А. Тулуз-Лотрек художник жизни парижской богемы ч4

Койфман Валерий
 АНРИ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК – ХУДОЖНИК ЖИЗНИ ПАРИЖСКОЙ  БОГЕМЫ (часть 4)
ПО МАТЕРИАЛАМ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

«Мадам Сюзанна Валадон» (1885г., Глиптотека Карлсберга,     Копенгаген).
На протяжении долгого времени с Анри находилась его первая и, видимо, единственная любовь Сюзанна Валадон (1867-1958). Она принадлежала к скромной семье из департамента Верхняя Вьенна. Эта молодая женщина начала писать и рисовать около 1885 года, когда работала прачкой в Париже, до того как стать наездницей в цирке. После произошедшего с ней несчастного случая она становится моделью и позирует для Пюви де Шаванна (став для него вдохновительницей всех женских персонажей в картине «Священная роща»), Дега и Ренуару, который изобразил её в «Танце в деревне» и в «Танце в городе» (Работы 1883 года). В конце этого же года Валадон родила мальчика, которого назвала Морисом. Отец Мориса не пожелал объявиться. Маленький Морис позднее вырос и стал знаменитым художником, певцом Монмартра, известным, как Морис Утрилло.
Именно тогда Лотрек знакомится с ней и безумно влюбляется. Он появляется в компании молодой женщины в «Мирлитоне», «Ша-Нуар», «Элизе-Монмартр». В течение двух лет Мари-Клементин Валад (её гражданское имя) пытается выйти замуж за альбигойского аристократа Тулуз-Лотрека.
Это ей не удается; она симулирует самоубийство, но её уловка была случайно раскрыта Лотреком.
И он решает порвать все отношения. Тем не менее, их связь будет временами продолжаться вплоть до 1891 года. Лотрек написал два портрета Сюзанны Валадон. Он не польстил ей.

Ренуар «Девушка с косой». Сравним с написанным в то же время её поясным портретом в картине Ренуара «Коса».
В портретах Лотрека у модели жесткие черты, какими они станут, когда она утратит прелесть своих 20 лет. У нее не по возрасту печальное лицо, сжатые губы, мрачный, отсутствующий взгляд, поза – нервная, напряженная.
Валадон ценила талант Лотрека, его острый глаз психолога, его неумение писать «красиво». Она, как известно, стала всё-таки великолепной художницей и многое «подсмотрела» у Тулуз-Лотрека.

 «Модель в ателье» (1888г.). Элен Вари. Фото. Молодой провинциал, все ещё сентиментальный, превратится в безжалостного наблюдателя женщин прекрасной эпохи, но это не помешает ему изображать их иногда с огромной нежностью.
Так в 1888 году он пишет несколько портретов молодой незнакомки, очаровательной Элен Вари (называемой иногда Жюльеттой). Она была его соседкой, которую он знал с детства. Анри восхищали её тонкие черты лица. Лотрек просит своего друга Гази сделать фотографии Элен, чтобы сохранить ее образ, который позднее можно будет увидеть на многих картинах художника.
„ЕЁ ГРЕЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ БЕСПОДОБЕН»- восхищался Лотрек.

 «Мадам Лили Гренье» (1888г., Муз. совр. иск., Н.-Й.) Лили Гренье была супругой старшего друга Анри художника Гренье, с которым он разделяет мастерскую. Лили, обворожительная женщина, изображена здесь в кимоно. У неё была огненно-рыжая шевелюра и белоснежная кожа, её всегда окружала толпа поклонников. Лотрек довольствовался ролью друга, который развлекал её.

Первая выставка работ Тулуз-Лотрека происходила в 1886 году в кабаре «Мирлитон». В мае следующего года Лотрек выставлял свои работы в Тулузе, в рамках Международной выставки, организованной Академией изящных искусств, также под псевдонимом Трекло. С этого момента Лотрек начинает активно заниматься своей карьерой художника. Он пишет матери, что «нужно выставляться, где только получится, потому что это единственная возможность быть замеченным».
Он не принимает участия в официальных парижских Салонах.
Зато вместе с такими художниками, как Сёра и Писарро, выставляется от «Салона Независимых», организованного под девизом «Без оплаты и наград»,
 

«Танец в Мулен Руж», «Мадемуазель Дио за фортепиано».
 На шестом «Салоне Независимых», в марте 1890 года,  Лотрек представляет картины: «Танец в Мулен Руж» и «Мадемуазель Дио за фортепиано».

Мулен Руж. Фото. Открытое 5 ноября 1889 года кабаре «Мулен Руж» быстро становится одним из самых модных заведений не только Монмартра, но и всего Парижа. На месте скромного кабаре «Рен Бланш» был создан огромный комплекс развлечений, увенчанный знаменитой мельницей. «Мулен Руж» быстро становится одним из самых любимых мест Тулуз-Лотрека, которое вдохновило его на написание многочисленных картин.

