Поощрительный бантик и - долой перегородки!

Михаил Гонопольский
*** ЖИВЕМ ЖЕ ПО ПОНЯТИЯМ ***

Нас везде и всюду, на любом сайте и в любой газете, пичкают интересными фактами.
А об интересных понятиях - ну хоть бы слово.
А мы ведь живем не в мире фактов, хоть по привычке так и думаем. Мы живем в мире понятий.
 
Поэтому и мыслим мы не фактами, а понятиями. Даже не замечая этого.
Понятиями о хорошем и плохом, о полезном и вредном.
О том, "тварь я дрожащая, или право имею?" - ну и обо всем прочем.
 
А факты, вещь казалось бы, непререкаемая, - послушно выстраиваются для каждого из нас по ранжиру.
В зависимости от того, что для кого хорошо, а что для кого вредно. И от того, насколько он думает, что право имеет.

Вот например, мы, знаем, - неизвестно откуда, - что все развивается.
Якобы научно доказанный факт.
Но "развитие" - это же понятие.
И вот картина: развитие как неустановленный факт, было всегда, а понятия такого не было.
А как, когда и почему оно появилось?

*** ДОПРОГРЕССИРОВАЛИСЬ ***

Если разобраться, окажется, что понятие о том, что все, в том числе и человек, и его общество, развивается, появилось совсем недавно.
На излете эпохи Просвещения.
Все, что было до того - и платоновская идея постепенной реализации изначально уже заложенного "в зародыше", и меланхолическое гераклитовское "все течет, все меняется", - осталось артефактами древней философии.

А что им, действительно, было суетиться?
Жизнь текла от войнушки до войнушки, проблема развития мало кого трогала...
И философу вольно было делать любые выводы из жизни.
Если же царек в его городе видел в его выводах угрозу своей деспотии, всегда можно было собрать манатки и переехать.
В другой город, к другому деспоту.

Потом, с приходом в мир больших религий, проблему развитости подменили дилеммой – ты наш или не наш.
В отношении "наших" развитость определялась мерой соответствия установленному идеалу.
А для неидеального большинства был придуман процесс "развития", который сводился к очищению от грехов, то есть от "ненашести". А также исправлению злой и грешной первичной природы человека. То есть приведению к "нашести".   

Но вот то, что началось с 19 века - о, это уже было круто!
Потому что то, что началось, потребовало включить в понятие развития обязательный подтекст "прогресса".
А иначе желания необузданной свободы инициативы, которая обуяла молодую буржуазию, - а фактически, свободы буквально во всем - желания, чтоб производство и потребление росли, не зная границ, выглядели бы уж очень неприлично.
Как что-то животное.

Ну так чтоб все было прилично, в качестве поощрительного бантика к понятию "развитие" добавили смысл "прогресс".
О, вот теперь каждому дозволено и похвально прогрессировать. То есть побольше производить и изо всех сил покупать.
Свободно.

И пошло дело...
Допрогрессировались мы все до того, что, наиболее развитой личностью стал представляться нам все знающий и все умеющий "одинокий волк".
В человеческом облике, конечно.

*** ЧТО НАМ ПЕРЕГОРОДКИ ***

Ну и пусть. Ведь «что естественно – то не безобразно».
Оно-то так, конечно, все естественно... Просто из такого понятия развитости проглядывает вдруг нечаянный вывод.
О том, что людей, которые склонны жить не для себя, а для других, склонны налаживать поддержку, взаимопомощь, видеть в этом душевную отраду, - таких мы, что, будем считать «недоразвитыми»?

Да нет вроде бы...
Всем "интуитивно понятно", что вторая «модель» человека намного перспективнее.
Не только для выживания, но даже и в смысле того же хваленого "развития": человека, страны, цивилизации.

Как же быть?
Мы для чего вообще контактируем друг с другом?
Для того, чтобы вместе прийти ко второй "модели", когда все с удовольствием ощущают свою развитость, как "всеобщность", "всемирность" человека?
Или для того, чтобы я использовал тебя?
Ну не так грубо, конечно, - "использовал"... Не надо думать всякое такое, а – покупал бы у тебя твои знания и умения, нужные лично мне. Так как?..

В общем, вот такая карикатура на развилку понятий у нас получается.
И делай что хочешь, жонглируй понятиями с утра до вечера - все будет или так, как на этом рисунке, или по-человечески.

Сам же рисунок, как видите, утверждает не такую уж сложную мысль: человеку нужен человек.
А если по большому счету, то человеку нужно живое радостное ощущение "мы".
Поэтому поставь между нами хоть тысячи перегородок, - мы и через эти перегородки будем друг друга доставать.
В прямом и в переносном смысле.