У деда на каникулах 2

Сияша
               

- Чудный денёк сегодня был, правда, Мишань? Снежка покидали лопатами, двор почистили, на лыжах покатались до лесу. Видал, зимой то какая красотища – лесное, снежное царство, не иначе. Кормушек для пичужек поставили – их по эту пору поддержать надо. Голодно им щас бывает.  А хорошо, Мишань, ты с коробками из-под молока то придумал. Вырезал боковые окошечки, насыпал зерна, и за верх привязал к веточке. Я бы не докумекал, а ты молодец, сообразил. Правда, молока пришлось в магАзине покупать, а не у Клавдии Захаровны, соседушки нашей. Ну, так и что. Для пользы дела не жаль. На следущий раз чаво-нибудь ешё придумаешь.
- Да, нет, дедуня, это не я придумал. Нам на уроках труда рассказали. Мы в школе делали такие.
– Так вот я и говорю – молодец, запомнил. А как ты с горки покатался, а я полюбовался на твой задор. Эк ты давеча как рюхнулся!? … Кхе, кхе,  чуть лыжу не сломал. Шустёр шибко, чай не на горных лыжах катался то, понимать надо. Высока гора то.
- Деда, я в следующий раз на этой горке на санках прокачусь. С прошлого года  их не видел, может, ещё не заржавели.
- Не заржавели, весной их просушил и убрал под крышу в сарайке, не ромади.  Да, хорош нынче денёк выдался. И небо ясное, морозец не шибко трескучий. А вон гляди, снежок пошёл, значица потеплело малость, к утру опять навалит по самые окна. Пушистый и летит так плавно, будто наверху Зимушка-Зима пуховую перину вздумала вытрясать, вот снежный пух то и валит на землю.
- Дедань, ты сейчас сказку говоришь? Или просто так красиво рассказываешь, чтобы мне интересно было?
- Внучок, про природу иначе как красиво рассказывать нельзя. Природа - есть что?  Где мы живём – на земле мы живём – природа.  Воздух - чем дышим – природа.  Воду мы пьём, снег тожа вода  – природа.  Греемся от солнышка – природа. И мы люди – часть природы. Для русского человека природа – есть всё! О ней только хорошо и можно говорить, славить. Пойдём чаёвничать, я сушек сегодня прикупил для тебя, и конфеток взял сладких. Как их – как варёный сахар? Чай помнишь бабка твоя Дуня сама, когда то варивала. Вспоминать даже вкусно, будто мёду наелся.
- Так это «Коровка» сливочная.
- Ну, да «Коровка», «Коровка». И я с тобой чуток конфетками побалуюсь.
- Пойдём, деда, я в печку дров сейчас подкину, и ты ещё что-нибудь интересное расскажешь.
- Расскажу, дружок, расскажу. Вот, например, как узнать свой путь? Ведь у каждого человека есть свой путь, которым он должон идти, путешествовать. Дак как его узнать, путь то свой? Все этим вопросом озадачены бывают со времени взросления. Вот ты скажи как?
- Деда, я не знаю. Я рассказы и сказки люблю читать, тебя слушать. Ты и есть у меня лучший сказочник. Вот из этих книг и твоих сказок много интересного открывается. Я глубоко ещё над своей будущей профессией не задумывался, ну если так чуть-чуть.
- Не задумывался, угу, значица не задумывался. Оно и понятно мал ещё, не малец, а подросток. Ну, подростай, подростай. А я тебе пока вот что скажу: когда книжки то разные читаешь, то думай не поверхностно, а глубоко мыслю то проворачивай, не в ширину строк сматряй, а ищи, какая мысль тебе по душе пришлась, пондравилась значица. Вот над той мыслёй и думай пошибче, вызнавай качество своё. А ужо значица и развивай, как сейчас говорят, совершенствуй. В том и обретёшь свой путь, а значимо хармонию с внешним миром, во как. В старину у русских людей наипервейшее особое качество было – совесть, на ней всё строилось: и путь свой, и семья, и дружба.
-Деда, ты думаешь, что если я буду внимательно читать, то могу узнать свой путь или своё предназначение?
- Не сомлевайся, познаешь. Вот скажи мне, мил внучок, чай ты уж мечтал, кем будешь? Можот учителем или космонавтом, или ешё кем? Иной раз детская то мечта - самая что ни есть правильная бывает. Типа как чуйка срабатывает. Помнишь, тебе товодни говорил. Ни опыта у тебя ешё нет, ни развитой логики. Стало быть твоё помечтание о будущей профессии  можот быть, как раз – ентуициёй. Не кажный можот почувствовать её действие на себе. Но у нас в роду по мужеской линии все владеют этим качеством. Значица и у тебя есть.
- Да. Недавно читал книгу про геологов, то подумалось, что интересная у них профессия - искать разные камни, полезные ископаемые, ездить по всей стране. Интересно. Днём весь в работе, в поисках, замерах, изучении карт и местности. А вечером песни у костра, романтика.
- Мишут, хорошая работа то, хорошая. Но не думай, что этой романтикой всегда рад будешь. Тяжело чай по неделям, а то и месяцам по тундре или по тайге, в отрыве от семьи то шастать. Там ведь и комары и удобства, кхе, кхе, все на улице. Жисть то всё больше походная, в палатках, и еда - сухпаёк. А уж качества какие нужны, об этом я помалкиваю. Раз книгу читал, значица вычитал и про качества и про науки, которы им надобятся. Сложностей уйма. Но на то и  мужик, чтобы преодолевать те сложности. А можот и взаправду твоё – геологство то. Ну, ну, учись, читай, познавай.
-Да я ещё как бы не определился, но у меня ведь ещё есть время. Я пойму, моя эта профессия или нет. А ещё я тебе деда по секрету скажу, самый первый раз я узнал о камнях из твоей сказки, то есть из сказки Бажова «Каменный цветок». Ты мне её рассказывал, когда мне лет семь было. Так вот, я нашёл в лесу камень, и выточил из него фигурку медведя – Мишку, моего и твоего тёзку. Смотри, сейчас покажу, я его всегда с собой ношу, он у меня как талисман. Вот гляди.
- Удивил ты меня, Мишаня, удивил. Хорошо сработано, гладко. Мне нравится. Только у нас у русских нет талисманов, а есть обереги. Храни его, а он тебя оберегать будет. За хорошее дело не грех и похвалить – молодец!  Подкинь ешё дровишек то, не жалей, подкинь.
- Деда, я пойду во двор, ещё принесу дров. Которые у печи были, закончились. Печка всё съела.
-Да, куда ты малахольный раздемши то? Чай не май месяц. Никинь на себя какую  одёжину.
-Я сейчас, быстро. Самовар вскипел, наливай чай по чашкам.
- И то, правда, скипел. Вон как расфуфырился, гляди того кипятком плеваться начнёт.
- Деда, на улице красота. Снег сыпется, искристый. Так под фонарём и играет на свету. Загляденье. Может, пойдём на улицу, а ну, его этот чай. Потом попьём. Пойдём, полюбуемся на чудо такое природное и снеговика слепим.
- Нет, Мишута. Заутра снег откидывать, рано разбужу. Нонче хорошо потрудились и порезвились. К завтрею чуток оставим делов то, ужо налюбуемся ешё снегом то, не враз стает. И снеговика полепим. Вот тебе чай. А вот тебе конфетки, да сушки. Пей, да слушай, что дед тебе ешё расскажет…
2018