Чиф на биче

Виктор Марков 2
       Утром прихватил пакет, спустился к мусорным контейнерам.  До начала рабочего дня времени валом – можно не торопиться.
       Занёс руку для броска, слышу за спиной: - Эй, мужик! Погоди расставаться с богатством. Пожрать что-то есть там? Хоть хлеба кусок?

       Оборачиваюсь.
       Типичный  бомжара – немытый, нестриженный, заляпанный пылью и известкой с головы  до ног. Догадаться несложно, откуда такая красота - ночевал в подвале.
Но костюм,  даже грязный, видно, что из дорогой ткани. Правда пиджак одет на клетчатую ковбойку, шея украшена обрывком   грязной  простыни и туфли обмотаны скотчем, а так - почти джентльмен.

       - Нет ничего - бумажки, очистки одни.
        - Жаль.  Дай хоть сигаретку.
        - Не курю. 
       - Скучный ты...
       - Постой-ка! Я тебя знаю?..  Не встречались когда-то?..  Нет?..
       - Отъ...бись со своими кроссвордами! Дай хоть двадцатку – батон купить.
       - "Отъ...бись с кроссвордами?"  Славик?..  Славка – генератор?
       - Ну, Славик. Вячеслав Михайлович когда-то называли.  А "генератор" я был в студенческие годы. А ты – ВиктО-О-О-р  что ли?
       - Вспомнил? И как звал меня с ударением на длинное "о".  И последнюю встречу не забыл?
       - До конца жизни вспоминать буду! Такие соревнования были! Сказка! Все "вышки" собрались, чтобы в дзюдо класс показать. Мы тогда и школу милиции обошли.  Мне пёрло, как никому!  А в финале судьба свела нас. Ты от "электриков", я от "мореходов".   Да-а-а!..  Времена были.  Понимаешь, я тогда должен был выиграть! Я, а не ты!.. Я с девушкой об заклад побился, что выиграю финал. А ты нечестно на болевом ноги скрестил...
       - Ничего я не скрещивал! Рефери и боковые  всё видели. И "матэ" (1) объявили правильно, и  "иппон" (2) я получил заслуженно.
       - Да, ладно. Чего сейчас голову морочить – всё в прошлом.
       - Слушай, я машину на ТО сдал. Общественным транспортом на работу чапаю.
        - Хм-м-м, машину на ТО?..  Для меня сейчас  как фантастика звучит.  А когда-то...
      - Ну что? Пройдёмся пару остановок?  Там круглосуточный гастроном работает. Поешь, заодно и расскажешь, как ты из моряков скатился в подвал.

……………………

      У Славика жизнь после мореходки сложилась удачно. Пока сокурсники осваивали каботажное плавание вдоль отечественных берегов, он попал на новенький сухогруз торгового флота и пошёл "гулять" по заграницам.
       Здоровья хватало, настойчивости – хоть на троих дели и через два года дослужился до старпома.
       Чиф (3) из него получился грамотный и справедливый. Никого зря не обижал, но при аврале спуску палубной команде от Вячеслава Михайловича не было.

       Свадьбу старпома  гуляли громко. Подарками завалили зал в ресторане.  Ну и начальство тоже "задних не пасло" –  пароходство вручило молодожёнам  ключи от "двушки".
        Живи, не тужи!
 
        Славик жену обожал, и одно только огорчало:  длительные, по пять-шесть месяцев, отлучки от дома. Но работа, есть работа. Сам выбирал такую профессию.
       
        Жена, молодец, пока он был в рейсах, привела квартиру в идеальное состояние – полный ремонт, новая сантехника, подушечки,  занавесочки, картины – уютное гнёздышко для семейной жизни создала.
        90-е перевалили за середину. У пароходства начались трудности.
        Жена, чтобы не потерять жильё, предложила приватизировать квартиру.  Тогда это можно было сделать бесплатно.
         Ну, а поскольку, Вячеслав Михайлович больше в море, чем в квартире, жена ответственным  квартиросъёмщиком  записала себя.
        Однажды в рейсе Славик получил телеграмму:  "детей нет, развод без проблем". 
          Психанул, конечно, жутко!  Но чиф в рейсе – ответственность  большая.  До порта приписки дотянул, побежал домой объясняться. А там и замки поменяли, и выписали с адреса без  его согласия.
………………………

        - Вот тут я включил машину времени.
        - Чего ты включил?
        - Запил по-чёрному,  счёт дням потерял. Естественно, с корабля списали враз.  Бичую (4), как у Высоцкого:
"Под собою ног не чую –
и качается земля.
Третий месяц я бичую,
так как списан подчистую
с китобоя-корабля.
Ну, а так как я бичую –
беспартийный, не еврей, -
я на лестнице ночую,
где тепло от батарей".

