Логика птиц. Аттар. О создании мира

Уста Богумира
Логика птиц

Введение

О создании мира

Хвала Пречистому, дающему жизнь,

даровавшему душу и веру земле.

Он установил Трон на воде

и ветру передал жизнь на земле.

Он поднял небо на его высоту

и поместил землю в самом низу;

первому велел быть в непрерывном движении,

второму — в постоянном покое.

Небо ввысь шатром без опоры взметнул,

затем землю в нём поместил.

За шесть дней создал семь планет,

из двух букв создал девять сфер.

Разнообразными силки тела создал,

земле передав птицу души.

Море расплавил, в покорности Себе удерживая,

и возвысил горы, перед Ним в страхе затихшими.

У моря осушил жаждой губы,

из камня сделал рубин и мускус — из крови.

Сотворенную душу в чистейшем облике Он показал.

Всё это Он создал из горстки земли!

Он притеснил бунтующий ум шариатом,

оживил душой тело и верой — душу.

Горе придал вершины и скалы,

чтоб над ними гора возвысила голову.

Иногда цветы над огнём взращивал,

иногда мостик над морем поддерживал.

Укротить врага послал комара

и четыреста лет комара продержал у врага в голове.

Своей мудростью дал пауку паутину

и оберегал ей лучшего из избранных в мире.

Пояс муравью дал тонкий, как волос,

но с муравьем уравнял Сулеймана.

Знающие пути предводители,

иногда приходившие, несшие веру,

находили свою душу на самом дне удивления,

в сопровождении беспомощности и сожаления.

Сначала взгляни, что Он сделал с Адамом,

как поступал с ним, годами пребывавшим в горе своём.

Потом смотри на Нуха в полной беде,

смотри, что ему пришлось претерпеть от неверных.

Смотри на Ибрахима влюблённого,

на то, как домом ему стали огонь и баллиста.

Смотри на Исмаила печального,

на улицу Возлюбленного жертвой несомого.

Смотри на Иакуба поражённого,

из-за сына потерявшего зрение.

Смотри на Иусуфа рассудительного,

попавшего в яму, оттуда — в рабство, а затем и в тюрьму.

Вот Айуб, потерпевший беду,

оставшийся в червях и среди волков.

Вот Иунус, потерявший дорогу,

с луны сброшенный в рыбье брюхо.

Смотри на Мусу: от рожденья

его люлька была ему гробом, а Фараон — его нянькой.

Смотри на создающего кольчуги Давуда и

огнём своего сердца расплавляющего их металл в воск.

Смотри, как дьявол забрал у великого Сулеймана

царство, на ветре основанное.

Смотри на Закарийю, чьё сердце кипело,

как пилили его, и как он молча потух.

Вот Йахья: на блюде его голова

на обозрении сборища, как горящая свечка.

Смотри на Ису: даже возле креста своего

снова и снова он избит иудеями.

Смотри на главу всех пророков

и на всё им испытанное из-за неверных.

Тебе кажется, что это так просто?

Отбросить жизнь — наименьшее, что потребуется.

Я полностью в изумлении, словно умер,

не вижу выхода, вижу только беспомощность.

О мудрость, на этом пути ты подобна младенцу,

в поисках которого ум-старик и сам заблудился!

Но как до Высшей Сути тогда доберусь я,

нечисто зачатый, как достигну я Чистоты?

Посредством наук Тебя не понять, Ты — сокрыт.

Ты не получаешь убытка и прибыли, ведь где нет прибыли — там нет и убытка:

и от Мусы Ты прибыли не имел,

и Фараон убытка Тебе не принёс.

О бесконечный Владыка! Есть ли кто-либо, помимо Тебя?

Раз Ты — бескраен и бесконечен, есть ли что-то, кроме Тебя?

О Ты, народа миры ввергнувший в изумление,

Ты остался скрытым завесой.

Отодвинь наконец-то завесу, не жги душу мою,

из-за завесы не поджигай меня больше.

Заблудился я в море удивления сразу,

вызволи, забери обратно меня из этого удивления!

Я потерялся в водовороте этого моря,

я оказался снаружи от занавеса.

Вытащи раба своего из этого мне чуждого моря,

Ты Сам его бросил в море, Сам и вытащить можешь.

С ног до головы цепью нафса я скован,

если не подашь мне руки — горе мне! Горе мне!

Моя душа испачкана пустотой,

не могу состояние это дольше терпеть.

Либо от этой грязи очисти меня,

либо пролей мою кровь и похорони меня.

Люди боятся Тебя, а я — себя,

ибо видел от Тебя добро, от себя — зло.

Подобно мертвецу я брожу по земле —

оживи меня, о Ты, Пречистый, Дарующий жизнь!

И верующий, и неверный — все окровавлены,

одни — обезумевшие, другие — отвернувшиеся.

О мой Падишах, сердце моё переполнено кровью,

с ног до головы безумен и я, подобно Вселенной.

Ты сказал: «Днём и ночью Я с вами.

не забывайте взывать ко Мне ни на миг!».

Раз получается, что мы — соседи,

Ты солнцу подобен, а мы — теням,

то Тебе ведь не сложно, о Дарующий милость нищим,

соблюсти права ближайших соседей?

С сердцем, полным боли, и душой, полной раскаяния,

от страсти видеть Тебя льются мои слёзы дождём.

Если примусь рассказывать о своём сожалении,

то направление поиска Тебя я утрачу.

Укажи мне путь, ибо я пришёл заблудившимся,

дай богатство, хоть я слишком поздно пришёл:

приобретающий состояние на Твоей улице

в Тебе потеряется и возненавидит себя.

Я не утратил надежду, взволнован я,

может, и услышишь Ты одну мою просьбу из тысячи...