А. Тулуз-Лотрек-художник жизни парижской богемы ч1

Койфман Валерий
АНРИ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК – ХУДОЖНИК ЖИЗНИ ПАРИЖСКОЙ  БОГЕМЫ (часть 1)
ПО МАТЕРИАЛАМ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Если правда, что там наверху выбирают нашу судьбу и отмеривают всё, через что мы должны пройти здесь, то, вероятно, одна из самых отчаянных мужественных душ воплотилась в своё время в человека по имени Анри - Мари- Раймон де Тулуз-Лотрек.
Глубоко ошибаются те, кто полагает, что достаточно представить себе феерическую атмосферу Монмартра того времени, чтобы понять Лотрека. За нарочито беспечным весельем Монмартра, он, лучше других угадывал горькие слёзы. Он никогда не обманывался и не обольщал себя надеждой. Обиженный судьбой калека, он был истинным аристократом духа, даже самые близкие ему люди не всегда догадывались о его мучительной ране. Анри предельно ясно и трезво осознавал свою участь, но он оказался выше своей драмы, став одним из крупнейших художников – предвестников классического модерна.

Анри был потомком древнего и знатного рода, славного своей доблестью. Его предки возглавляли некогда крестовые походы и вступали в браки с членами королевских семей Англии, Франции и Арагона. Тулуз-Лотреки были людьми неукротимого порыва. Необузданные, своенравные, беспредельно отважные, они всегда славились безумными похождениями и неукротимостью страстей.

Родители Анри – граф Альфонсо де Тулуз-Лотрек-Монфа и графиня Адель, урожденная Тапье де Селейран, были двоюродными братом и сестрой, что было довольно частым явлением в этой среде. Считают, что именно это обстоятельство было причиной болезненности и дальнейших трагических увечий будущего художника.
Кузен и кузина, отец и мать ни в чем не походили друг на друга.

Граф Альфонсо – бывший драгунский офицер, был могучий мужчина, неутомимый охотник и путешественник, страстный любитель женщин, соколов и скачек.
Он вел бурную жизнь аристократа и надеялся, что единственный наследник (второй сын Ришар умер, не дожив до года) пойдет по его стопам.
Граф по своей сущности был, скорее человеком средневековья. У него не было высокой цели в жизни, он полностью шел на поводу у своей прихотей, инстинктов. Как и все его предки, он был весьма самонадеян, в нем не было никаких сдерживающих начал. Он жил на своей особой планете, и его необузданный темперамент толкал его на самые дикие причуды. Он был сумасбродом. Во всяком случае, такого мнения придерживались те, кто знал графа близко.
Он любил в летние дни разгуливать с соколом на руке. Он кормил его кусками сырого мяса. Считая видимо, что его соколы не должны быть безбожниками, он поил их святой водой.

Ему доставляло удовольствие рядиться в различные одежды: то ковбоем, то черкесом, то шотландцем, то напялить на себя кольчугу крестоносца.
Он колесил по всей Франции, посещая своих друзей по полку и приятелей по кутежам, часто забывая, что он женился.
Графиня Адель. Графиня Адель, была скромная, образованная и религиозная женщина. Анри скажет о ней: «Святая женщина, но и она не могла устоять перед красными кавалерийскими штанами кузена». Подросток, рано увлекся рисунком карандашом. Это один из них.      
Родовой замок. ФОТО. Огромный родовой замок Боск в нескольких шагах от собора из красного камня и кирпича был одним из самых старинных в южно-французском городе Альби.
Графиня Адель приехала сюда, чтобы спокойно подготовиться к рождению ребенка. Здесь и «увидел свет» Анри в ночь на 24 ноября 1864 года.
Всё было приготовлено для наследника: колыбель, пеленки - муслин и кружева, кольца из слоновой кости, золота и серебра, роскошное, достойное принца платьице для крестин. Счастливые родственники были уверены, что он будет жить, отрешённый от этого недостойного века,  посвятит себя благородным наукам, будет великолепным наездником, первоклассным охотником, обладателем лучших соколов и гончих собак. Он с честью будет носить своё славное имя, он никогда не посрамит свой древний род...
 «Маленькое Сокровище» Фото. Маленькое Сокровище, как окрестили его в умилении бабушки, входил в жизнь, окружённый любовью. И так было повсюду, где бы он ни появился.
Личная жизнь графини Аделаиды (Адели) к этому времени, по её мнению, была кончена. Она мечтала, о тихом счастье и не могла мириться с многочисленными причудами и изменами пылкого графа Альфонса. Когда маленькому сокровищу исполнилось три с половиной года (авг. 1868 года), произошел разрыв между Альфонсом и женой. Аделаида твердо решила относиться к Альфонсу только как к кузену. У нее ведь остался её малыш.
«Маленькое сокровище» рос как принц из волшебной сказки – капризничал и добивался своего, был весел и открыт – и встречал любовь окружающих.
Он обладал живым и находчивым нравом, озорничал, но ему прощали. Он взрослел и мечтал о жизни, полной необыкновенных подвигов и волшебных приключений. А у него было такое развитое воображение.
Анри шел четырнадцатый год. Он вырос. Казалось, дела его шли неплохо. Он уже давно пристрастился к рисованию, к акварелям. Он сделал уже целую серию акварелей: охотничьи трофеи, зайцы, косули и т.д. Его тетради быстро заполнялись набросками: лошади, коляски, наездники, собаки, птицы, опять лошади, собаки и т.д. Мальчик особенно хорошо умел показать движение. Почти все его рисунки были на редкость выразительны и остроумны. Кроме того, они явно обнаруживали склонность юного художника ко всему необычному, характерному, к индивидуальным особенностям модели.
Скоро лес, считал он, примет его в свои объятия вместе с его лошадьми, с его собаками. Скоро дичь перестанет служить ему только моделью для рисунка и акварели. Необъятная природа ждала своего нового хозяина.