        - Да-а-а, треугольная история...  Вечная, как мир. И что дальше?
        - Не знаю, не думал ещё. Пока деньги были, на стакане сидел, а что дальше... А кто знает, что дальше?
        - Пошли к нам, проведу на ТЭЦ. Там в бытовках отмоешься, выспишься, слесарям поможешь насосы перебирать.
       - Да ну на хрен – какой из меня слесарь? Ни бельмеса не тяну! Успел начальником побыть – в рабочие трудно перековываться. Рабочим-то я никогда не был.
      - В подвал вернёшься? Бомжевать будешь?
      - Что ты мне фаберже крутишь? Знаешь, что скажу? Каждый мужик должен проблемы решать сам! Не можешь решать? Так какой ты, к чертям, мужик? Только небо зря коптишь присутствием на земле.

       Я вытащил из портмоне  все крупные купюры, протянул: - Держи! Будет трудно, вот визитка – звони!
         - Деньги возьму, я теперь не гордый. Но навряд ли когда-то отдам этот долг. А звонить не буду – сам, только сам! Или никак...
………………………………

       Прошло два года.
       Я забыл об этой случайной встрече.
       Лихое время текло бурным потоком. Успевай только приспосабливаться!
Пережили  августовский дефолт 1998 года. Так думаю, что официально объявленное банкротство страны по облигациям ГКО, мало коснулось населения России.
       Начатая правительством с января этого же года деноминация рубля в масштабе 1000 старых рублей к одному новому, больше волновала граждан.
      Массовый вброс  облигаций  федерального займа от иностранных инвесторов привёл к разорению сотен банков.
       Экономическая пирамида России стала рушиться.
Валюта США запрыгала на рубле, как ковбой на загнанной конячке.  "Вечнозелёный" сделал скачок от 60 копеек за один доллар в советское время до 23 руб. на период правления "младореформаторов".

       Но народ, пристроившийся к ценам в свободном полёте с 1992 года, пережил  падение уровня зарплат и пенсий ниже плинтуса спокойно, и сдержанно отнёсся к краху национальных финансов.
       В общем, правительство копалось в искусственно устроенных неудачах  отдельно от населения страны, а граждане  делали вид, что поднимаются  с колен нищеты.
         Каждый выживал сам по себе, а кабмин следовал  "егорушкиному" курсу: "вас много и всех не прокормить". (5) Этот курс держался  весь период правления Ельцина.

………………………

       Выношу утром мусор.
       Слышу знакомый голос: - Эй, мужик! Погоди расставаться с пакетом. Пожрать что-то есть там?
         Оглядываюсь.

       Из серебристого "лексуса" выходит Славик.

       Светло-кремовая сорочка, отглаженный костюм из блестящей ткани, лакированные туфли. Портрет успешного делового человека тех лет, обязательно украшали  в палец толщиной золотая цепь на шее и внушительная "гайка" (6) с печаткой.

       - Привет! Обалдеть!..  Ты ли это, Славик?
       - Можешь пощупать, разрешаю  – живой, здоровый и не привидение.
       - Выглядишь "аленделоном"  - ухоженный, подтянутый.
       - С утра три по сто – и весь день в норме.
       - Помню, помню.  Сто отжиманий, сто приседаний и сто подтягиваний. Какими судьбами?
        - Вот заехал должок вернуть, – он протягивает мне "рулетик" (7) стодолларовых купюр.
       - Я тебе в рублях давал.
        - Рубли сейчас не в моде. Не деньги – бумажки.  Это проценты наросли, за удачное вложение средств тогда. Премиальные.  Бери, бери, я не обеднею, а долги надо отдавать.
        - Откуда такое богатство? На атомоход устроился?
        - Нет, с морем завязал навсегда.  Теперь другая  должность. Катаюсь по стрелкам, разруливаю ситуации, наказываю провинившихся хитрованов.
        - Ого!.. Не боишься, как они все закончить жизнь – гранитный памятник  во весь рост и могила на центральном кладбище?
         - Я своё отбоялся, пока водку жрал, не просыхая,  и  в подвале с крысами воевал за кусок хлеба.
         - Ничего себе оверштаг!.. (8) Как рискнул на такое?
         - Да само собой получилось по стечению обстоятельств.
         - Расскажешь?

