Не яйца красят человека, а человек яйца

Геннадий Москвин
"Не яйца красят человека, а человек яйца"
(Пасхальное наблюдение)


Если шутка прячется за серьезное – это ирония, если серьезное за шутку – юмор. Вот все у нас, как на параде: салфетку – туда, галстук – сюда, да "извините", да "пожалуйста", "мерси", а так, чтобы по-настоящему, – это нет! Мучаете сами себя, как при царском режиме,– писал в "Собачьем сердце" М.А.Булгаков. Уходя в раскольники, подаются к обновленцам. Спрашивается, почему одним можно, а другим нельзя? И не пора ли верующих призвать к ответственности за оскорбление чувств сочувствующих?

В 1583 году в обиход Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие этого изменился и весь календарь. В ответ на это было принято Определение Константинопольского Собора 1583 года, которое гласит: «Кто следует григорианской Пасхалии безбожных астрономов да будет анафема — отлучить от Церкви и собрания верных».

Различны у иудеев, католиков и православных христиан не только даты пасхи, но и пасхальные традиции. Так, у евреев на время праздника действует запрет на пищу, приготовленную в результате брожения (хамец — «квасное»). Главное событие праздника — седер, пасхальный вечер. Именно седером была Тайная вечеря.

У православных христиан одним из традиционных пасхальных угощений стали крашеные яйца. В католической традиции крашеные яйца тоже распространены. Правда, в цивилизованных странах петухи яйца носят, а курицы яйца кладут. Почувствуйте разницу. 

Посмотрите на яйцо. Оно ниспровергает все богословские школы и все религиозные учения на свете. А если оно страусовое? Мастер-класс по росписи строфокамиловых (страусовых) пасхальных яиц — это что-то. Диаметр яиц — больше 20 сантиметров, вес более килограмма, омлета из него хватит на 10 персон — гурманов и гурманок. Потребуется 40 минут, чтобы вкрутую сварить его на завтрак.

На страусовом яйце есть где пирсингу развернуться. По сравнению, например, с куриным яичком здесь рукоблудному художнику размах и раздолье. Много интересного можно изобразить. Например, живописную картину Иванова "Явление Христа народу". С повинной.  Потом для монастырского музея как живописная клинопись по живому яйцу останется. Потомки спасибо скажут. Особенно монашки из женского монастыря, где нецелованным остался только крест. Но священнослужители ничего не имеют против страусовых яиц и готовы освятить такие "писанки" непосредственно в храме.

Согласно преданию первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Выбор яйца, как подарка, был обусловлен бедностью Марии, которая, однако, не захотела явиться с пустыми руками. Цвет же яйца был призван привлечь внимание императора. Когда Мария объявила о Воскресении Христа, видимо политически ангажированный император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо может стать красным. Скорее, коричневым или белым.

Интересное келейно-партийное убеждение, не правда ли? Спрашивается, а почему по-гвардейски "белыми" или по-фашистски "коричневыми" яйцам быть можно, а по- большевистски "красными" нельзя? Почему малограмотным попам чудеса Снисхождения Благодатного Огня трихлорфторметаном, который кипит при комнатной температуре (tкип = 23.77 °C) творить можно, а ученым "обыкновенное чудо" объяснять нельзя? Наверное потому, что объяснение и воспроизводство "пасхального чуда" запрещено Монреальским протоколом?

Мария объявила о Воскресении Христа, а куриное яйцо, которое Тиберий держал в руках, возьми и стань красного цвета. Как бы Фоме Неверующему назло, а большевикам на радость. "А почему оно красное?" - удивился Тиберий. "Так больно же!" - смущаясь ответила Мария. "А почему оно одно?",- удивился Тиберий. "А оскопленное в лукошке осталось"- объяснила расклад Мария. Современники говорят, что Цицерон по этому поводу воскликнул: "O tempora, o mores!".

С тех пор красный цвет стали использовать не только как дразнилку для реформаторов и быков, но и как оберег. А невыразительный белый цвет облачили наветом проклятия. Так повелось яйца в красную краску вгонять.

Теперь в обрядовых традициях яйца — это наше всё. В зависимости от фазы Луны, вероисповедания и достатка, яйца в обрядовой культуре стали источником жизни и смерти, бравады и снисхождения. А не только атрибутом внебрачного непорочного зачатия на стороне. Не потому молодым в опочивальню подавали яичницу из одного яйца, что пары было жалко. А потому, что иногда и одного яйца много. Выходит, что зря говорят о страусовом яйце как о мании величия.

