Абзац 121. электропускатель

Николай Проценко
 То предприятие, на которое я поступил работать, назвать заводом, не поворачивается язык. Двухэтажное здание длиной метров пятьдесят, максимум семьдесят. Шириной метров десять-двенадцать. Перед зданием двор, огороженнный забором. За зданием парк. С торца улица, по которой ходил трамвай в сторону к железной дороге. Второй этаж разделён на два помещения. Двор упирался в улицу, примыкающую к улице, по которой ходил трамвай. На углу стояло одноэтажное здание конторы. За конторой проходная со сторожем. За проходной ворота для проезда автомобилей. За воротами, метрах в двадцати, складские помещения. На предприятии был управленческий персонал: директор, главный инженер, четыре начальника цехов. Партийный секретарь, комсомольский секретарь, председатель профсоюзной организации, бухгалтерия с главбухом, начальник отдела кадров, начальник охраны, мастера и бригадиры. Почему я об этом написал? Потому что, учась в школе, я на систему управления внимания не обращал. Поступая в институт, я на систему управления внимания не обращал. В Петровском районе, в Сталино, ныне в Донецке, на систему управления, я внимания не обращал. Я обратил внимание на систему управления, когда изучал устройство планера самолёта. Оказывается, от системы управления многое зависит. Когда до моего сознания дошло, что человек - это инструмент или деталь механизма, то в цепи управления от руля, до закрылков и до руля высоты и поворота, все детали должны соответствовать определённому качеству. Следить за состоянием качества деталей, входило в мои обязанности механика. Мастер передал меня бригадиру, дяде Васе. Дядя Вася повёл меня по предприятию, показывая оборудование, которое мы обязаны обслуживать. Обход мы начали на втором этаже. В цехе за столами сидели девушки и женщины. Перед ними стояли маленькие резьбонарезные станочки. Они нарезали резьбу на гайках. В цехе находился дежурный слесарь. За дверью, в другом отделении был сборочный участок и несколько клепальных станочков, а за ними девушки. Спустившись со второго этажа на первый, мы сначала зашли в коморку. Дядя Вася сказал: - Это помещение для дежурного слесаря. Рядом была дверь в штамповочный цех. В цехе стояли пресса разных типов. За ними работали, в основном, мужчины. Бригадир сказал: - Здесь будет место твоей работы. Привыкай к шуму. (Предприятие работало в две смены.) - Сейчас ходи, присматривайся, ознакомься. Поговори с дежурными слесарями. Где наш сборный пункт знаешь. Придёшь, скажешь о своём решении. Бригадир ушёл. Я подходил к каждому станку и смотрел не на его конструктивные особенности, а на его бирку. На дату изготовления и на место изготовления станка. Когда я изучал реактивный двигатель, преподаватель сказал, что его схему наши конструкторы слямзили с английского. Так вот: только один пресс был ленинградского изготовления. Остальные германские, дореволюционной постройки. Отметив эту особенность, я снова поднялся на второй этаж и стал заглядывать на бирки каждого станочка. Все они были германские. Моё внимание привлекла конструкция пружинонавивального станка. Я восхитился изобретательности немцев. С одной стороны, я был удовлетворён тем, что наши вывезли из Германии оборудование и оснастили им предприятие, создав рабочие места. С другой стороны, я понял, что немцам придётся создавать новое оборудование и гораздо лучшее, чем это. То есть, их промышленное производство перескочит на новый качественный уровень, а мы застрянем в развитии. Со времён революции прошло 60 лет. Мы выпускаем ширпотреб на дореволюционном оборудовании. Надо иметь ввиду и то, что я с сентября 1954, до июня 1956 года был секретарём комсомольской организации школы. Я учился не в маленькой деревенской школе, а в двухэтажном кирпичном здании с классами от первого до одиннадцатого с количеством учеников в каждом классе, минимум, двадцать человек. На каждый год обучения два класса: А и