Все вы соблазнитесь

Виктор Тарасенко
       В церквях евангельских христиан-баптистов как правило Вечеря Господня (в других церквях: евхаристия, таинство, причастие, воспоминание жертвы Господа Иисуса Христа, Его заповедь) совершается в первое воскресение нового месяца.
      Но есть особое время, когда она совершается вечером в четверг, так называемая «Годовая Вечеря». Это событие проходит перед Пасхой. Это особенное время, когда мы готовимся к празднику воскресения нашего Господа, стараясь вполне осознать, ту полную меру страданий Христовых, ту великую «чашу страданий», которую Он испил. И здесь речь идёт не только о самом распятии – этой чудовищной пытке истязания плоти, или терновом венце, шипы которого глубже и глубже впивались в Его чело с каждым ударом палки римских воинов, когда они глумились над Ним, и даже не только о тех ударах плетей, которые буквально рвали Его плоть. Мне представляется не менее ужасными и неимоверно трудными – те внутренние борения и искушения Иисуса, ещё до принятия этих физических истязаний, связанные в том числе и со своими учениками. Помните Его некоторый укор трём их них: «И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» - Матф.26:40
      Давайте немного поразмышляем над событиями той - последней ночи Христа, проведённой Им вместе со Своими ближайшими учениками. Читая Евангелия, мы видим, что инициатива проведения этой особой-тайной вечери, принадлежала Господу: «Настал же день опресноков, в который надлежало заколоть пасхального [агнца], и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.» - Лук. 22:7-8.  Я не буду подробно останавливаться на деталях выбора места и подготовки этой вечери, читающим Евангелия вся эта история хорошо знакома. Отмечу лишь то, что если для учеников это событие было обычном (по крайней мере вместе со Христом они подобное совершали уже дважды), то для Христа – это был последний земной вечер до начала Его страданий, Он сам об этом ясно говорил им: «и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,» – Лук.22:15. Он знал, что время Его близко, Гефсимания неизбежна, и Голгофа надвигается неумолимо.
       В этот особенный вечер Иисус преподал несколько очень важных уроков своим ученикам-апостолам, которые они не поняли вначале, но которые позволили им впоследствии выполнить все Его поручения по распространению благой вести после Его вознесения.
       Эти Господни уроки благодати и любви актуальны сегодня и для нас, и проблема современного христианства состоит именно в том, что мы порою (как и апостолы) не понимаем всех глубин, открытых Христом своим ученикам, да и нам с вами, и не исполняем вполне Его повелений, в том числе и по отношению друг к другу.
       Вот об одном таком духовном уроке мне и захотелось сегодня поразмышлять.
Христос сказал свои ученикам такие слова: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;» - Матф. 26:30-31
Давайте попробуем прочувствовать обстановку того вечера, когда были произнесены эти слова Господа. Уже Иуда Искарит ищет первосвященников, чтобы предать Христа за тридцать серебряников, уже позади размышления апостолов: кто из них будет большим в Царствии Небесном, уже Христос преподал всем им урок величайшей любви и смирения, умыв им всем их запылённые ноги, уже позади совершённая Ветхозаветная пасха – съеден пасхальный агнец, уже установлена Христом новая заповедь любви и сказано о том, что чаша новая – это Его кровь, а ломимый хлеб – Его тело.
Собственно говоря, вечеря любви завершена – они выходят из жилища и направляются в их любимое место, на гору Елеонскую в Гефсиманский сад. И вот тут, на их совместном пути, который ведёт в Гефсиманию, и ещё дальше на Голгофу, Иисус и произносит эти трудные, но такие правдивые слова: «все вы соблазнитесь в эту ночь»!
     Надо сказать, что значение слова соблазниться в русском языке не вполне точно предаёт то слово, которое говорил Иисус. Это слово происходит от греческого слова «скандалион», что буквально значит «колышек, поддерживающий дверцу ловушки». Более отвлечённо оно обозначает также «толчок», «удар». В основном же понятии слова «соблазн» лежит представление о препятствии на пути, которое сбивает с толку, останавливает или приводит к падению, притыкает, вводит в искушение.
       Таким образом, когда Христос говорит своим ученикам, что все они соблазняться, означает то, что все они преткнутся, отпадут от Него, впадут в заблуждение относительно Его смерти и страданий.
Эти Его слова вызывают взрыв негодования, который очень ярко выражает лидер их группы: «Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.» -  Матф.26:33. Такое предательство Учителя им не вмещается в голову и вызывает яростный протест в сознании! В тот час все они готовы умереть за своего Наставника и Учителя, и это вполне искренние желания и слова, в этом нет никакого сомнения!
        Тогда, что же пошло не так? Почему через несколько часов, проведённых в Гефсиманском саду, весь их героический пыл так быстро иссяк? А храбрости Петра хвоило лишь на один неверный удар мечом, отсёкший ухо раба первосвященника? «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.» -Иоан. 18:10.
