Пальшис

Василий Вейкки Иванов
28 ноября в городе Лахденпохья хоронили моего давнего хорошего друга Толю Пальшиса. Он умер на 57-ом году жизни, не дотянув до дня своего рождения каких-то три месяца. Родился Пальшис 28 февраля 1962 года на Валааме. Весть о смерти Анатолия настигла меня в дороге. Несмотря на то, что я, как и многие наши с ним общие друзья, со дня на день ожидали этого мрачного известия - у него была онкология последней стадии, оно – это известие, как всегда, пришло внезапно, оглушив и обнажив хрупкость нашего бытия.
С Толей я познакомился на стыке конца 80-ых – начала 90-ых годов. В Олонце тогда работал будущий тренер сборной Карелии по гиревому спорту Александр Бельтюгов, с которым у нас были тесные дружеские отношения. Он и пригласил Анатолия Пальшиса в Олонец, где потом мы в местном Доме культуры организовали для него встречу с олончанами. На небольшом своём концерте Анатолий Пальшис под гитару пел тогда в основном песни Владимира Высоцкого. Из своих, если мне не изменяет память, спел он песню про Афган, попутно рассказав зрителям, как из госпиталя после ранения водиночку шёл через весь Кабул. Пел он их хриплым голосом, и многие, кто не был близко знаком с творчеством Высоцкого, легко могли перепутать баритон Анатолия Пальшиса с баритоном самого Высоцкого.
Ещё раз, но уже на более длительный период времени, судьба свела меня с Анатолием в 2013 году в городе Лахденпохья, где вместе с А.Ю. Ерошкиным мне довелось стоять у истоков газеты «Вести Приладожья», которая первое время называлась «Вести Лахденпохья». Мы часто выступали на местных концертах, мечтали даже создать когда-нибудь ансамбль. Когда был жив сортавальский композитор-песенник Анатолий Гарамов, у нас было желание записать диск наших песен на троих. Но вот теперь нет уже и Толи Пальшиса. Судьба жестоко нарушила наши творческие планы, оставив каждому ту часть нажитого, что он успел наработать за свою жизнь. Возможно, мне когда-нибудь удастся воплотить нашу мечту и выпустить небольшой диск с нашими песнями. Возможно. А пока я, помня о нашей давней мечте, говорю Анатолию Пальшису, как когда-то сказал его тёзке Анатолию Гарамову, До Свидания! И я уверен, что Анатолия Пальшиса долго будут помнить жители Лахденпохского и Сортавальского районов…