 «Танец в Мулен Руж» (1889-90г., Муз. иск., Филадельфия). Среди картин на тему «Мулен Руж» вдохновительницей самых знаменитых полотен Лотрека была Ла Гулю.

Ла Гулю. Фото. Луиза Вебер, называемая Ла Гулю, была по происхождению эльзаской. Маленькая прачка, потом работала в цирке (путь Сюзанны Валадон), потом начала выступать в «Мулен де ла Галлет», где она познакомилась с Ренуаром. Потом с 1890 года переходит в « Мулен Руж» и становится здесь одной из самых знаменитых звёзд: создает номер, нечто производное от французского канкана, где надо было вскидывать ногу за голову и заканчивать танец шпагатом. Очарованный этой женщиной Лотрек изображает её на десятке полотен, афиш и литографий, которые считаются шедеврами художника.

 «Танец в Мулен Руж» стал одной из самых успешных картин, выставлявшихся в «Салоне независимых» в 1890 году. Полотно представляет открытую репетицию в кабаре под руководством прославленного танцора, сына нотариуса, Валентина Бескостного. Картина поражает целостностью и гармоничностью, несмотря на то, что на ней изображены три разные группы людей, танцующая в центре пара, наблюдающие за ними неподвижно стоящие на переднем и заднем плане мужчины и женщины, и движущиеся прочь фигуры слева и справа. Сцена очень динамична и буквально пронизана движением. Фигуры двух женщин на переднем плане, оторванные от всех остальных, как бы «включают» зрителя в картину и создают иллюзию присутствия на репетиции.

 «В Мулен Руж». (1892г., Муз. иск., Чикаго). Картина отражает настроение, царившее на балах в Монмартре. Сочетание темных тонов одежд и светлых – волос и кожи с красивыми оттенками зеленого фона и изумрудных отблесков на лице женщины справа передает нереальную, искусственную атмосферу, где всё пронизано таинственным светом. Люди за столиком не разговаривают друг с другом, их взгляды даже не пересекаются – каждый погружен в свой собственный мир. В глубине зала – сам художник (коротышка в черном котелке). Он проходит мимо сцены со своим кузеном Тапье де Селейраном (высокий в цилиндре). Рамка картины отрезает часть лица женщины, на которую падает очень яркое освещение. Этот прием напоминает Дега. Динамичные диагональные построения как бы выводят композицию вовне, за пределы полотна, в то время как элементы обратной перспективы разворачивают ее на зрителя — приемы, к которым Лотрек прибегал в той или иной мере почти в каждом своем произведении (в них чувствуются «уроки» японской гравюры). Уходящая в перспективу балюстрада – это ещё одна из уловок художника, которая должна «втягивать» зрителя внутрь картины.

 «Мадемуазель Дио за фортепиано» (1890г., Музей Тулуз-Лотрека, Альби). В XIX веке портреты музицирующих женщин были не редкостью. Лотрек пополняет длинную традицию от Эд. Мане, Уистлера, Ренуара и Дега.

Э.Дега «Мадемуазель Дио» (1868г., Метрополитен, Н.-Й.).
Э. Дега написал портрет мадемуазель Дио 20 лет назад, он с ней был давно знаком. В правом верхнем углу картины Лотрека угадывается работа кисти Дега. Влияние Дега заметно и в необычной композиции: рамка картины пересекает партитуру. Пианистка изображена с подчеркнутой собранностью и строгостью – взгляд устремлен в партитуры, руки на клавишах.
Короткие отрывистые  мазки показывают близость Лотрека в то время к Ван Гогу. Кстати Винсент был в восторге от этой картины, о чем он писал в письме к брату Тео: «Портрет пианистки по-настоящему затрагивает». Эта работа Лотрека оказала влияние и на мастеров северной Европы, в частности, на работы Эдварда Мунка.

«Ла Гулю, входящая в Мулен Руж с двумя женщинами» (1891-92г., Музей совр. иск., Н.-Й.) Если в «Мулен Руж» танцовщица Ла Гулю была изображена на заднем плане, то в ряде других картин начала 90-х годов Лотрек показывает «звезд» кабаре крупным планом, не извлекая их, однако, из «среды обитания». Таков, например, холст, на котором Ла Гулю входит в кабаре об руку с сестрой и молодой дебютанткой («Ла Гулю, входящая в Мулен Руж», 1892).
Танцовщица одета в вызывающе открытое платье, написанное прозрачными мазками голубых и зеленых тонов, контрастирующих с глухими серыми, черными и зелеными оттенками одежды двух других женщин и красным цветом стенных панелей. В резком изгибе тела Ла Гулю, выражении ее лица — смесь вульгарности и артистизма, надменности и горечи.  В картине все полно движения и одновременно неподвижности, подчеркнутой застывшим профилем девушки справа.