Прошто пан, прошто

Виктор Тарасенко
      Сегодня, мне захотелось вдруг, поведать тебе дорогой читатель, одну житейскую историю, которая приключилась со мной в Польше.
      Дело было в далёком 1997 году. Мы с моим старшим братом - Владимиром, накопив некоторую сумму денег, отправились покупать микроавтобусы в Германию (с чем успешно и справились – но это своя отдельная и насыщенная история).
      Так вот, уже на обратном пути домой в Россию, мы распределили между собой всё поровну: оставшиеся марки на дорогу, продукты, вещи, подаренные друзьями, и карты с маршрутом пути.
      Времена тогда были лихие и в Польше вовсю «трудилась» русская мафия и наш общий друг Анатолий, который был профессиональным перегонщиком машин, составил для нас подробный маршрут как избежать лишних и нежелательных встреч со своими соплеменниками в столь славной славянской, но всё же чужой стране – Польше.
      Суть этих рекомендаций сводилась к тому, что двигаться нужно было не широким путём – автобаном, а параллельным курсом по второстепенным дорогам местного значения. На русской карте Толя проложил нам маршрут, обозначив значимые городки, через которые нам предстояло держать путь домой. В Германии мы купили ещё одну карту и скопировали этот безопасный маршрут на неё. Так что у нас, у каждого, была своя карта с идентичным маршрутом. Русская карта досталась мне, а немецкая (как позже окажется более точная – Владимиру).
     Всё шло «как по маслу»: мы спокойно миновали немецко-польскую границу, где польский таможенник несколько раз попытался взять с нас «папиру» на груз или марки, но не получив ни того ни другого, успокоился и пропустил нас (потеря времени – минут 15).
     Славная Польша была перед нами, и её желательно было проехать на одном дыхании - за сутки, ибо по вечерам, столь грозная «русская мафия» «шерстила» всех подряд – особенно близко к границам.
     Дороги, как-то сразу, преобразились не в лучшую сторону, и мы поняли, что и поляки – славяне, хотя и пытаются это скрыть. Расход бензина увеличился, но это не беспокоило, т.к. был ясный августовский день, и вполне понятная цель -  достичь границу до темна.
     Мы увеличили скорость, но не тут то было. Польша – это тебе не бескрайняя Россия, и совсем даже не наша безлюдная Сибирь, где от крупного населённого пункта до другого селения - от сотни и более вёрст и километров. В Польше же, не успеешь выехать из одного городка и «вжать педаль в пол», как уже другой на горизонте, и вновь ограничения по скорости, перекрёстки, светофоры, ну и т.д., короче потеря темпа движения… Но и это, как окажется впоследствии было не самой важной проблемой. Дело в том, что мы совсем не обсудили, как действовать, если потеряем друг друга. Нам это просто и в голову не пришло. Да и что тут обсуждать: мы едем друг за другом, каждый в своём микроавтобусе, в общем полная благодать, но….
     «Но», случилась в третьем по счёту польском городишке, я уже и не помню его названия. Брат был ведущим, так как на немецкой карте, названия польских городков были идентичными названиям на дорожных указателях, а на моей «русской» карте они угадывались, но всё ж с трудом.
     Славно заехав в столь обычный польский град, мы сбросили скорость и подчинились правилам дорожного движения города, боясь их нарушить, так как знали от Анатолия о сумме штрафов польских полицейских и их «особенной любви» собирать их с русских перегонщиков. А вычислить нас не составляло труда, номера имели особую красную полосу, семафором кричащую всем водителям и другим заинтересованным лицам, что едут транзитники - чужаки. Короче, на втором или третьем перекрёстке мой брат проскочил на мигающий зелёный, а я, как дисциплинированный водитель, остался переждать и жёлтый цвет и соответственно красный, лишь наблюдая в какую сторону отдаляется ведущая машина, которая лихо скрылась из вида.
     Ну вот наконец долгожданный «зелёный», я вжал педаль газа, и ринулся нагонять ведущего, уже не ограничивая себя в скорости. Дорога уходила в горку вправо и минут пять-семь я отчаянно пытался догнать ускользнувшую первую машину, но вдруг, о ужас, это просто как в русской сказке, дорога вышла на кольцо, с которого, правда было не три, а четыре дороги и направления, по которым можно было продолжать движение. Я просто «выпал в аут», там нигде не было видно микроавтобуса моего брата. Вначале, я подождал минут двадцать, затем, поняв, что это не приносит пользы, двинулся поочередно по каждой из открывшихся дорог и проезжал по ним от двух до пяти километров, пока не выезжал на подобные, но более мелкие развязки и перекрёстки (забегая вперёд, скажу, что подобное делал и мой брат – вот почему мы с ним так и не встретились, ища один другого по тем же дорогам, но с интервалом во времени).
