А. Тулуз-Лотрек художник жизни парижской богемы ч3

Койфман Валерий
АНРИ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК – ХУДОЖНИК ЖИЗНИ ПАРИЖСКОЙ  БОГЕМЫ (часть 3)
ПО МАТЕРИАЛАМ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Соученики Тулуз-Лотрека по мастерской Фернана Кормона.  В этой мастерской Лотрек знакомится и работает с Эмилем Бернаром,  Ван Гогом и с  тулузским художником Франсуа Гози. Гози посвятит потом Лотреку важнейшую часть своих мемуаров («Лотрек и его время», 1954г.). Его свидетельства станут одним из основных источников биографии художника.

 «Эмиль Бернар» (1886г., Галерея Тейт, Лондон). Лотрека интересовало лицо Бернара, и он попросил друга позировать ему. За двадцать сеансов Анри написал великолепный портрет Бернара, тонко передав психологию художника, его серьезный и непримиримый характер, решительный взгляд его маленьких, слегка раскосых глаз.

 «Портрет Ван Гога». Весной 1886 года в мастерскую Кормона поступил странный новичок. Он приехал из Голландии и был намного старше остальных учеников. Они знали только его имя – Винсент. Он клал краски на холст с такой стремительностью и силой, что дрожал мольберт.
 Его даже побаивались, и никто не решался подшутить над новичком, как это обычно было принято
в мастерской.
Лотрек постепенно сблизился с Винсентом. Подобно Лотреку, стать художником его заставила судьба. Как и Лотрек он чувствовал себя отверженным.
Но их в то же время разделяла пропасть. Лотрек не разделял стремления Винсента любить и сочувствовать страждущим. Лотрек был безжалостен и беспощаден ко всем, в том числе и к себе самому. Он не давал оценок, он просто анализировал и стремился лишь подметить жизнь без прикрас.
Картины Ван Гога – откровение, картины Лотрека – познание. Ван Гог – сама сердечность, Лотрек – сама трезвость.
Лотрек сделал пастельный портрет Ван Гога, в три четверти, передав позой напряжение и волевой характер художника. Особенность этого портрета, что Лотрек заимствовал у Винсента технику раздельного штриха, которая позволяет даже лучше, чем у импрессионистов, передать схваченное на лету движение.
К. Писарро «Бульвар Монмартр». Работая по утрам в мастерской Кормона и посещая после полудня салоны и выставки, Лотрек постепенно понимает, какая пропасть отделяет официальное искусство художников Бонна, Кормона, Жерома, и др. от нового искусства импрессионистов, которое они отстаивают и практикуют, начиная с первой выставки в 1874 году у Надара.
И Лотрек выбирает новое искусство.
В конце концов, Кормон почувствовал, что его авторитет, как наставника, среди учеников падает, и он закрыл свою мастерскую.
Этот период совпадает с изменениями, которые происходят в самом стиле жизни Тулуз-Лотрека. Молодой художник открывает для себя Монмартр.
В 1885 году Лотрек находит себе пристанище в самом его центре. Отныне вся его творческая жизнь оказывается неразрывно связанной с этим районом Парижа, местами ещё сохранявшим в ту эпоху черты полудеревенского пригорода: в нём пока ещё доживают свой век даже несколько ветряных мельниц, по именам которых скоро будут названы кабаре, уже открывающиеся рядом. Одно такое кабаре «Мулен Руж» («красная мельница»). 
Кабаре «Мулен Руж». Его обитателей и обессмертит художник, сделав всё человечество его завсегдатаями.
Здесь, среди циркачей, кафешантанных певичек, клоунов, проституток и различного рода «молодых дарований» он чувствует себя своим.
Его знают, к нему привыкли, и он не обдирает душу об изумлённо-брезгливые взгляды буржуа.

