Неправильные татары 9. 2 Скучный культурный вопрос

Светлана Каплун
    Если кто-то подумал, что древляне — небольшое племя с одним городом Искоростенем, то это не так. Кроме него ещё 14 городищ из 24-х имеют культурные наслоения IX — Х вв.: Коростень III и IV, Иванков, Малин на реке Ирше, Маренин на реке Случь, Несолонь, Новоград-Волынский (Южное), Олевск на реке Уборть, Пилиповичи, Райки, Фрузиновка, Городище на реке Церем, Гульск, Новоград-Волынский (Северное). И горел не только Искоростень. Синхронно Искоростеню гибнет городище лука-райковецкой культуры Монастырёк в Каневском районе Черкасской области. В самом Искоростене во второй половине Х века традиции лука-райковецкой культуры полностью уступают место комплексу древнерусской культуры. Получается, возрождали Искоростень уже не столько древляне, сколько русы. И речь здесь, скорее, не столько о мести, сколько о полном подчинении древлян.

    Поскольку наблюдается смена археологических культур, есть смысл полюбопытствовать. Хотя признаюсь, мне очень интересно, как бы охарактеризовали нашу современность, опираясь на засилье материалов китайского происхождения, археологи грядущих времён? Российско-Китайская общность?!

     Итак, Лука-Райковецкая культура — славянская археологическая культура VII—X веков. Сформировалась на основе корчакской культуры. Памятники корчакской культуры идентифицируют с культурой славянского объединения племен дулебов. В конце VII века культура переживает вторжение массы нового населения из ареала волынцевской культуры.

    Носителями Лука-Райковецкой культуры считаются племенные союзы  волынян, древлян, дреговичей и, возможно, частично полян. В принципе, тупик. Потому что получается, что древляне ничем от волынян, дреговичей, да и тех же киевлян не отличаются. И культура признана славянской. Предлагаю увеличить «глубинность».

    Что касается Киева, то поселения на территории Киевской области существовали уже 15 000—25 000 лет назад (Кирилловская стоянка). У этой стоянки выявлены сходные черты со стоянкой  Борщёво 2 костёнковско-борщёвской группы. Жили там охотники на мамонтов. Скелет из Маркиной Горы (Костёнки 14, Воронежская область), датированный возрастом 37 тыс. лет, имеет Y-хромосомнаю гаплогруппу C1b (напомню, гаплогруппа С сейчас преобладает у монголов). У образца Костёнки 12, датированного возрастом 32 тыс. лет, определена Y-хромосомная гаплогруппа CT (это предшественница не только гаплогруппы С, но и всех остальных, кроме А и В; т.е. в те времена и монголы, и китайцы, и семиты, и индоевропейцы существовали ещё только в проекте внутри генетически однородной общности). Пожалуй, так глубоко опускаться нам смысла нет. Даже Трипольскую культуру пока отложим в сторону.

    Зарубинецкая культура характерна для северо-запада Киевщины второй половины I тысячелетия до н. э. — первой половины I тысячелетия н. э. Это уже «горячо». Вот только до сих пор нет однозначного вердикта, славянская она или германская? Ещё туда добавляют балтов, кельто-даков и кельто-иллирийцев. Как-то так! Но ведь в самом начале мы говорили о корчакской культуре? Пожалуйста!

   Имеют место предположения известных археологов о том, что пражско-корчакская культура является продолжением зарубинецкой культуры, либо пшеворской. Одни исследователи считают пшеворскую культуру славянской и отождествляют её носителей с венедами. Писатели древнеримской эпохи описывали эту территорию как занятую лугиями, активно воевавшим с римлянами в годы Маркоманской войны. Основу населения зубрецкой (волыно-подольской) группы пшеворских памятников составляли славяне. В пределах западной части территории пшеворской культуры, как считают, находились мелкие германские племена гельвиконов, гарниев, гелизиев, манимов и наганарвалов. Некоторые исследователи отождествляют носителей пшеворской культуры со славянами и кельтами.

    Получается, что пражско-корчакская культура точно имела хотя бы небольшой германский субстрат. А что со второй составляющей?

    Волынцевская культура отождествляется с предками северян. Считают, что она сложилась на базе колочинской (славянская, некоторыми относится к днепровским балтам) и пеньковской (славянская; но генетически они являются наследниками черняховской культуры с заметной иранской примесью и, возможно, с примесью булгарской) культур. В 1962 году А. П. Смирнов сопоставил памятники волынцевской культуры с именьковскими. Тем самым он положил начало гипотезе, связывающей становление волынцевской культуры с приходом в регион именьковцев, покинувших Среднее Поволжье. Короче, чем дальше в лес, тем больше дров! Далеко ходили наши предки! А вовсе не сидели на карте как грибочки там, где «вылупились».