      Вновь вернувшись на перекрёсток, и подождав ещё минут тридцать, я понял, что это бесперспективно, и решил самостоятельно выдвигаться к польской границе, благо на карте была обозначена Анатолием и точка наиболее нормального таможенного перехода под названием «Раворусская». Там, по его словам, переход проходил более нормально, чем в других пограничных переходах. Короче, я самостоятельно двинулся и проехал следующие два малых городка и въехал в более приличный, где, собственно говоря и вышла эта история, которая помещена в заглавие данной заметки.
     Прочитав на своей карте следующий населённый пункт, в который мне следовало добраться, я не смог ни на одном польском указателе увидеть это направление: я ехал то в одну, то в другую сторону, по главной дороге, то по второстепенным, в общем кружил по городу, а выбраться в нужную сторону не мог. Наконец, в мой воспалённый мозг пришла гениальная мысль: спросить у поляков. Я остановился и попытался это сделать. Немного владея английским языком, я спрашивал прохожих, одного за другим: как мне проехать в следующий город, но толи поляки не знали ни английского, ни русского языков, то ли название следующего городка было неправильным, но я на все свои вопросы получал один ответ: «прошто пан, прошто…»
    - «Да» – подумалось мне, - «для поляков всё просто, хорошо им здесь у себя дома, а я потерялся с братом, до дома тысячи вёрст, и где–то здесь орудует «русская мафия», которая постоянно трясёт всех русских транзитников. Что делать?»
    Хорошо было то, что я уже был верующим человеком и поэтому в той - для меня очень трудной ситуации – помолился Богу, с просьбой мне помочь.
     Проехав еще несколько улиц, и всё ещё не находя верного пути и решения, я вновь пошёл спрашивать польских прохожих и том как мне проехать в следующий город. И опять: «Ну что же за бестолковые поляки!» - подумалось мне. Потому что их ответ был всё тот же: «Прошто пан, прошто…». Я уже взял в руки карту, говорил, что я из России и прочее, ответ был неизменным: «прошто пан, прошто...».
     И, о чудо…, наконец то до меня дошло, что не поляки…, а я такой тупой и ограниченный…! Это случилось, когда очередной прохожий, вместе со словами: «прошто пан, прошто…» махнул своими руками, обозначив направление движения. Да…!
     Это был мой полный позор, потому что, наверное, уже полчаса как я слышал этот ясный ответ от многих поляков, но не мог его понять, хотя понять то был должен, всё ж наши языки родственные, и нетрудно было догадаться сто прошто – это просто прямо…
     Да…, просто прямо и всё! Не надо никуда сворачивать, нужно ехать прямо. Слава Богу!
     К тому же, Бог услышал мою молитву и внял моей мольбе о помощи: я заметил две легковые машины с транзитными номерами (с красной полосой, как и у меня), которые на повышенной скорости выезжали из этого городка. Я «прицепился» за ними. Они вначале не обрадовались и попытались от меня оторваться: стрелка спидометра ползла вправо: сто, сто двадцать, сто сорок, сто пятьдесят… Но, увы…, им это не удавалось, мой Фольксваген-транспортёр, тогда, только что из Германии, «ходил» будь здоров, и поэтому все их попытки отвязаться от меня были тщетными.
Наша гонка, впрочем, вскоре закончилась, так как мы въехали в новый польский городок, а там знаки, светофоры, ну и т.п., наверное, впереди идущие машины думали (так, оно и оказалось), что за ними гонится «русская мафия», поэтому они и пытались уйти от погони.
      На одном из светофоров, я прокричал им, что я «свой – такой же перегонщик», на паре других светофоров они ничего не отвечали, и наконец то у нас состоялся диалог: я сказал им что потерялся и просил помощи, чтобы вместе с ними доехать до границы, правда мне нужно было заправиться, т.к. бак был уже «сухой». Всё ещё немного меня опасаясь, но тем не менее, не уезжая от меня, они, не заглушая двигателей подождали около бензо-заправки пока я заправлюсь. Обстановка всё же была нервной, я торопился и поэтому заправился в два раза дороже, т.к. отдал обозначенную сумму заправщиком в марках (в тот период времени одна марка равнялась двум злотым), но всё это было пустяки, да и понял я это не сразу, а только впоследствии.
      Правда и радость жизни состояла в том, что мне теперь не надо было тропить маршрут, а вместе с более опытными перегонщиками – двигаться одной колонной.
