Гость вымышленного мира

Анастасия Гурина
Меня всегда влекли подобные места. Есть в них какая-то романтика. Пестрота красок, вычурность одежд, вечная суматоха и суета. Да, я о всевозможных базарах, рынках, ярмарках, торговых площадках и всем, что с ними связано. Меня уже долгое   время волнует вопрос – кто эти люди, которые являются главными действующими лицами этой сцены? Почему их прельщает роль покупателей на  арене товарно-денежных отношений? Почему другие выбирают образ продавцов и не расстаются с ним до конца своих дней? Что у них в душе? О Чем они мечтают, идя рано поутру на смену? О чем думают, равнодушным кивком головы заказывая стаканчик черного кофе без молока с двумя ложками сахара, ставший  привычным ритуалом начала каждого дня?

Чего ждут они от будущего, своей жизни в целом, этого мгновения, что первыми лучами рассветнего солнца озаряет каждый их день?
Мне стало интересно, и этим утром, доедая вчерашнюю шаурму на остановке, перепачкавшись соком капусты и моркови по-корейски, перемешанной с майонезом, я поехала в святая святых всей вселенской суеты – главный городской базар, окрещенный местным населением загадочным  словом «Барабашово».

Еще в метро по ядовитым, бросающимся в глаза краскам одежды людей, ехавших со мной, я поняла – пункт назначения близко. И правда, тут ошибиться невозможно: парень в салатовой ветровке и кокетливо выглядывающих из-под протертых джинсов, малиновых кроссовках фирмы, произведенной на свет умелыми корейцами, гордо подняв голову, прошествовал мимо  меня, сбивая с ног необъятных размеров женщину, тянущую за руку девочку лет двенадцати покупать школьную форму подешевле. Она будет таскать бедного ребенка по  рядам с суматошными вьетнамцами, которые будут рассыпаться в похвалах: «Как вам это идет, и, это качественная вещь, мы сами ее шьем». Но нашу старушку так просто не проведешь. Она еще Брежнева застала и светлое будущее, которое им тоже рисовали в ярких красках. Она придирчиво осматривает запуганную девочку и решительно изрекает: «Снимай, Люся, идем дальше», не замечая неодобрительных взглядов, сразу потерявших к ней интерес, торговок.

Базар… Это отдельная жизнь, со своими правилами, приметами и законами. Тут каждого проходящего мимо, оценивают по одежке, а потом уже решают, заговорить с ним, или он не заслуживает внимания. Тут свои ценности, свой ритм жизни, свои, выдержанные временем и прошедшие через испытания экономическим кризисом, проверкой на прочность и оправдавшие доверие, люди. Для кого-то  - семья, для кого – стая волков, которые никогда не примут к себе. Тут все просто и сложно  одновременно. Своя мудрость, свои понятия, свой устав. Школа жизни.

Что я увидела, блуждая по паутине переплетений рядов, пристально останавливая взгляд на каждом, кто попадался мне на пути?
Безразличие, отстраненность, безысходность, пустоту, напускную броскость и наигранность в жестах и улыбках, словно они пытаются повысить собственную значимость. В глазах некоторых читалась откровенная скука, остальные уткнулись в экран телефона, скрючившись на раскладном стульчике, отгородившись от всего мира и давно махнувшие рукой на  торговлю, прибыль и жизнь, которая проносится у них прямо перед глазами, а они ее попросту не замечают, увлеченные пролистыванием ленты в инстаграме. Хоть где-то они получат кусок той жизни, которой у них никогда не будет.
Что ждет их дома? Семьи, избалованные дети, не получившие должного воспитания  - а когда? Мама ведь все время сидит на раскладной табуретке и выбирает новый дизайн маникюра, который закажет своей подруге, работающей в соседнем киоске на следующей неделе. Мужья - неотесанные чурбаны, которые не раз уже пожалели, что послушались друзей и сделали этой безвкусно одетой бабе десять лет назад предложение. Вернуть бы время, да глаза бы мои ее не видели, но ничего, хоть жрать готовит, да к друзьям на выходной отпускает попить пива в кабаке у дома.

А если, волею судьбы сюда попадет парень, который с детства читал книги и классическую музыку предпочитает популярным хитам? Что будет в душе у него, видя каждый день это все? Насколько он ожесточится или сломается, приняв правила игры и изо дня в день прилежно выполняя здесь свою  роль? Будет ли он, вооружившись увиденным, наслушавшись историй людей, его окружавших, пытаться изменить ход событий  или покорится течению обстоятельств, и станет частью системы?

В этом есть свой шарм. Когда слушаешь по громкоговорителю  радио, вещающее то, что ты знаешь уже наизусть. Когда знаешь все песни, играющие здесь изо дня в день, когда понимаешь лексикон и шуточки коллег и чувствуешь себя  своим в этом мире, где не каждый приживется.  Когда у тебя есть права и определенная власть. Когда знаешь, где лучший кофе или корейская лапша, которую любовно приготовит для тебя хозяин лавки, ведь ты ходишь к нему уже который год, и он старается для тебя. Когда ты можешь читать книги, отгородившись от внешнего шума или просто глубоко задуматься, набрасывая в голове сюжет очередной новеллы, а может, обдумываешь, что приготовишь сегодня на ужин? Кто знает..
 
Сценарий, отработанный до мелочей, повороты сюжета, проигранные годами. Партия, которая давно стала привычным ходом жизни. Что еще нужно? Сегодня солнечно, значит, день выдастся не таким паршивым. Наконец потеплело. Моя напарница снова рассталась с очередным «парнем», надо вечером посмотреть, не вышли ли уже новые Мстители и сходить на выходных в кино.

Пестрые краски, не умолкающий гомон людских голосов, солнечные лучи, пробивающиеся  сквозь не заделанную дыру в прилавке, симпатичная девушка, пол часа не решающаяся выбрать аксессуар к своему платью – я не знаю, есть ли это все на самом деле, ведь ни дня не прожила твоей жизнью. Я могу лишь догадываться, выдвигать гипотезы, строить  предположения. Возможно в моих строках ни слова правды – это всего лишь то, что вижу я.

Эти люди, случайно услышанные фразы, брошенные не мне, заинтересованный взгляд, остановившийся на моих пальцах, держащих очки возле рта, запах кофе и неизвестный торопливый говор. Мир – незнакомый и чуждый.  Он никогда не откроется мне и не примет. Я могу лишь быть гостем. Раз в пол года, раз в десять лет или никогда. Я могу лишь гадать, какой он – твой мир, частью которого мне не стать. Ни раз в пол года. Ни раз в десять лет. Никогда.