    Появление в Среднем Поволжье раннеименьковских памятников (городище Лбище, III/IV — V вв.) связано с переселением носителей «славяноидных» древностей постзарубинецко-раннекиевского круга, включавших в себя также элементы пшеворской и черняховской культур. В ареал именьковской культуры включается как минимум шесть территориальных групп: нижнекамская (Татарстан); сурская (Мордовия и Чувашия); ульяновская; южная (Самарская Лука); северо-восточная (Удмуртия); романовская (северо-западная Башкирия). Культура оказала значительное воздействие на соседние финно-угорские народы. В именьковцах видели финно-угров, тюрок, угро-мадьяр, славян, балтов, иранцев (поздние сарматы), готов. И здесь тоже присутствует германский субстрат! Думаю, более всего он представлен в черняховской культуре.

    Железный век на территории современного Киева и Киевской области представлен черняховской археологической культурой, которую также называют «киевской культурой» и которая существовала на рубеже II—III веков — рубеже IV—V веков в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на западе до левобережья Днепра и Черниговщины на востоке. Вовсе не факт, что именно тогда Кий, Щек и Хорив со своей сестрой Лыбедью основали Киев. Скорее всего, дело было позже. Большинство историков (Рыбаков Б. А., Седов В. В., Коротинский В.В. и др.) считают состав этой культуры полиэтническим (предки славян — восточные венеты и анты, сарматы, даки, геты, фракийцы, поздние скифы, готы и гепиды). Откуда взялись готы?

    Вельбарская (германская) культура сначала занимала окрестности современных городов Гданьск и Хелмно. Её возникновение связывают с миграцией готов из Южной Швеции в Померанию. Со временем территория расширяется и достигает на юге окрестности современного города Познань. Приблизительно к 190 году н. э. в результате дальнейшей миграции на юг готы заселяют бассейн рек Висла и Западный Буг, потеснив (и частично инкорпорировав) местные племена поморской культуры (которые часто считают раннеславянскими или балто-славянскими). На восток Вельбарская культура не распространялась дальше реки Горынь. Кстати, у села Лепесовка на реке Горынь было открыто поселение черняховской культуры. Горынь — приток Припяти, вдоль которой жили древляне.

    К 250 году н. э. представители вельбарской культуры окончательно покинули Померанию и, продвигаясь на юг, достигли рек Днепр и Южный Буг на территории современной Украины, где совместно с местными сарматскими племенами они образовали черняховскую культуру.

    Что касается черняховской культуры, то она была смешанной, но отнюдь не однородной. Сарматы, принадлежавшие к иранской языковой группе, занимали степь и лесостепь. Поздние скифы населяли степные районы в низовьях Днепра и в Крыму. Западными соседями сарматов были дако-карпские племена, относящиеся к фракийской языковой группе. Лесные области Поднепровья с прилегающей к нему частью Волго-Окского междуречья, а также бассейны Немана и Западной Двины заселяли носители позднезарубинецкой культуры. Отдельную этническую группу составляли остатки зарубинецкого населения в Припятском Полесье и на Киевщине. Германский (вельбарский) элемент сосредотачивается в Прутско-Днестровской области, что подтверждают исторические источники, и небольшое количество их также отмечается в Нижнем Поднепровье. Почему я на это обращаю внимание? Чтобы подчеркнуть, что готы вовсе не растворились в подчинённых им более многочисленных местных племенах.

    Позднейшие памятники вельбарской культуры на территории Белоруссии датируют IV веком, на территории Польши — V веком н. э. Напомню, что под натиском гуннов готы устремились на запад, но некоторая их часть в составе пеньковской культуры вошла в состав лука-райковецкой археологической культуры, получившей позже название древлянской.

    На основании совпадения во времени вытеснения готов из Причерноморья на запад Европы и упадка Черняховской культуры некоторые историки (П. Рейнеке) связывают эту культуру с готским государством Ойум. А вот академик В. В. Седов на основании археологических находок локализует Ойум (готск. Aujom «водная страна») в районе, ограниченном с востока Пинскими болотами, с севера Наревскими болотами, с запада — болотистой местностью на пограничье с Любельщиной, поскольку, по данным археологии, путь готов из вельбарской культуры проходил восточней Вислы до среднего Днестра, где они и разделились.