Так мы успешно и без приключений проезжали удивительную Польшу, я даже теперь мог свободно наблюдать по сторонам. Помню, что меня сильно удивило, так это то, что на каждом въезде в город или другое селение и на выезде, неизменно было некое сооружение, где была скульптура девы Марии (очень уж религиозный польский народ – хотя бы и внешне).
      Так дружной компанией, благодаря Бога, за отвеченную молитву, я с украинскими хлопцами двигался к намеченной цели. Мы остановились перекусить в одном живописном месте. Так как друзья в Германии нас очень хорошо снабдили всякой провизией на дорогу, я с радостью угостил заморскими яствами своих помощников. Они, парни бывалые, даже хотели, чтобы я отправился с ними на другой пограничный переход, так как считали, что на «Раворусской» всем нам пройти таможню будет сложно (мой микроавтобус был забит вещами, которые нам подарили друзья в Германии, а их машины доверху были забиты немецкими шинами б\у). Они говорили, что на том «их переходе» у них «всё схвачено», но я отказался, так как думал на «Раворусской» всё же встретить брата. Договорились мы с ними так: они мне мигнут аварийкой перед моим своротом на мой таможенный переход, им нужно было ехать чуть дальше. Так всё и произошло: мы успешно продолжали путь, солнце уже зашло, наступал благодатный августовский вечер. Мне мигнули аварийкой, и я без всяких сомнений ушел по-своему своротку направо. Впереди польско-украинская граница и до неё каких-то шестьдесят километров.
     Всё же я не рискнул на ночь глядя соваться на границу (помня слова напутствия друга о «наших лихих ребятах», особенно вблизи границ). Поэтому свернул в приграничный польский городок, скрутил транзитные номера, и помолясь спокойно лёг спать. Рано утром я проснулся, проделал обратную процедуру с номерами и лихо преодолев оставшийся путь до границы, встав в длинную очередь машин, продолжил досыпать, ожидая брата.
      Слава Богу, часа через два мы с ним радостно встретились на этой самой границе. Приключений у него было побольше, т.к. он в поисках меня побывал и в польской полиции, и от «русской мафии» ему пришлось убегать, но всё слава Богу закончилось хорошо и благословенно!
     Польско-украинскую границу мы проходили уже не 15 минут, а часа четыре (но это ещё семечки: украинско-русскую границу мы проходили часов десять – но это уже другая история).
     Да ещё очень поучительный эпизод: когда мы двигались уже по Украине то нагнали моих помощников. Посигналив им, мы все остановились и поговорили. На «их» таможне им пришлось отдать весь груз шин и других вещей и продуктов (их машины вычистили дочиста), и даже заплатить большой штраф. Нас же Бог хранил до настоящего момента, и, хотя с нервотрёпкой, но всё же все вещи были с нами, а заплатить нам пришлось гарным украинским хлопцам в погонах по сто марок с машины, за так называемый «экологический» сбор, нам даже выписали какие-то квитанции.
      По доброте нашей мы поделились с бедолагами всем, что у нас было, и они продолжили путь уже радуясь, потому что до этого они были просто подавлены и раздавлены приёмом своих пограничников и таможенников, которые, говоря простым языком: украли у них весь их ценный груз.
     А теперь итог, почему мне вдруг вспомнился этот случай, потому что эта фраза «прошто пан, прошто…» стала некоторой нашей семейной фразой, имеющей в себе смысл: не тупи всё просто и прямо!
    В этом году у меня можно сказать юбилей, я уже тридцать лет, как уверовал в Господа Иисуса Христа. С Ним, всё просто и прямо, и мне порой не хватает разумения, почему многим этот прямой путь на небо, через Голгофскую жертву Христа, всё ещё непонятен и труден. Многие из них считают его сложным и идут к Богу, к вечности со скоростью шестьдесят секунд в минуту, но всё же своим путём, который не может привести их в нужное место на небе, и это так жаль…
    Многие что-то особенное и ценное копят всю жизнь, обрекая себя сверх сил на великие жертвы. У многих это получается, они приобретают имущество: дома, квартиры, дачи и т.п., у многих есть банковские счета, где лежит определённая сумма на «чёрный» день, а у некоторых в банковских ячейках хранятся даже бриллианты…
    Всё это, увы…, тлен. Со всем этим не пройти «небесную таможню»!
    А как для тебя, дорогой читатель: всё просто, или нет? Пан ты или просто «пропал», вывод делать тебе, каждый их нас за себя даст ответ Богу!
    Да благословит тебя Бог!

ТВГ; г. Барнаул; Апрель 2019 г.