Всяк правду знает, да не всяк правду бает

Сияша
 
- Здравствуй, дружок. Хорошо, что приехал ко мне на выходные. Опять в лес на лыжах поедем, тишину слушать. Да во дворе много дел накопилось, чай поможешь?
- Конечно, деда, помогу. Мне в городе как будто чего-то не хватает. Там и природы то почти не вижу. А здесь красота… И  воздух чистый и вода. Снег кругом всё устлал белым ковром и небо синее, синее. В городе, само собой, тоже снег есть и небо, но всё не то… Нет такого простора, я здесь чувствую себя по другому, не как в городе, как то по особенному свободно.
- Да, здеся хорошо. И дышится вольно. Добро, что приехал. Я ждал тебя Мишута. Пойдём в дом от, буду чаем с блинами тебя угощать.
- Дед, а у вас здесь в деревне новости какие-нибудь есть? Расскажи  пока от автобуса идём.
- Как не быть новостям то?  Оне каки-никаки, а завсегда есть в деревне то. Слушай. Позавчорась у Клавдии Захаровны, что возле озера с того крыла первый дом, Звёздочка отелилась. Телёнок такой хорошенький, такой же, как маманя его родна «сонтиментальный» - порода така. Красный с белой головой. Клавдя от Звёздоньки почти сутки не отходила, тяжелёхонько ей этот телёнок то достался. Да то сказать – любезный получился бычонок, здоровяк.
- Ты, деда, о нём как о ребёнке говоришь. Он же животное.
- Животное… но махонький ведь ешё. Дак Клавдия Захаровна велела завтрева приходить за свежим молоком.
- А сегодня что, молока не будет? Люблю картошку из печи с молоком, вкуснятина. Никаких конфет не надо.
- Будет, будет. Запасся, не преживай. Так вот на чём это я остановился то?  А, вспомнил.  Друга новость – у Петра Терентича, что через двор от нас по праву сторону, внук из армии возвернулся. Живой, здоровый…. чертяка. Так и норовит всё время плечом в грудь вдарить. Энергия в нём ходуном ходит. Терентич уж забеспокоился, работы то у нас в деревне днём с огнём не сыщешь, если только своим хозяйством заниматься. Боится, что сбегёт в город.
- Вот бы мне в деревне жить, я бы нашёл своим силам применение.
- Не торопись покуда рассуждать то. Всему своё время. Вот подростёшь когда, тогда и распоряжайся своёй жизнёю. А щас родетели за тебя в ответе. Вот и слухай их, да дедовы слова мимо ушей то не пропускай, чай не зря толмочу тебе. Да не бижайся. Обида для мужика – последнее дело. Слова разбирай, а обиду мимо ушей пропускай. Пусть себе дальше идёт, кого по слабее встретит, того доймёт. Кхе, кхе – стих однако получился.
- Ну ты, дед, даёшь. Отец говорил, что в молодости для невесты, то есть для мамы тоже стихи сочинял. Но читать не дал. Считает, что я ещё мал для стихов. Значит, у него это – стихосложение то - наследственное.
- Да, нет. Какой я сочинитель. Случайно вышло. Не бери в голову. Дак вот, у Афанасича, ихний теремок напротив нашей избёнки стоит, то есть у Андрея Афанасича вчёрась дочка замуж вышла. Настёнка. Всей деревней гундели, даже меня приглашали, да я не пошёл. Какой из меня свадебщик, я почитай уж лет двадцать не танцевал. Нет, так то зашёл, поздравил, как положено, всё чин по чину. Пожелал молодым счастья да ребяток крепеньких с десяток, даже самделишного  Федотьи Лукиничны винца хватил. Ох и вкусна вишнёвая наливочка. Да и подался к себе до дому. Вот и все новости. Для нашей деревни из сёмнадцати домов не новости, а целые события. Надолго вспоминаний то хватит. Вот и пришли. Проходи, внучок, скидовай рюкзачок. Ой, и взаправду, сегодня что-то стихами я заговорил. Видать  у меня день такой лирический выдался.
- Ой, дедунь, насмешил – лирический ты наш.
- Ну, ладно, Мишут. Хватит тебе над стариком от изгаляться. Лучше сказывай как в школе учишься, как с друзьями дружишься? Слушаешься ли родетелей? Мне всё про тебя интересно. 
- Деда, тебе наверное мама всё уже по телефону рассказала, или близняхи Зарянка с Данилкой нащебетали, чего спрашиваешь?
- Рассказала, милой, рассказала. Да нащебетали, нащебетали. Да мне от тебя самого хочется слышать, а не от мамки с младшими сестрой и братом.
- Ладно. Тебе, дед, как?  Всё по правде или так, чтобы сохранить в семье покой?