А сам Лотрек, вглядываясь в лица, фигуры и судьбы этого разношёрстного общества, где каждому приходится отчаянно сражаться с судьбой, чтобы не быть ею раздавленным, переносит на свои полотна эти странные вплоть до гротеска тела, страсти и души столь великолепно неповторимые, если вглядеться пристальней. Весь этот странный и причудливый мир, где амплуа становятся судьбами, а судьба похожа на роль в буффонаде, где нет ни зрителей, ни исполнителей, потому что все - зрители, и все - актеры.

 «Автопортрет со спины» (ок.1884г., част. собрание). Отныне художник Тулуз-Лотрек станет в этом мире одновременно и действующим лицом и главным свидетелем. Он как бы поворачивается спиной к «приличному « обществу. Любопытен автопортрет с Монмартра, написанный художником в мастерской на улице Турлак. Художник изображает себя в ракурсе, выходящем за пределы традиций.
Кстати, в том же доме, где жил на Монмартре Анри, на первом этаже в 1879-1891 годах размещалась мастерская Дега (1834-1917), которого Анри считал лучшим из современных художников. Возможно, географическая близость, объясняет влияние, которое художник Дега оказывает на молодого художника Тулуз-Лотрека.

Дега. «Оркестр в Опера»,     Фото. Э. Дега.  Лотрек восхищался работами Дега, в частности его картиной «Оркестр в Опера». Она служила для Анри образцом настолько явным, что заставляет Дега не без раздражения заметить: «он носит мои костюмы, но перекроенные по его меркам».

Мать художника была недовольна, что Анри покинул парижскую квартиру родителей. Она боялась, что её сын пойдет по «кривой дорожке». Отец тоже был не в восторге. Он хотел видеть сына в более приличном районе, например на Елисейских полях.
Вскоре выяснилось, что беспокойство родителей было совершенно оправданным: жизнь сына стала быстро меняться. В письмах, написанных матери весной и летом 1886 года уже встречаются намеки на «пристрастие к бутылке». Случается даже, что он пишет о проведенных им ночах «на мостовой».
В письме, датированном декабрем 1886 года. Анри замечает, что он не хотел бы писать о том, что он рисует, так как это находится «за пределами дозволенного». Доходит даже до того, что он подписывает картины псевдонимом, чтобы не компрометировать свою именитую семью. Один из псевдонимов: «Трекло»!

Карикатуры Тулуз-Лотрека. Под другим псевдонимом «Толо-Сегрор» Лотрек принимает участие в 1886 году в «Салоне нелепого искусства» (явная пародия официального Салона).
Это своеобразный форум, на котором были представлены работы карикатуристов, таких как, Пиль, Шутрак и Каран д'Аш. Художник развлекался здесь, как мог. Среди его работ, например, была милая картинка под названием «Портреты несчастной семьи, зараженной сифилисом». Лотрек никогда не боялся представить и себя в карикатурном виде. Великолепные смелые линии словно предвосхищают пылкое вдохновение Пикассо.

Брюан. Фото. Тематика рисунков и картин Тулуз-Лотрека (городские гуляния, уличные представления, танцевальные развлечения, цирк, кабаре, театр) и смелые образы приводят, в конце концов к полному отделению молодого художника от «своего» круга, а Монмартр становится для него источником неиссякаемого вдохновения.
 В середине 80-х годов жизнь Лотрека становится преимущественно ночной. Он постоянный посетитель кабаре «Мирлитон», владелец которого – его друг, певец и композитор Аристид Брюан (1851-1925). Именно Тулуз-Лотрек обессмертил в своих работах этого человека.
С 1885 года Брюан буквально царил в знаменитом кабаре «Мирлитон» на бульваре Рошешуар, где нового гостя вместо приветствия встречали словами: «О, ля, ля! Ну и рыло, ну и рожа!» Это была непременная грубая шутка, но которую обычно принимали, смеясь.
Брюан принадлежал к числу неоспоримых знаменитостей кафешантана (букв. – кафе с пением), он даже стал прототипом одного из героев Золя. В романе «Париж», под именем Легра, Золя описывает этого певца, вольность языка которого заставляла содрогаться Эдмона де Гонкура.