Нам, конечно же значительно проще, потому что Бог открыл нам всю историю, и мы знаем всё. А попробуйте-ка встать на место апостолов: они особо избраны Господом и Учителем среди множества народа, выделены Им в ближайшую группу друзей, которым Он открывает значение притч, которыми часто говорит народу. Они многое с Ним прошли и испытали, они видели множество чудес, они были свидетелями тех удивительных исцелений неизлечимо больных людей и даже воскресения из мёртвых.
Наконец, совсем недавно, они вместе с Ним торжествующе вошли в великий город – Иерусалим, и никто не смел им помещать! Все велегласно славили Бога! Они были свидетелями второго очищения храма и исцеления всех больных: «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их» - Матф.21:12-14.
        Подумайте о тех мыслях, которые наполняли сознание апостолов, недаром они начали уже делить между собой «небесные портфели» будущих должностей Царствия Небесного. А вспомните трёх из них, которым уже была открыта картина Небес на горе Преображения? Да весь народ радовался и думал, что ещё немного, и Иисус провозгласит Себя царём, они были готовы с ним царствовать здесь на земле! Проблема заключалась в том, что как многократно говорил Иисус, в том числе и Понтию Пилату, Его царство иного порядка, оно другое – вечное, оно там в небесах, в другом измерении: «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.» -Иоан. 18:36.
         Вот этих откровений Христа никто не понял: не понял Пилат, не понял народ, да и ученики по сути тоже не поняли! У всех их были свои – собственные представления и ожидания о мессии Христе. Каждый из них по своему его представлял. Можно ли строго судить за это их? Нет! Христос их не осудил, не стоит и нам этого делать, потому что мы совсем не лучше их, и до настоящего времени у всех нас, кто носит это главное слово – христианин, по сути свои представления и толкования высказываний Господа – Иисуса Христа. Иначе откуда столь много различий в церквях и деноминациях? Все любят Господа и Его учение, но при этом все добавляют к этому учению и свои – «самые верные и правильные толкования», обряды, церемонии и т.д. При всём, при этом, многие считают правильными и верными последователями только свою церковь, только своё толкование и поклонение, отвергая все другие как еретические и ложные. Что тут сказать?
       На мой взгляд все эти крайние «праведники» соблазняются, как соблазнились и апостолы. Для них, самым правильным является их представление о Господе и Его служении, их ожидания новых небесных откровений, в то самое время, когда Христос уже всё заранее всем открыл.
      В тоже самое время смотря на себя в повседневной жизни, я тоже с ужасом обнаруживаю, что порою соблазняюсь какими-то своим пониманием благодати Христовой. Разве каждый день я помышляю о горнем? Разве всегда я хочу быть угодным Господу? Разве всегда на первом плане у меня по степени и по значимости дела Евангелия?
       К стыду своему обнаруживаю, увы…, нет!
       Вот почему для меня столь  столь значимы уроки, преподанные Господом на этой последней вечери любви. Я просто пытаюсь осознать безмерную Его любовь, проявленную к своим ученикам и ко всем людям.
Подумайте над такой мыслью: ваш близкий человек, с которым вы несколько лет живёте бок о бок, с которым делите кров и пищу, с которым делитесь самыми сокровенными желаниями и секретами личного плана вас предаёт! Да, он вас предаёт, и вы об этом точно знаете. Кто-то уже сообщил вам о том, что завтра это случится. Захочется ли вам в последний вечер перед часом «икс» сказать ему нежные слова, оставить ему на память важные наставления?
        Я думаю, что это сверх наших сил! А Господь? Он не только сказал много добрых наставлений своим апостолам, и проявил к ним любовь, но даже своего предателя Иуду – назвал другом!
        Это просто непостижимо! Для Христа даже предатели и враги – друзья! Может быть вы будете не согласны здесь со мной, но факт остаётся фактом- Христос возлюбил всех нас, когда мы были Ему врагами. И он не просто нас любит, Он свою любовь к нам доказал, пойдя на крест страданий. Апостол Павел так пишет об этом: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.» - Рим.5:8-10
        Да поможет нам Господь, помня столь тяжёлое предупреждение своим ученикам о соблазне, не уклониться от вечных истин небесного града к земным ценностям нашего дома!
       Где мы собираемся вечно пребывать? Куда мы вкладываем все усилия нашей души и тела? Посмотришь на иного «христианина» и получишь урок, а посмотришь вглубь себя и ….?
       Да, пока ещё есть время, есть возможность для покаяния и исправления. Когда же наступит тот час, когда мы предстанем перед Господом, тогда, увы…, всё уже будет как будет.
       Да поможет нам Господь не очаровываться и не соблазняться столь привлекательным ныне веком!
       Аминь!!!

ТВГ, г. Барнаул, апрель 2019 г.