Не хлебом единым...

Георгий Гудим-Левкович
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек: хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».

Евангелие от Иоанна гл. 6 ст. 47-51

Как и более четырех веков назад хлеб на Соловках выпекают в пекарне расположенной под Трапезной палатой – старейшим каменным строением на островах. Менялись хозяева Соловецкого кремля - монастырь, лагерь, учебный отряд флота, музей, и снова монастырь, неизменным оставалось одно – хлеб, выпеченный в месте, благословленном Божьей Матерью.

В 1537 году молодой, 30-летний боярин Феодор, из знатного московского рода Колычевых (кстати, родственников будущей царской династии Романовых) покинул государственную службу и подвизался в Соловецкой обители. Прибыл он в монастырь, не открывая своего имени, в простых одеждах и трудился на общих послушаниях как рядовой насельник. Вскоре благоговейного инока назначили в пекарню - изготовлять просфоры и хлебы на братскую трапезу. Нелегко было знатному боярину на этом весьма тяжелом послушании, однако, несмотря на все тяготы, он не оставлял молитвы. Матерь Божия, к которой всегда с особым усердием прибегал инок Филипп, утешила послушника явлением ему Своего чудотворного образа. Новую икону Богоматери Филипп поставил на месте своего послушания - близ хлебопекарной печи и с тех пор имел обыкновение все новоиспеченные просфоры и хлебы поставлять перед ней, как бы принося их Богоматери. Братия, приходя за просфорами и хлебом, забирала их от образа, как из рук Самой Пречистой. Икону, помещенную будущим митрополитом Московским в пекарне стали именовать также «Запечной» или «Хлебной». После мученической кончины святого Филиппа этот образ Богоматери стал одним самых чтимых в Соловецкой обители и прославился во многих концах Святой Руси. И до закрытия монастыря осенял благодатью Божией нелегкий труд хлебопеков.

В конце 19-го века монастырская пекарня выпекала летом до 300 пудов (4,8 тонны) хлеба в сутки, снабжая им не только братию монастыря, но и многочисленных богомольцев. «…хлеб соловецкий, ржаной. Каждому богомольцу, помимо того, что трои-четверы сутки монастырь всех поил, кормил бесплатно, выделялось на дорогу пять фунтов хлеба. Чудесно выпеченного, необыкновенно вкусного», - писал в своем дневнике известный северный писатель Борис Шергин.

Продолжала она исправно работать и в лагерное время. «Была хлебопекарня, выпекавшая отличный хлеб по технологии еще XVI века - митропо¬лита Филиппа», - вспоминал академик Дмитрий Лихачев, отбывавший срок на Соловках. Другой известный узник отец Павел Флоренский пишет: «…как-то недавно я осматривал старинную монашескую хлебопекарню. Она - под трапезной. Три громадные печи, в которых можно выпечь 1,5-2 тонны хлеба, даже 3 тонны. Кочерги к печам длиною в 9 шагов (моих) и весом около 50 кг. Каждая коврига хлеба в 11 кг, а в каждую из печей можно сразу поставить несколько сотен таких ковриг. Все массивное, что не верится глазам».

С приходом военных мало что изменилось. Хлеб продолжали печь по-прежнему под Трапезной палатой. В 1961 году на Соловках было создано Соловецкое райпо, которому в наследство от военных досталась пекарня и печи марки «ХПК-50», разработанные, кстати, для подвижных армейских хлебозаводов еще в 1943 году. С тех пор уже полвека в них и пекут хлеб для соловчан и многочисленных приезжих. Надежности техники удивляться не стоит – делали ее для военно-полевых условий. Но всему приходит свой срок – старые печи уже требуют замены. Зимой произошло три аварийных остановки, шестерни выдвижных механизмов выработали свой ресурс.

Но, пожалуй, ключевая проблема сейчас, это само местоположение пекарни. Несмотря на большую историю, сегодня она все ж-таки размещается в памятнике архитектуры 16 века. По словам работников, это создает массу неудобств: нельзя ни гвоздь вбить, ни сантехнику установить. Водопровод починить – нельзя, нужно делать раскопки. В этом году, когда в морозы лопнула труба, потребовалось проведение археологических работ, чтобы не нарушить культурный слой.
Работает пекарня через день. Топят печи дровами. В год пекарня производит более 100 тонн свежего хлеба. Выпекать его здесь начинают с 7 утра, а к 10 часам из печи достают ароматно пахнущие буханки. Работа на пекарне – самый тяжелый труд на острове: температура в печи +360 градусов по Цельсию, а рядом с ней до +90. И делают замечательный хлеб в основном женщины.

Конечно, Соловкам нужна новая, современная пекарня. Но обойдется она недешево. В Соловецком райпо уже посчитали, что только на закупку модульной печи с сопутствующего оборудования необходимо 3 млн. рублей. А ведь его нужно доставить, смонтировать во вновь построенном здании, к которому подвести водопровод, канализацию, электроэнергию. Затраты для райпо – неподъемные. Учитывая, что предприятие фактически несет социальную нагрузку, цены на хлеб на Соловках не повышались три года.

Как нам рассказали местные жители, с 1960-х годов каждый новый начальник на Соловках планировал перенос пекарни на новое место. Однако шли годы, а все оставалось по-прежнему, хлеб продолжали выпекать там же, где и в 16 веке. Разламывая свежую краюху только что вынутой из печи буханки, я подумал о том, что в этом месте, благословленном явлением Богоматери, освященном трудами святого Филиппа, намоленном поколениями соловецких хлебопеков не прекратиться этот труд, который сродни священнодействию – создание хлеба как главной для русского человека во все века непреходящей ценности. И после постройки новой, оснащенной по последнему слову техники, модульной пекарни, здесь, под сводами на которые опирается Трапезная палата будут готовить просфоры для Великой и Бескровной Жертвы, приносимой в Таинстве Евхаристии, когда хлеб благодатью Духа Святого прилагается в Тело Иисуса Христа, открывая путь к спасению людей готовых принять Его.