- Это как так, чтоб сохранить покой? Кто тебя так то говорить научил?
- Отец научил. Он сказал, что мужик мужику может всё по правде рассказывать. А маме не обязательно всё знать, чтобы сохранить её нервы и в семье покой. Но ты дед - мужик, значит, тебе как отцу, всё по чесноку.
- Не понял? По чесноку. А, по-честному.  Ну да, тогда по чесноку. Эк, отец то каков шельмец! Нервы материны решил таким образом охранить. Ну, ну, сказывай.
- Да так особенного ничего не произошло, только в секции я с одним пацаном на ковре сильно схватился. Был неудачный переворот через голову, и он мне так надавил на грудь, что ребро сломал. В общем, никто не понял, как я травму получил. Да и я сам не понял, всё так быстро произошло. Я просил тренера отцу позвонить, чтобы он меня сам в больницу отвёз. В больнице тётка врач по снимку сказала, что ничего особенного, но сломано одно ребро, гипс не накладывается, но можно перевязать, да я отказался. И мы с папкой решили мать не волновать, сохранить покой в семье. Вот и всё.
- Понял. А что мать то не догадалась, что ты травмированный? Чай болит очень?
- Нет, не очень. Если только случайно забудусь и обопрусь на что-нибудь боком, или резко наклонюсь. Да, ещё спать на левом боку не могу. А в остальном  всё нормально. Мама не заметила… кажется.
- С месячишко поболит, потом зарастёт, не больно будет. Мужик чай, сдюжишь. А учёба как?
- Дед, как будто других забот нет кроме учёбы. Да нормально всё у меня. За оценками я не гонюсь, но и в классе не последний ученик.
- Ну, да. Ну, да, учись, учись. И родетелей слушайся.
- Ты мне дед лучше вот что скажи – почему сейчас слово «правда» стало ругательным. Все этого слова избегают, такое ощущение, что если его кто произнесёт, у того рога на голове вырастут!? Не понятно мне – отчего всё так происходит. Мама говорит, что правда у всякого своя, и нельзя свою правду другому навязывать. У отца спрашивал, он говорит, что правду всегда говорит, но его за неё не любят. Так почему за правду не любят?
- Вот ты правильно сказал, что её избегают сейчас. Раньше и думать не думали говорить-не говорить правду, всегда говорили. Но и инвалида с рождения уродом не дразнили, как сейчас принято у некоторых недообразованных шкодников. Поговорка есть:  Всяк правду знает, да не всяк правду бает. Это этика общения и поведения, а не правда жизни. А что за правду не любят, так она не девушка на выданье, чтобы её любить или не любить. Правда она и есть правда. Что подумал, то и сказал, а то, что сказал, то и сделал. Сила.
- Дед, ты хоть бы какой пример из жизни привёл.
- Ой, жаль не помощник ты мне на этот раз - с ребром то, жаль не помощник. Ну, да ладно, сам как-нибудь справлюсь. Пример. Вот и пример: есть натуральный сок и есть «инвайт», что выберешь? Всё дело в пользе для человека и природы. Из этой пользы всё и разбирай, по правде али нет. Кажется вот безобидный «инвайт» - порошок не знай из чего сделанный. Вкус от приятный, навроде лимонада, да только без газа. Но  вред от него организму первостатейный. Нельзя пить химию то. А ведь кто- то его делает, а ведь кто-то разрешает его делать то и продавать людям. А вот ешё: раньше какой-нибудь шалопай на улице животину, скажем, обижает или сквернословит, либо сидит да покуривает. Так ты его хвать за шиворот, отчиташь как следоват за его непотребство, да подзатыльника напоследок отвесишь, чтоб впредь неповадно было. Опосля к родетелям сведёшь, чтобы совесть у него пробудить. Тогда чужих дитёв не было, всех как своих воспитывали. Родетелям,  конечно,  прискорбно было понимать, что дитятко непутёвым растёт, но всегда начинали принимать меры по его воспитанию. А тебя благодарили за участие в его судьбе. От как. Тот случай называется – не проходи мимо!  Так и с этим «инвайтом» - нельзя допускать прозводить  его, так как вред от него един, а больше ничего. Дак вот и кумекай, умом то раскидавай:  кому – правда, что мать родна, а кому как ржавой гвоздь в одном причинном месте…

2019