И вдруг.… Это произошло 30 мая 1878 года. Анри находился в Альби у бабушки. Он сидел на низеньком стуле, хотел встать, но сделал это как-то неловко и упал. Его кости не выдержали: «Перелом шейки левого бедра»,- определил врач. Кости не желали срастаться. И вот с тех пор Анри всю жизнь нес свой крест. В силу вступила её величество Карма.
Сам мальчик, казалось, не грустил, не жаловался. Он по-прежнему был весел и беззаботен. Его часто возили на курорты от юга Франции до Англии. Когда Анри стало легче, он ходил смотреть военные маневры, которые проходили в 1879г. в окрестностях Боска.
Юношеские работы.  Здесь он сделал несколько прекрасных этюдов из военной жизни: фельдъегерь, батарея.
 «Артиллерист, седлающий лошадь» (1881 г., Музей Т. Л., Альби)
Артиллерист – одна из самых лучших картин этого периода. Кроме сильного влияния импрессионизма, дает о себе знать и собственный стиль семнадцатилетнего художника. Движения кисти порывисты, палитра – светлая, солнечная. Спонтанность линий придает динамизм лошади, которую седлает артиллерист. Все говорит об исключительной наблюдательности Лотрека. Создается впечатление, что ни одно движение, ни малейшая дрожь мускулов животного не укрылись от его зоркого глаза.               
 «Пренсто в своей мастерской». Все эти годы он учился рисовать. У графа Альфонса был знакомый художник, Рене Пренсто, он был глухо-немой от рождения, однако выучился говорить. Пренсто и стал первым учителем рисования Анри. Но из его новых рисунков, которые день ото дня становились всё лучше, бесповоротно и неумолимо исчезли всадники, рыцари, солдаты и другие приметы доблестной и героической жизни.
Рене Пренсто  писал о своём ученике: «В 14 лет, в 1878 году, он копировал мои этюды и написал мой портрет так, что заставил меня затрепетать».
 «Сокол-сапсан» (1880г., Музей Т.-Л., Альби). Первые вдохновившие Анри  сюжеты отражают увлечения отца. Это собаки, лошади и соколы.
С удивительным мастерством живописца совсем ещё юный Анри наделяет этого сокола надменной жестокостью. Сокол-сапсан, существо почти символическое; граф Альфонс был одним из последних любителей этих птиц.   
А, вообще, животных юноша писал с большой нежностью. Особенно лошадей.
Собаки – тоже любимая тема юного художника.
 «Окно, выходящее в сад замка Селейран» (1880г., Музей Т.-Л., Альби). Хотя Лотрек очень любил природу, он увлекался пейзажем только в ранней юности, позднее пейзаж играл в его работах только второстепенную роль. «Окно, выходящее в сад, в замке Салейран» написано в импрессионистической манере.
Вот картина «Молодой Ружи в Селейране» (1883г., Альби). Это портрет сельского служащего в имении матери на фоне довольно невзрачного пейзажа. «Художник – чистый пейзажист, это дикарь. Пейзаж служит для того, чтобы лучше раскрыть характер персонажа» - писал Анри в письме к Жуаяну.