Странные открытия. Греция. Экскурсия по Криту

Людмила Петрова 3
Обзорная экскурсия по острову Крит включала в себя посещение долины с ветряными мельницами, винного завода, монастыря, гончарной мастерской и пещеры Зевса. Из этого перечня было понятно, что турфирма хочет угодить каждому туристу, учитывая все многообразие их интересов и не забывая свои интересы тоже.

Долина с ветряными мельницами выглядела необычно и даже романтично. Мельницы были современные большие, металлические. Предназначались они не для помола зерна, а для выработки электроэнергии, используя силу ветра. У мельниц крылья развернуты под разными углами, поэтому они ловят ветер любого направления. Вот он – вечный двигатель в деле. И не надо качать нефть – лови ветер! Экологично, экономично, красиво. Но что-то было в них все-таки фантастическое, неземное, может быть, оттого, что вокруг не было людей, а они все равно крутили свои крылья, будто бы пытались взлететь – такие беспомощные гиганты.  Их было жалко, хотелось помочь им улететь, вырваться  на свободу.

Дорога то забиралась в гору, откуда открывался прекрасный вид на сверкающее синее море, то спускалась в долину, которую со всех сторон окружали зеленые горы. Кругом росли оливы. Экскурсовод рассказал, что на Крите у многих есть свои оливковые деревья и даже целые рощи. Очень престижно  и почетно греку иметь свои оливковые деревья. В декабре происходит сбор плодов и приготовление масла. Под деревом расстилают специальную подстилку и трясут его. Созревшие плоды падают на эту подстилку. Из них получают оливковое масло. Оно здесь очень популярно, употребляется со многими блюдами и в качестве приправы к салатам. Я не фанат этого масла, мне наше подсолнечное масло нравится больше, особенно с картошкой. Но на вкус и на цвет…

Через некоторое время мы приехали на маленький завод, где производят оливковое масло и виноградное вино. Конец сентября – время сбора винограда. Нас пригласили продегустировать производимое  здесь вино. Конечно, это была реклама. Можно было попробовать выдержанное вино и обычное молодое, больше напоминающее виноградный сок. После дегустации всех туристов ведут в магазин, где можно приобрести вино и масло. Некоторые соотечественники наши часто принимают такие дегустации за «выпить на халяву». После этого у мужчин обычно поднимается настроение, и они становятся общительными и доброжелательными.

Хорошо было бы привезти домой бутылку понравившегося  вина и угостить им своих друзей. Ведь вино надо пить в определенное время с определенным настроением, в кругу близких людей, не торопясь. Только тогда оно отдаст тебе свою энергию, полученную от солнца и накопленную виноградной лозой, свой аромат, полученный от свежего и чистого воздуха, в котором купались зреющие ягоды, свою влагу, настоянную на утренней и вечерней росе, тогда душа твоя насладится покоем, исходящим от него, а тело получит благостный отдых. Но возить бутылки из турпоездок дело тяжелое и неблагодарное.

Мне очень хотелось попробовать виноград, из которого делают вино. Да пожалуйста, пробуйте на здоровье! Угостили нас и виноградом.  Он был зеленовато-желтый и очень сладкий. Работники завода были приветливые, открытые и доброжелательные, несмотря на толпы туристов, беспрерывно наезжающих на этот их заводик, и отвлекающих их от основной работы. А может, им наоборот, нравится это общение, да и туристический сезон имеет границы, и вскоре здесь будет скучно.

Следующим пунктом нашей экскурсии была гончарная мастеркая-магазин с мастер-классом по изготовлению керамической посуды. Представленная в мастерской керамика была чудесная. Какой посуды тут только не было!

Гончарное ремесло пришло к нам из такой глубины веков, что остается удивляться, как люди его не забыли. Говорят, что не боги горшки обжигают. Но эти мастера чувствовали себя богами. Приложив руки к глине, лаская ее, нежно поглаживая пальцами, мастер отдает своему изделию частичку своего тепла, своей души. Эти горшки и вазочки на сотни лет переживут своих ваятелей и будут рассказывать владельцам о создателях, как о своих родителях.
В Эрмитаже стоят древнегреческие амфоры, которым около тысячи лет, а на них сохранились удивительные рисунки, узоры, написанные мастерами с такой любовью, с таким вкусом, которые и позволили дожить их детищам до сегодняшних дней.

Казалось бы, что может быть проще горшка. Но даже форм этих горшков существует не один десяток. Немецкий ученый и археолог Генрих Дрессель составил каталог древнеримских амфор, их насчитывалось там 45 разновидностей. С греческого языка амфора переводится как емкость с двумя ручками. В Древней Греции амфоры присутствовали в жизни человека, как необходимая часть их быта. Кроме прямого назначения – хранить продукты и воду, они использовались также и как погребальные урны, их устанавливали на могилах в качестве памятников, ими награждали победителей спортивных соревнований. Их вместимость была обычно от 5 до 50литров. Амфору с объемом в 26,03л использовали в качестве единицы измерения – 1 талант. В Древней Греции, кроме амфор, были и другие сосуды: алабастр, аскос, гидрия, динос, канфар, килик, кратер, лутрофор (емкость, в которой омывали невесту перед свадьбой),  пелика, скифос (0,27л), лампа (использовали для освещения), тарелка (столовая посуда) и другие. Каждый сосуд имел свою форму и свое назначение. Греки – романтики. Они отождествляли амфору с женщиной: горлышко, ручки, ножка… плюс воображение. А еще сосуды украшались рисунками, орнаментами. Это были настоящие произведения искусства.

