Что такое настоящая скромность?

Юрий Слуцкин
       В середине восьмидесятых годов прошлого столетия я работал в должности заведующего сектором в одном из научно-исследовательских строительных институтов. По роду своей деятельности мне часто приходилось ездить в командировки в различные города страны. Ездить я любил один, чтобы самому себе в течение недели (а в те года это был обычный срок командировки) быть  хозяином.

       Но иногда приходилось ездить и с руководством института. Тут уже ничего не поделаешь. Однажды приглашает меня к себе директор нашего НИИ Митрофанов Аркадий Иванович и сообщает мне, что Красноярский обком КПСС намечает проведение в крае строительной конференции, как раз по тематике, которой занимался мой сектор. Поэтому я с ним должен лететь  в Красноярск  обсуждать с местным руководством программу конференции. Возразить мне было нечего, пришлось собираться в командировку.

       Аркадий Иванович был неплохим мужиком, любил выпить, до прихода в наш институт работал в Госплане СССР, защитил докторскую диссертацию, был профессором, но по тематике конференции ничего не смыслил, поэтому я понимал, что в основном там работать придётся мне, а на него ложатся ответственные представительские функции.

       Командировка прошла очень интересно, встречали нас замечательно. Жили мы в обкомовской гостинице, поили и кормили нас  очень вкусно в основном продуктами, которые я видел раньше только  в книге о вкусной и здоровой пище. Нам провели несколько интересных экскурсий, в том числе и на Красноярскую ГЭС,  попутно мы решили  все вопросы по конференции. Но сейчас через много лет, вспоминая ту командировку, передо мной, прежде всего, оживает маленький эпизод, который я запомнил на всю жизнь.

       Мы прилетели в Красноярск поздно вечером. Стюардесса объявила, что на улице 38 градусов мороза. Наши места были в хвосте самолёта, поэтому мы не спешили вставать, тем более, что, как обычно, все пассажиры столпились в проходе с вещами. И вдруг по громкой связи объявляют: «профессор Митрофанов пройдите к выходу, у трапа самолёта вас ожидает чёрная Волга». Было понятно, что пробраться к выходу нам не удастся, поэтому мы продолжали спокойно сидеть на своих местах.

       Через пару минут снова звучит объявление того же содержания. И тут Аркадий Иванович встаёт и очень громко (откуда только у него появился такой голос) говорит замечательную фразу: «передайте, что профессор Митрофанов выйдет вместе с народом». Как оказывается надо мало, чтобы выделиться из общей серой массы народа. Всего-то и  требуется, чтобы вслух объявили, что ты профессор, и что у трапа самолёта тебя ждёт черная Волга.  И вот оно проявление настоящей человеческой скромности: выйти из самолёта вместе с народом.