняты поклонением маммоне.Хотя было сказано: невозможно служить двум: духовному и  деньгам.

 Ивану  Одиванову(Куша) бесконечно повезло с дедом, который "вдохнул" в  него всё самое лучшее и святое.  У него были бесконечно любящие  родители. Семья. Сёстры. С детства  впитавший народную мудрость, научившийся труду, он достиг многого, и дальше большего, чем остальные не плешивые.
 Понимаю авторскую идеализацию героя. Так должно быть по законам  литературы.
 Как же в  мире обстоит дело?
 Вспоминаются паралимпийские игры, и кажется, что эти  состязания проходят для тех, кто здоров, мол, посмотрите, мы тоже- люди, такие же, как вы.
Жизнь- вечная борьба. И борьба с болью.

В современном мире до сих пор сохранилось языческое верование.
Люди плюют через левое плечо, сворачивают "фигу", когда видят черных кошек, плюют в глаз при  ячмене,закрывают коляски с младенцами от сглаза, прикалывают булавки на груди... Это - самое простое. До сих пор люди верят колдунам, гадалкам, всяким эпи(знахарка- обычно: повитуха). И верят в Озалов  больше, чем в Христа.
 Безоговорочно в злых, в  Христа - местами и иногда. Носят крестики, ходят в храмы, совершают таинства, и тут же готовы верить в гороскопы, в камни, деревья, совершать языческие обряды- выйти на перекресток, бросить через плечо... Или  растерзать отличающегося от них,  и не думая подставить вторую щеку при обидах.
Такое же описано в книге об Иване Кукше. Люди с недоверием,злобой, завистью относились к Ивану.Да,ходили в церковь, но поклонялись Киреметь, приносили жертвы...

 А что изменилось со времен описываемых событий?
 Цивилизация  пришла в деревню. Нет курных изб. Греемся газом. Дороги( которые все современники вечно ругают)- стали  асфальтированными.Туалеты сейчас у нас- в доме, в квартире. А тогда вот Иван построил  "отхожее место" - и все в селе удивлялись, ведь до этого справляли нужду -где попало. Одеваемся красиво. Спим  на постельном белье - не на соломе и укрываемся не тулупами. Новые резиновые галоши Ивана Кукши в книге - диковинка для сельского жителя, а  современник уже  эти галоши  практически не носит.

Что изменилось? - Образованными все стали. Вон Иван, грамоте и русскому языку учился, и многие в селе хотели учиться, да возможности не было: нужно было трудиться. Книги иван читал селянам, всем в диковинку было.А сейчас все шибко грамотны, что  считают чтение книг - бесполезным занятием.
  Что еще?- Жили в гармонии с природой. А сейчас природу  превратили  в то самое "отхожее место".Живу рядом с полем, вижу: поле "засеяно" пластиковыми пакетами, фольгой, бутылками и прочим мусором... Помню, в школе ходили в так называемую производственную бригаду, ходили по засеянным хлебом полям, собирали овсюг. Теперь нужно собирать  отходы жизнедеятельности человека, который не задумывается над тем, что природа гибнет,  а думает лишь о том,  "куда уходят мои деньги, которые я плачу за вывоз мусора?".  Его не реальное состояние природы волнует, а деньги, которые разные  управляющие и эко- компании  сдирают за мусор, произведённый им же.

Плешь - она не на голове. Она-  В голове, в мозгах, в мыслях и помыслах.
 Чтобы быть человеком- много не нужно: всего-то - быть человеком. Частью природы.
Жить в гармонии.

И если  писать отзыв на книгу Г.Ф. Артемьева, то  в двух словах можно сказать так: мне понравилась. Человеколюбием автора.Ведь даже, казалось бы непристойное, он описывает мягко, без злобы и агрессии, с пониманием человеческой сущности. Понравилась книга интересным сюжетом. Историей. Правдивостью. Честностью.В книге всё: и предания, исторические места, события, личности, народные игры, традиции, верования, обряды. Читала, и думала: мне бы так написать!
Видна огромная работа по изучению истории, культуры, традиций чувашского народа.
 И понравилась книга своим героем- Иваном Одивановым, который хоть и был плешивым на голове, но был полным духовности и  человечности. Настоящий мужик! Наш мужик! Чуваш! Крепкий физически и морально,Улып, такой, на которых держится земля наша.

  P,S: Поэт из г. Ядрин составила презентацию по книге, точно отражающую суть книги:https://www.art-talant.org/raboty/item-553608.html