……………………………

         - Помнишь, ты мне щедро бабла навалил? Понимаю, что от жалости, чтобы сгладить неловкость той встречи у мусорки.
         А меня зло взяло! Нашёл баню, по утрам там людей мало, пустили. Уборщице  подкинул купюр и пока мылся-парился, она костюм почистила, в лавку сбегала – трусы, носки, рубашку купила. Туфли предложила, не новые, но приличные. Не знаю, где и взяла в бане, но по размеру подошли.  Да мне тогда до фонаря  всё было.
        Отмылся, переоделся,  в парикмахерской при бане отметился.
        В общем,  то, сё – пожрать надумал.
        Деньги остались, зашёл в кафушку. Заказал полный комплект, но без пива и спиртного. Сам себе запретил алкоголь.
        Сижу, никого не трогаю, чавкаю бесшумно, на девушку любуюсь за соседним столом.

         Вваливаются  два отморозка, и давай порядки хулиганить. Орут, всех толкают, к девушке подсели, балуются – то вилку отберут, то дымом в лицо дыхнут,  то кофе на стол опрокинут.
        Не выдержал, встаю, вижу – они только этого и ждали.
        Драки хотят.
        В такой ситуации разговоры о моральном облике лишние. Выбил ногой стул из-под одного, тот жопой на пол грохнулся. Второй вскочил, замахивается ножом.         Сломал ему руку, а первый никак не успокоится – за одежду хватается, к горлу тянется.
        Разозлил меня, и я такой "о-сото гурума" (9) ему захерачил, минимум на полчаса вырубил. Полы-то в кафе бетонные.
         Девушка убежала, а я свой компот допиваю. Влетает  тот, с поломанной рукой, за собой ещё троих тащит и пальцем в мою сторону тычет.
          Старший у них в малиновом пиджаке, точно "классик" (10) – шея накачана, в плечах – сажень и ладони, как вилы, не меньше.
         Спрашивает:  - Это ты моих приголубил?
          - Я.
          - Правильно сделал. Не фуй борзеть не по делу. Чем занимаешься?
         - Бомжую.
         - Ну, на бомжа ты мало катишь, хотя...  физкультурники  разные бывают. Пойдёшь ко мне работать?
          - Людей грабить-убивать?
          - Нет, - отвечает серьёзно. – Мы такими вещами не занимаемся.
          - А чем?
          - У плохих дядей хороший бизнес отжимаем, на рынке порядок поддерживаем.  Со страхом, но без крови.
          - Пойду. Всё равно жить негде.
………………………

          Вот и всё! Так я стал бандитом.
         В скором времени  главаря взорвали вместе с машиной и двумя "тёлками", а  дела по наследству перешли мне. Стал вроде как авторитетом среди них. Понимаю, что не ободряешь такой поворот, но я не для хвальбы тебя искал.
         Теперь мы в расчёте. Прощай! Ах, да! Мало ли что вдруг случится – звони! Помогу.
         Славик протянул мобилу: - Там мой номер забит. Ну, всё – бывай!
………………………

         С тех пор мы никогда не общались. Даже предположить не могу, чем закончился его оверштаг.

………………………

        1.В дзюдо арбитр командует на японском языке. Команда "мате" -  остановить поединок, подаётся, если судьи видят явное превосходство одного из соперников.
       2."Иппон" – чистая победа.
       3."Чиф" – из морского сленга, от английского "chiff" – "шеф", так называют старших помощников капитана.
       4.У моряков "бичевать" – от английского слова "beach" – берег. Нарушителей дисциплины списывают с корабля на берег. Они становятся "бичами".  Это потом  подогнали  аббревиатуру "БИЧ" -  Бывший Интеллигентный Человек".
       5.Курс  Е.Т. Гайдара, тогдашнего премьера, привёл к уничтожению более 50% производственных мощностей России только за  один 1991-92 год. Были разрушены и распроданы колхозы и совхозы, что привело к дефициту продовольствия и организации голода с  талонной системой, как во времена войны. Вот тогда, когда его снимали с должности, Егорушка и сказанул по ТВ эту знаменитую фразу.
        6."Гайка" - так называли золотые перстни "новых русских" за их огромные  размеры.
        7."Рулет", "колбаска" – денежные купюры, свёрнутые в плотный цилиндр и перехваченные аптекарской  резинкой.  В кармане они занимают меньше места и не изнашиваются от трения.
        8.У моряков "оверштаг" -  разворот курса на 180 градусов.
        9."О-сото гурума" – вариант жёсткой подсечки с броском соперника спиной на татами.
        10."Классик" – спортсмен, занимающийся классической борьбой.

........................