Раньше. часть 2

Людмила Агейченко
Начала я вчера вспоминать, как жилось при союзе, и поняла, что нельзя вместить все в одну статью. Поэтому просто буду писать по основным моментам. Я не буду давать оценку, хорошо это было или плохо. Решайте сами. Может у кого-то было по- другому. Я напишу про то, что помню из своей жизни.

Школа. Самое главное.

Во всех школах Советского Союза была одинаковая программа и все учились по одним учебникам. В союзных республиках ещё добавлялся родной язык и все ученики, независимо от национальности, учили язык коренного народа этой республики. В Казахстане казахский, в Грузии грузинский, на Украине украинский. В России основной язык был русский. Как было с языками малых народов, я не знаю. Программа обучения везде была одинаковая. Можно было переехать, к примеру, из Армении в Узбекистан и ничего не менялось. Учителя интересовались, на каком параграфе остановилось обучение в предыдущей школе. И немного корректировали обучение на первое время.

Ни о каких индивидуальных программах не могло идти и речи. Программа обучения утверждалась в Минобразования и все должны были ей следовать. За обучение не по программе можно было вылететь с работы. Конечно, находились учителя - новаторы, которые хотели как-то изменить и программу, и ученический процесс. Иногда некоторые классы переводили на экспериментальное обучение и уже по результатам смотрели, что из этого внедрять, а что нет. Но процесс этот был очень медленный и требовал от учителей - новаторов неугасимого энтузиазма.

Когда я училась, учебники выдавали бесплатно, в школьной библиотеке. Мы приходили, сдавали учебники за прошедший учебный год и получали новые. Часто были скандалы из-за этого. Потому что, несмотря на все призывы беречь учебники, все равно многие книги были потрепанные, а иной раз и с вырванными страницами. Поэтому, мне старались покупать учебники. Правда, для тех, у кого был совсем маленький достаток, это было хорошим подспорьем. Все остальное, тетради, ручки, контурные карты и так далее, нужно было покупать самим. И уже на этом этапе было видно, кто из какой семьи.

Когда говорят, что в союзе были все равны это не совсем так. Были дети из обеспеченных семей, чьи родители занимали руководящие посты, были заведующие базами и магазинами, и простые работники. С обычной зарплатой (для наших мест в среднем 120 руб. )

Так вот разница проявлялась уже на уровне школы. Портфель из кожи или из кожзаменителя. Ручка шариковая трехцветка или простая. Набор карандашей, альбомы для рисования. Все было хорошего качества или простенькое, честно сказать паршивенькое. Школьная форма. Простая, которая стоила от 8 до 10 руб. Или шерстяная с гипюровым фартуком за 30-40 руб.

В первых классах это не замечалось, но потом, когда дети становились старше это бросалось в глаза. Тем более, что дети из обеспеченных семей старались тесно общаться только со своими. Их было значительно меньше, чем детей из простых семей, но находилось достаточно тех, кто за коробку цветных карандашей, в 24 цвета, (жуткий дефицит), готов был преданно заглядывать в им рот. Были классы, в которых все дети примерно одного достатка. Там согласия среди учеников было больше.

Моя мама все жизнь занимает активную жизненную позицию и поэтому, любое общественное деяние втягивает её в свой водоворот. Естественно она была членом родительского комитета. Когда говорят, что в советское время не сдавали деньги в школу, это не правда. Сдавали.

Сдавали на подарки учителям. На 8 марта (практически все учителя были женщины) и на конец учебного года. Насколько я помню, где – то выходило на каждый праздник 25-30 руб. За эти деньги на ТЗБ (о них я писала в предыдущей статье) мама могла по блату, то есть по государственной цене взять хрустальную вазу или чайный сервиз. По окончании школы скидывались большей суммой и брали уже что-то более существенное. Золото например. Но я не скажу, что это было везде. Не знаю. У нас так было.

Собирали деньги на ремонт класса и покупку новых штор. Ремонт класса ограничивался побелкой, покраской стен, доски.

Внутри класса собирали деньги на подарки к праздникам. Новый год, 8 марта , 23 февраля. На 23 февраля мы, девочки, бежали покупать подарки мальчикам, на 8 марта, соответственно наоборот. Обычно это было что-то недорогое. Какие-то настольные игры, карандаши. Ну, или если кто-то мог достать, то фломастеры.

Я не скажу, что расслоение учеников так уж сильно мешало жить. Были учителя, которые выделяли обеспеченных детей и относились к ним более снисходительно. А были и такие, которые на это забивали, и относились ко всем более или менее одинаково.

Кстати, тут недавно в сети спор разгорелся по поводу внешнего вида учителей. Так вот в мое время учителя одевались достаточно строго. Яркую, вызывающую одежду на работу учителя не носили. Яркий макияж, это вообще было недопустимое явление.

Учителя следили не только за учебой. Иногда были дети из неблагополучных семей. Такие подвергались пристальному вниманию, не только со стороны школы, но и со стороны детской комнаты милиции. Если ребенок дома подвергался побоям (сразу оговорюсь, просто ремень за двойку не считался), приходил с синяками, то сообщалось в милицию и уже участковый и соцслужбы начинали это дело контролировать. Но это было не часто. Особо в семьи не лезли .

Были дети из малообеспеченных семей. Таких тоже ставили на учет и выдавали им бесплатно книги, школьные принадлежности, какую-то одежду. Правда, одежда была уродская.

Питание в школьном буфете было платное, но можно было дома взять какой-нибудь бутерброд или фрукты.

За 10 лет обучения, а я поменяла 3 школы, я не помню случая, когда кто-то из родителей по- хамски разговаривал с учителями. Шкодили мы постоянно. Пакости учителям делали, но если дело доходило до вызова в школу родителей последствия приходилось расхлебывать по полной. Вплоть до исключения из школы.

Ну, вот то, что я помню о школе, если отбросить эмоции. Хорошо это или плохо решать каждому для себя.