Гренландские льды и глобальное потепление

Владимир Смолович
     В последние десятилетия учёные всего мира фиксируют стремительный рост скорости таяния ледового щита   Гренландии. Если в 80-х годах Гренландия теряла ежегодно примерно по 75 миллиардов тонн льда,  то в 2016 году была зафиксирована потеря 393 миллиардов тонн – рост в четыре раза!
      Попытки  объяснить столь стремительное таяние льда глобальным потеплением не удаётся – за это время температура Земли возросла всего на несколько десятых долей градуса, подобное изменение температуры не могло вызвать столь значительные последствия.
   Что же происходит с гренландскими льдами?
   Разгадка пришла внезапно, и совсем не с той стороны, откуда ожидали. В науке это случается.
    В последние десятилетия внимание учёных приковано к стремительному увеличению скорости дрейфа Северного магнитного полюса. В начале 80-х Северный магнитный полюс двигался со скоростью примерно в 10 километров в год. Скорость движения полюса постепенно возрастала, и,  в минувшем, 2018 году достигла рекордного значения – 64 километра за год! С момента начала геофизических измерений в XIX веке Северный магнитный полюс сместился более чем на 2000 километров! Кстати, сейчас Северный магнитный полюс намного ближе к географическому, чем был сто лет назад.
   Чтобы понять причины движения полюса, вспомним строение Земли. Мы живём на тоненькой твёрдой оболочке, называемой земной корой. Если сравнить относительную толщину земной коры с толщиной яблочной кожицы, то обнаружится, что яблочная кожица толще! Средняя толщина земной коры 35 километров, под нею на тысячи километров вглубь находится раскалённая магма. Иногда она вырывается наружу через жерла вулканов. Поэтому мы знаем состав и структуру мантийных пород.
    Мантийные породы – базальты, коматииты, кимберлиты и пр. распределены неравномерно. Есть области с повышенным содержанием щелочных пород,  для других областей характерно высокое содержание железа. От области к области меняются температуры расплавов, иногда, весьма значительно. Помимо этого, на расплавы воздействует магнитное поле Земли. Всё это вместе вызывает постоянное движение магмы.
   Сейсмическая разведка позволила обнаружить в мантии земли устойчивые перемещения магматических пород. Подобно морским, магматические течения имеют громадные размеры – их ширина может достигать сотен километров! Скорость магматических течений, разумеется, невелика – десятки километров в год, что не идёт ни в какое сравнение с океаническими течениями. Одно из таких течений, начинающееся в глубинах мантии под Канадой и несёт Северный магнитный полюс в сторону Сибири. Сам Северный магнитный полюс - по всей видимости - связан со скоплением пород с высоким содержанием железа.
   Магматическое течение – как и многие другие течения – имеет непостоянную по сечению скорость. Вблизи «берегов» скорость течения ниже, ближе к центру – скорость течения возрастает. Сотни лет назад магнитный полюс располагался на краю течения, и его скорость дрейфа была низкой. Но несколько десятилетий назад магматическое течение начало смещаться, и магнитный полюс  оказался «плывущим» в его средней части.
   Вот тут-то и не повезло Гренландии. Смещение магматического течения привело к тому, что оно стало заходить в пространство под Гренландией. Пока не ясно,  магматическое течение, «подогревающее» Гренландию, и течение, сдвигающее магнитный полюс – это рукава одного и того же течения, или речь идёт о двух, близкорасположенных, но разных течениях.
   Температура породы в магматическом течении на несколько сот градусов выше, чем у окружающих пород. Это и обеспечивает подвижность потока. Подпитываются течения массами магмы, поднимающихся их областей, близких к раскалённому земному ядру. По мере остывания магматические течения уходят вглубь.
   Толщина земной коры под Гренландией невелика, менее десяти километров, часть измерений показывают всего 6-7 километров – частично из-за того, что под тяжестью льда земная кора в этом месте «просела». В итоге, той энергии, какую несёт магматическая река, оказалось достаточно, чтобы «подогреть» гренландские ледники снизу. Между ледниками и твёрдой поверхностью острова стала образовываться тонкая прослойка воды, которая выполняет роль смазки для движущихся по ней ледников. Ледникам, которые расположены близко к краям острова, теперь легче «соскальзывать» в воду. Это и вызвало резкое увеличение скорости таяния гренландских льдов.
   Прогнозировать осцилляции  магматических потоков мы пока не умеем, поскольку ситуацию определяют факторы, о которых мы почти ничего не знаем, лишь просто догадываемся. Непонятно, почему количество ежегодного откалывающегося от острова льда в высшей степени непостоянно. Рекордным стал 2016 год, как об этом было указано выше – 393 миллиарда тонн. Но в 2017 году  эта цифра уменьшилась вдвое! Сочетание нескольких факторов – уменьшение скорости таяния льда и дождливый летний сезон на Гренландии привели к тому, что количество намёрзшего за год льда превысило количество  растаявшего! Глобальное потепление увеличивает количества влаги, содержащейся в воздухе,  и увеличивает скорость намерзания льда, что – в свою очередь - компенсирует потери от воздействия магматических течений.
   Поэтому бессмысленны любые спекуляции по поводу грозящих нам катастроф из-за таяния льдов Гренландии. Прогнозы, остающиеся на уровне – «возможно, при определённых условиях, нельзя исключать, как представляется» - не руководство к действию.