Б. Школа русская, но ученики разных национальностей. Я русскую и грузинскую азбуку начал изучать одновременно. Не только я, мы все так учились. В грузинских школах учились точно так. Разница в том, что остальные предметы в русских школах преподавали на русском языке, а в грузинских школах, на грузинском языке. В начальных классах были октябрята, потом пионеры и пионервожатые, были пионерские лагеря. В комсомольцы меня, как и всех, приняли в 14 лет, в сентябре 1951 года. Поэтому я знал, что молодёжная комсомольская организация основана в 1918 году в России, когда Советского Союза ещё не было. Советский Союз слепили только в 1922 году, а ВЛКСМ появился ещё позже. Большевики и меньшевики были не коммунистами. Это украинские, прибалтийские, западноевропейские и американские недоумки борются, с ими же придуманным коммунизмом. В Российской империи перед революцией и в гражданскую войну коммунистов не было. Была партия РСДРП, которая размежевалась (разделилась), как разделились христиане на католиков и православных, начав борьбу между собой за влияние. За ВЛАСТЬ. Внутрипартийная борьба выливается в раскол. У меня же были соседи мусульмане. Среди них были и суниты, и шииты. А среди русских были: молокане, духоборы, субботники, пятидесятники, старообрядцы. Сама Грузия - лоскутное одеало. На каждой горе свой князь. В Аджарии грузины с мусульманским вероисповеданием. Сваны, Гурийцы, Имеретинцы, Менгрелы, Карталинцы, Кахетинцы, Хевсуры, Месхетинцы, Осетины, Абхазы. Родители пели песню: "Хаз-Булат удалой, бедна сакля твоя..." По-грузински: жилище - сахли (дом). Кала - персидское название крепости: Махач-кала. В Тбилиси есть Нари-кала. По-грузински город - калаки. Я рос среди этого многообразия. Курды, армяне, евреи, грузины: все матерились по-русски. Потом те и другие стали разделяться на секты. В классе, а, тем более в школе не бывают все отличниками. Есть хулиганы, дебоширы, воры, проститутки, мошенники. Есть двоечники, троечники, хорошисты, отличники. Те, кто готовит шпаргалики и любит списывать. Мне, так сказать, "по долгу службы", приходилось общаться со всеми человеческими типажами. Кроме этого, ещё: курильщики, алкоголики, потом стали появляться наркоманы, которые дохли, как мухи. Чем я был обделён, так это, музыкальным слухом. Поэтому на концерты и в театры не ходил. Раза три сходил в цирк. В Тбилиси здание цирка было хорошим. Спортом не занимался и спортивные состязания не смотрел. Меня увлекало и развлекало разнообразие окружающей среды. В апреле 1960 года, когда я освоился в бригаде, а остальные привыкли ко мне, на обеденном перерыве, Димка-духобор меня спросил: - Николай, ты после армии, а смотрю, за девками не ухлёстываешь? - Некогда. Готовлюсь к поступлению в институт. - Ответил я. - Институт, это хорошо. -Сказал духобор: - Мудрые говорят: - Двадцать лет ума нет и не будет. Тридцать лет жены нет и не будет. Сорок лет детей нет и не будет. Всё надо делать вовремя. Или ты девок стесняешься? - Секретарь комсомольской организации, принимавший их в комсомолки, их не стесняется! - Ответил я. - Павлик, слышь, он не стесняется. Проверим? Павлик: - Проверить, не мешает. Что предлагаешь? Димка: - Я ему покажу девку, если он уломает её сходить с ним в кино, мы покупаем коньяк и распиваем на троих. Если не уломает, он покупает коньяк на троих. - Согласен? -Спрашивает меня Павлик. - Согласен! - Отвечаю я. - Только идём прямо сейчас и показывай, чтобы потом ты её не подготовил. Дядь Вась, проследишь? - спросил я его. Тот кивнул головой. И мы пошли на второй этаж. Так я познакомился с будущей своей женой. Сначала я поступил в ГПИ - Государственный политехнический институт на вечернее отделение. На факультет: "Технология машиностроения. Металлорежущие станки и инструменты". Специальность выбирал осознанно, по профилю своей работы, сдав экзамены на отлично. А 3 сентября 1960 года мы сыграли свадьбу. Продолжение следует.
 24 апреля 2019 года.