Ах, если бы не тяжесть! Но некоторых моих соотечественников она не остановила, и они все-таки увезли с собой горшочки, вазочки, тарелочки, сделанные современными критскими мастерами.

Наконец, наш автобус двинулся дальше вглубь острова. Небольшой серпантин, гора, снова оливковые рощи и вот монастырь. Старый, 12 век. Но он не был разрушен турками. Монастырь действующий. Все очень просто, без излишней роскоши. В церкви сбоку в корзине платки и юбки (для туристок), тут же стол, на котором лежат свечи. Надо – бери сколько хочешь и ставь. Вся торговля вынесена за пределы церкви. Посетил церковь, свечку поставил, можешь оставить пожертвования, если пожелаешь.
Внутри церкви находится старинная Икона с обрывком цепи. По преданию ее два или три  раза увозили турки, а она все равно возвращалась в эту церковь. Последний раз похитители ее даже приковали цепью. И это им не помогло. Она вернулась в свою церковь и уже не покидала ее.
В этой маленькой и очень простой церкви царила какая-то необыкновенно теплая и душевная атмосфера. Был разлит покой и умиротворение. Ушли суета, неприятности, боль. Это осталось там за воротами. А здесь тебе раскрыли объятия, радовались тебе, ничего от тебя не просили и не требовали. Пришла, и слава Богу! Так встречают матери своих непутевых детей. Нигде больше, ни в одной церкви не почувствовала я такой «благодати», там только и поняла смысл этого слова. Я не молилась, просто стояла, и мне было хорошо.
 В этом монастыре живет всего несколько человек. Он расположен на горе, далеко от моря и от жилья. Но людям тут всегда рады. Ведь мне этого никто не сказал, а я почувствовала.

Нас никто не торопил, и это тоже было приятно, сохраняло возникшее в церкви настроение. Но все-таки надо было ехать дальше.

Греки удивительные люди, добрые и наивные, как дети. Они не дают мелким неприятностям разрушить их душевный покой. Мне кажется, что они наряду с верой в единого Бога сохранили в душе веру в своих древних богов. Для них эти боги – реально существовавшие личности. Я тоже, читая мифы, ловила себя часто на мысли, что начинаю относиться к богам, как к людям, жившим когда-то в давние времена на этой земле, такими живыми и совсем не идеальными чертами характера они наделены, скорее наоборот. Какими только недостатками и даже пороками они ни обладали! Но им все сходило с рук, они же боги!
А Зевс – их повелитель, отличался и вовсе хулиганским характером. Сколько девушек земных от него пострадало! Как было не поверить в его существование? Вот мы и едем к пещере, где его прятали. Взрослые люди тоже любят сказки, да еще и верят в них. Автобус подъехал к стоянке. Дальше в гору надо идти пешком или ехать на ослике. Тут у подножия их был целый автопарк. Пожилые греки предлагали своих (тоже, наверное, немолодых) осликов, чтобы въехать в гору и посетить пещеру Зевса, бережно сохраняемую потомками с незапамятных времен.
Осликами мы не воспользовались. Как-то страшно было доверять себя упрямому животному. Поэтому мы пошли пешком по самой короткой тропе. Пожилые немецкие тетеньки поехали на осликах или пошли по длинной, но пологой дороге, некоторые наши соотечественницы последовали их примеру. Но не мы с Надей. Короткая тропа оказалась не такой уж короткой и к тому же очень крутой. Но отступать было поздно. Когда мы выдохшиеся доползли до пещеры, нас приветствовали погонщики осликов верхнего автопарка. Рашен леди! – кричали они радостно и хлопали в ладоши. Мы поняли, что на такой подвиг способны только русские женщины, стремящиеся сэкономить пусть и всего 3 евро. Гордо расправив плечи, мы прошли мимо осло-таксистов, улыбаясь и делая вид, что ничуть не устали.
Потомки античных богов поддерживают пещеру в приличном состоянии, что требует определенных вложений, за что и взимается входная плата (4 евро). Я протянула кассирше 20 евро. Она сказала мне на смеси греческого и немецкого: » Klein Geld, bitte!”
Как это мало денег? Не поняла я. Мало того, что я столько сил потеряла на этом крутом подъеме, да еще и 20 евро мало за их давно почившего Зевса. Я обиделась, взяла свои деньги и отошла в сторону. К тому же, подумала я, опустившись в эту пещеру, потом придется оттуда подниматься. Это уже прямо испытание какое-то на выносливость. Пока я стояла в стороне, обижаясь на скупых потомков Зевса, остальные туристы покупали билеты, не смущаясь и не возмущаясь. Тут кассирша позвала меня. Оказалось, что она просила у меня мелкие деньги, ей нечем было мне дать сдачу. Она улыбалась и протягивала ее мне. Мне стало стыдно. За 4 евро можно и в пещеру спуститься и подняться. Главное – не спешить! Пещера оказалась не очень глубокой, но темной и сырой. Бедный Зевс! В таких нечеловеческих условиях смог выжить! Почему он прятался именно в этой пещере, и как люди об этом узнали, осталось загадкой. Мемориальной доски не было. Через несколько лет я побывала на Итаке – родине Одиссея. Там стоит ему памятник, есть памятник Калипсо. Поневоле поверишь в их богов. Понятен стал археолог Шлиманн, раскопавший Трою. Он в нее поверил!