У деда на каникулах 3

Сияша
               
- Дед, а, дед. Сегодня последний день каникул, завтра в школу. Надо домой собираться. Поможешь?
- Ну, как не помочь? Конечно, помогу. Собирайся. А я покамест борщец наварю, напоследок то поешь вкуснЕнько, сытнЕнько да пользительно. Свёкла нонче уродилась знатная, сахарная. Борщец из неё что надо! Собирайся – рюкзак у печи, на крючке. Штаны на полатях, чай уже просушились после вчерашнева то. Кхе…кхе… Хорошо на санках то накатывался. А какой снеговик получился?! Краше, чем пугало летом сделали. Даже кастрюля дырява сгодилась. А на ноги ему старые галоши напялил. Смешно. Ну и фантазия у тебя?!
- С тобой, деда, хорошо. Ты мне и сказки рассказываешь, и шутки-прибаутки разные знаешь. И весело и много чему у тебя научился. Мне у тебя в деревне нравится. Вот в школу не хочется.
- Чавойт не хочется? Всему своё время: было время каникул - отдыхал, щас значица время учёбы - учись.
- Да в классе есть один пацан, погоняло у него ещё – Помордасам. Так вот он цепляется на каждое слово и если что не по него, кричит: «А по мордасам?»
- Что значит погоняло? Это кликуха что ли? Так и говори – кликуха. А чевойт цепляется то? Може сами дразните его?
- Нет, не дразним. Характер у него такой, взрывной. А я ещё не всем приёмчикам самбо обучился. Вот как научусь всему, чему в секции учат, он у меня получит трёпку. Сразу разучится кулаки в ход пускать.
- Ты этого, тово, не спеши трёпку то ёму устраивать. Не помню, кто сказал, кажись ещё мой прадед: «Воюй усердно, но побяждай добром».
- Это как побеждать добром. Я что должен перед ним заискивать? Ты мол, Васенька, не дерись, а мы с тобой дружиться будем. Так что ли?
- Нет, дружок, подлизываться не надо. А твёрдое слово своё сказывать надо. И мускулатуру показывать надо, предупреждать как бы. Иногда острое, вовремя сказанное словцо, лучше драки увещевает. Значица, что мой прадед сказывал, ты топерича знаешь. А дед сказывал: «Крепкого мира без напряжённой борьбы не бывает». От как. То есть без войны, но борьбы не избежать, если хочешь дружить.
- Ну, ты, дед, сказанул?! Какая такая борьба должна быть, чтобы дружба победила?
- Обыкновенная. Вот, например, мы с твоёй бабкой Дунёй пятьдесят пять годов вместе прожили. У меня ж харахтер - не сахар. Трудно ей со мной было. Так она, сердешная, никогда грубого слова мне не говаривала, а всё только «не серчай, Михал Иваныч, не серчай» и улыбнётся так нежно, что все обиды мои  и упрёки, куда только улетучивались. Вот так мы всю жизнь и дружились. А ты говоришь… Эх… Борьба то всякая бывает и добрая тожа. А вот, что я тебе ещё скажу сам от себя, а не от предков наших. Чтобы побеждать, учись обороняться. Запомни – наступать может враг. Мы, славяне, врага на свою землю не пущаем, обороняемся. Но если понадобиться, еже ли сильно докучать будут, то можем наподдать как следоват, и до дому сопроводить. Как немцев в 45-м проваживали до Берлину. Учи историю то, не только по книжкам. Слушай, что старое то поколение сказывает, да запоминай, потом своим детям перескажешь. Вот и сохранится память то о нас, родичах.
- Так ведь наподдали же? Значит не только добром побеждать нужно?
- Ну, как не навалить, когда оченно просили. Иногда иначе нельзя, как только силой одолевать вражьих выродков. Война была страшная, я много тебе рассказывал о том времени. Как-нибудь ешё порасскажу.
- Дед, как не хочется от тебя уезжать. Но как только смогу, опять к тебе приеду. Обязательно приеду.
- А я тебя ждать буду. Иди, Мишутка, похлебай борщеца то перед дорожкой. На сытой то желудок и дорога в два раза короче окажется. Иди, похлебай.

2019