16. Радио нашего детства

Нина Калашникова
Главная примета того послевоенного времени - в  углу  на стенке чёрная тарелка-радио. Оно было постоянно включено.
Радио - это маленькая жизнь. Я помню, звучало много классической музыки.  Любимые оперные певцы - Лемешев, Козловский! Голос Шаляпина, Галина Вишневская...

Мы их узнавали и, слушая, замирали...
А Русланова, Клавдия Шульженко! И наши любимые Штепсель и Тарапунька, Аркадий Райкин.
Замечательные детские передачи: "Угадайка", "Сказка за сказкой". И каждое утро начиналось с зарядки, которую все слушали и никогда никто не делал.
  А вечером - "Театр у микрофона"
И конечно: "Последние известия". А если звучит голос Левитана - все прислушивались  с тревогой!

Левитан - просто так  не говорил!
 Я хорошо помню  речи Сталина.
Тууут замирали все. Помню его голос, грузинский акцент, медлительную речь, юмор. Конечно, не могу рассказать, что он говорил, но по реакции дедушки бабушки и мамы, по их улыбкам, одобрению, по тому уважению и тишине...нельзя нам, детям, и шевельнуться было! Сталин выступает.

Сохранилась в памяти простоватая, окающая скороговорка  всесоюзного старосты Калинина.
И ещё! Очень хорошо помню: раз в полгода ...по несколько часов передавали о снижении цен на товары народного потребления. Это было скучно. Опять на полдня монотонный голос диктора будет перечислять неинтересные для нас с братом Сашей  вещи... и "Угадайки" не будет!
Эх! Сейчас бы такое услышать хоть  на полчаса!

  Написала, перечитала и задумалась..Как я могу всё это так хорошо помнить? Ведь я была совсем ребёнком 4-5 лет.
Да, ничего бы память не сохранила сама, если бы на это не обращали внимания старшие: дедушка, бабушка, мама.
- Тише, дети. Лемешев поёт, или Вишневская. И мы притихали и внимательно слушали, невольно запоминая  имена.

    А особенно из того времени мне доносится из этой чёрной тарелки несравненный голос главного рассказчика сказок Николая Литвиного. Лучшего я не знаю. Его достопамятное «Здравствуй, дружок! Хочешь, я расскажу тебе сказку? Крибле, крабле бумс". И всё былое вмиг возрождается в душе. 
 
     Мы были домашние дети. В садик нас не водили. Летом весь день на улице, а осень, зима и ранняя весна - долго не погуляешь, то дождь, то мороз, ну   2-3 часа.  Остальное время - дома.

   Цепкая детская память вбирает в себя всё и сохраняет, как бриллианты чистой воды, эти вспышки ярких событий о прошлой, так быстро пролетевшей жизни.

На фото: наша семья.
Мама, дядя Володя, мамин брат.
Саша с бабушкой Марией и я с дедушкой Митей.