Верующий народ, в основном, безграмотный. Поэтому даже срамным причиндалам молится. А на самом деле яйца, окрашенные в один цвет, когда-то именовались «крашенками». Это самый простой и общедоступный способ окрашивания яиц. «Писанки» — более сложный и менее гуманный способ рукоблудного искусства раскрашивания. Не всякий фанат пасхального пирсинга такое выдержит. Такое только «тертый» пасхальный кулич выдержать может.

Существует пословица, которая гласит: «Не терт и не мят, не будет калач». В русском языке слово «тереть» имеет значение «водить взад вперед по поверхности с большим нажимом». Поэтому, выражение пошло не от названия «калача» куличом, а от пословицы. Но если верующие узнают, что такое «кулич» и почему он как калач бывает «тертым» - в крестном знамении молитвенный перст охальников от стыда и смущения засохнет.

Только представьте себе священный ритуал «писанки» на яйцах. На холодное яйцо горячим воском при помощи стального перышка наносят узор. После нанесения узора яйца окунают в разведённую холодную краску. После нанесения краски кипящим воском вновь наносят узор и опять окунают яйца в холодную краску. После окончательного нанесения узоров застывший воск над пламенем свечи или газовой зажигалкой «вытапливают» с живого яйца. Жуткая картина.

Правда, еще древние египтяне и язычники расписыванию яиц татуировками посвящали всё свободное от охоты на мамонтов время. Теперь пасхальным пирсингом занимаются все, кому не лень — благоверные христиане, мусульмане, иудеи, буддисты и даже беспартийные. То есть, все кому делать нечего, а работать неохота.

За этим сомнительным занятием они проводят и весь вечер Великого Четверга. И уколовшись пирсингом на яйцах, в Страстную Пятницу пекут куличи, чтобы в ночь с Великой Субботы на Воскресение освятить в Храме свое рукоблудное изваяние.

Прикрыв яйца пасхальными брюками, рукоблуды приходят в Храм. А там — слава Богу! — пасхальная акция: оскопляют пару краснокожих яиц по цене одного бледнолицего. Петухам, евнухам и геям пасхальные причиндалы окрашивают цветом голубых вожделений.

Тут же, на глазах у паствы, предприимчивые спекулянты и народные умельцы за аукционные полцены делают пирсинг на фальшивых яйцах Фаберже. Богохульники! Креста на них нету. С точки зрения эстетических рукоблудов, такие яйца даже выеденного не стоят. Разве что только в синагоге, где кошерное яйцо стоит дороже самого Фаберже вместе со своими размалеванными причиндалами.

Не всякий верующий разбирается в такой сложной религиозной науке как яйцеведение. У нас всякий, на слово верующий Фоме, знает, что курицы яйца несут, а петухи — носят. Вот и вся разница. Но иная куриная слепота даже Гамбургского петуха от Курочки Рябы отличить не может. Поэтому безграмотные индюки хватают за яйца курочек. Темнота!

Петушиные яйца на освящение не носят. Благонравное — только из морали "общака". У нас (век воли не видать!) всё, что в натуре, то и диетическое. Любопытно, а куриные мозги возникли из курицы или вылупились из яйца?

Философы до сих пор спорят: что первично - материя или сознание? То есть, что глупее, курица или яйцо? Наверное, яйца умнее: они везде участвуют, но никуда не суются. Адвентисты седьмого дня на восьмой день догадались, что последними дураками всегда оказываются первые.

Каждому нравится своё личное увлечение. "Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из его уст" (Мф.15:11). Кто-то освящает вербу, другие без ума от тертых куличей, а кто-то обожает пирсинг на яйцах. Кто во что горазд, тот тем на Песах и выпендривается. Одни приспособились красить яйца дверью, а другие наловчились украшать причиндалы словесной шелухой. И в этом кроется глубокий смысл ритуала —  в шелухе словесной яйца красненьким словом окропить. До посинения.

Освященному яйцу даже безмозглые курицы молятся. Но в соответствии с Седьмым апостольским правилом в православном светском обществе яйца не красят. Если они целомудренные, то на Песах сами собой покраснеют. От неловкости, стыда и смущения.

Кошерные яйца и тут о себе на уме — воображают, что они умнее курицы. Страусовые яйца тоже хороши — бравируют тем, что они больше бройлерных. А если по совести, то красить страусовые яйца — это мания величия. Не яйца красят человека, а человек — яйца. И никакого кощунства. Пусть не молитва, зато как на духу.