    Полесье. В литературе нет единого мнения по поводу происхождения топонима Полесье. Большинство исследователей придерживается мнения, что в основе термина лежит корень -лес-. Тогда Полесье — территория по лесу, то есть граничащая с лесом. Существует и альтернативная точка зрения, по которой топоним происходит от балтского корня pol-/pal-, обозначающего болотную местность. Условной границей между Западным и Восточным Полесьем считаются реки Ясельда и Горынь, а также участок Припяти между устьями этих рек. Получается, что земли древлян и были самым центром Ойума?!

    В польских источниках встречается термин polexiani («полексяне» или «полешане»), относящийся к одному из племён ятвягов. Считается, что термин «полешане» непосредственно происходит от топонима Полесье. Ятвяги (судовы, дайнавы, судава, дайнава) — балтская племенная группа, этнически наиболее близкая к пруссам. Начиная с XII века ятвяги участвовали в этногенезе литовской, белорусской и польской народностей. Территория, занимаемая ятвагами, называлась Судовией или Ятвагией.

    Помнится, М.В. Ломоносов считал пруссов славянами, хотя и принято считать их балтами. Но чему удивляться? Ведь в прибалтах примерно поровну смешались славяне с финно-уграми. И называй их теперь как хочешь. Поляки пруссами называли и западнославянское племя пыжичан, входивших в группу поморян. Название «Пруссия» первоначально использовалось для обозначения территории государства Тевтонского ордена, образованного на расположенных восточнее Вислы на юго-восточном побережье Балтийского моря землях, исконно населённых пруссами и завоёванными позднее тевтонскими рыцарями в результате Крестовых походов. В 1618 году прусское герцогство унаследовали бранденбургские Гогенцоллерны. К тевтонам я ещё надеюсь вернуться. А вот слова, созвучные названию пруссов, встречаются в разных языках: санскр. puru;a — «человек», готск. prus — конь, мерин, старославянское прус — кобыла (Адам Бременский упоминает, что пруссы ели конину и пили кобылье молоко и конскую кровь, имущество умерших делилось по результатам состязаний всадников). Я бы сюда добавила «пороз» и «борзо». По предположению лингвистов, общий экзоним «пруссы» появился у их соседей не позже VIII века, а впервые он упоминается как «bruzi» анонимным Баварским Географом (IX век) как название народа, живущего восточнее Вислы. В дальнейшем этот термин в форме «брузи», «брутери», «прецун», «прутены», «брусы», «бороссы», «боруссы» будет фигурировать в европейских и восточных средневековых источниках, обозначая население, проживавшее между реками Висла и Неман. По другим данным, предки пруссов, перед тем как осесть у побережья Балтийского моря, обитали в скифских степях в бассейне Дона. Потому и культ коня.

    Легендарными королями пруссов считаются братья Видевут и Брутен, правившие в VI веке. Брутен… И почему мне вспоминается Брут?! Согласно источникам XVI века (Симон Грюнау, Эрасмус Стелла, Люкас Давид), Видевуто и Брутено были королями кимвров и, будучи изгнанными готами со своих исконных территорий, прибыли с людьми по морю к устью Вислы в Улмиганию. Брутен же основал главный прусский культовый центр Ромове и воздвиг там «жилище» для богов Патолса, Потримпса и Перкунса (Перкунаса), сам же стал первым верховным жрецом Криве-Кривайтисом. Напомню, что именно Перуна князь Игорь «выдвигал» в качестве верховного божества. А ещё интересно, что связывает с пруссами кривичей?

    Не случайно я задержалась на пруссах. Из пруссов Понеманья считали себя, согласно житиям святых, владимирские князья начала XVI века (которые Мономашичи, с мужской гаплогруппой  N1a1). Эту версию о своём происхождении активно развивал Иван Грозный, причём считал, что его прусские предки были потомками Августа. Возможно, в подражание ему на своём прусском происхождении настаивали Романовы, Пушкины и другие знатные роды Руси, переводя прозвище своего предка Андрея Кобылы на старославянский язык: прус. Как знать… Октавиан Август, якобы родом из Велитр, города свободолюбивых вольсков. Занимавшихся земледелием, рыболовством и морским грабежом. А столицами вольсков были Суэсса Помеция и Привернум (почему-то напомнило о сусельцах и Прове). Помнится, были у них тесные и сложные взаимоотношения с этрусками. Вот только гаплогруппа италиков, скорее всего, не N1a1, а R1b. Но сейчас это уже совершенно не важно.