Пол Смок Детство

Александр Летута 2
Начальная школа для меня была беспроблемной. Я был хорошо подготовлен и лишь иногда получал нарекания за поведение…. Я рос шустрым малым.


Армейский штык нож –лучшая игрушка

Когда мне было лет пять-шесть, играя за рекой на заброшенной мельнице, я нашел  обломанный штык, времен Гражданской войны.Он долго оставался моей главной игрушкой. Соседские мальчишки пробовали украсть его у меня,купить,обменять,
но я был непреклонен. Штык был моим  оружием.

 Наваха с широким лезвием,стилет с наборной ручкой,складные перочинные ножички разных форм и назначений. В те времена, мы, как и многие наши сверстники ,увлекались  игрой в ножички.Играли в разные игры на основе втыкания в землю или другую какую поверхность. Конечно  мы  и метали ножи,стилеты,заточки,мелкие пики,на спор, обычно на мелкие деньги… У каждого подростка был свой нож. Поэтому я с детства видел разные ножи и уже тогда мог ,,прибамбасить,,,,старой Дороти,, в голову с двадцати футов.Необходимо сказать,что мы, ребята-подростки, ради развлечения, связали из соломы чучело и установили на краю кукурузного поля,где  в то время, собирались. Назвали чучело ,,Дороти,,Детское  увлечение –умение метать ножи ,впоследствии не раз спасало мне жизнь.

Шпала.

 Летним душным вечером компания подростков,после выигранного баскетбольного матча, стоит у дома своего приятеля и обсуждает встречу. Рядом с домом  растет толстый ,в два-три обхвата, мексиканский тополь.Эй,Шпала,а сможешь залезть на тополь.Долговязый парень лет пятнадцати осматривает дерево и говорит:,,Как на него залезешь,снизу сучков нет и не обхватить его ,толстенный такой.Только он произнес эти слова,как из соседнего дома выходит старая дева,мисс Миллер, и выводит на прогулку своего ротвейлера СТИКСА. СТИКС кидается на компашку, мисс Миллер падает, не может удержать поводок....все происходит очень быстро.Шпала в одно мгновение взлетает на тополь, другие ребята  кто куда: один лезет на припаркованный пикап,другой перепрыгивает через  соседский заборчик,третьему повезло меньше. Собак схватил его за штаны, когда он влезал на клен, растущий за канавой. Понятно,что задница его тоже пострадала.Эх…Шпала,Шпала, А говорил,что не залезть на дерево.

…В пятнадцать лет я любил баскетбол  и рок-н -ролл. Но почти все подростки, в то время , любили баскетбол и рок-н –ролл. Лучшие игроки НБА. Они были нашими кумирами…. Пол Аризин,Элджин Бейлор,Сэм Джонс…Так же и музыканты.Мы их боготворили. Элвис Пресли,Чак Берри,Джерри Ли Льюис,Литтл Ричард…Играли в баскетбол,напевая рок-н-ролл. Более того эту привязанность я пронес через всю жизнь,а однажды(много позже) выступал в одном концерте с Чаком Берри,и даже подыгрывал ему на гитаре.

Салун «СТАРАЯ  ДОРОТИ»

Мы, с приятелями - ровесниками часто  собирались на знаменитом перекрестке Восток- Маккеллипс- роуд. Там стояли четыре скамьи,у четырех кипарисов(теперь здесь теннисные корты) Это место мы называли Салун,,СТАРАЯ ДОРОТИ,, С другой стороны автострады простирались кукурузные поля и  чуть дальше,сады апельсиновых деревьев.На этом перекрестке,когда работы по хозяйству закончены, мы собирались вечерами ,играли на гитарах,пели песни,показывали друг другу аккорды,а если не было гитар,просто разговаривали,курили траву,обменивались новостями.Новостей было не очень много ,поэтому кто – нибудь в конце концов начинал «старую песню» про «ЗОЛОТОЙ  РУДНИК   ГОЛЛАНДЦА».  Но лучше всех этой темой владел индеец Джеронимо, не злой,выпивающий индеец апачи,наш приятель. Мы знали его еще с пеленок,он частенько подрабатывал,то  у одного фермера,то у другого.Его знали, ценили мужчины и мальчишки,а  женщины и девчонки побаивались.

ЗОЛОТОЙ  РУДНИК   ГОЛЛАНДЦА.


Рассказ  индейца Джеронимо

 Мой дед рассказал  мне,а сам он  услышал от своего деда.
Аризона  на языке индейцев оодхам  означает маленький родник.С давних пор на этой пустынной земле  жили  индейцы тохоно-оодхам, которых  сейчас некоторые недоноски, называют племя ПАПАГО.

Этот народ построил каналы,наполнил их водой  из ближайших рек ,оросил пустыню. Древние люди стали возделывать поля ,выращивать разные  сельскохозяйственные культуры:маис ,хлопок,табак,бобы…...
До сих пор, мы, современный люди, пользуются этими каналами.Кстати,
в ,,долине Солнца,,на месте крупного поселка индейцев оодхам, построен  и город Финикс. Сегодня оодхам проживают в резервациях,от Тусона  до Ахо,
вдоль мексиканской границы …

 Когда то давно, в эти края пришли европейцы  с ружьями, они вытеснили индейцев в горы. А в местных горах имелось золото.Индейцы знали об этом,более того они охраняли это золото.Бледнолицые  прознали про это и захотели забрать священное золото индейцев себе.Но МАНИТУ не позволил это сделать,он спрятал от глаз злых людей вход в СВЯЩЕННЫЙ  ГРОТ,наполненный золотом. А  духи индейцев оодхам ,до сих пор охраняют этот грот и золото  в нем,от посягательств чужаков.

Горы Суеверия (Superstition Mountain) – это горный массив Аризоны, пребывание индейцев в горах, породило множество легенд, связанных с залежами золота.
(из прессы)


ГОРЫ СУЕВЕРИЯ      Superstition Mountain

Наслушавшись историй о золотоискателях,мы решили сами отыскать рудник Голландца.Я предложил  партнерство Роберту(Бобу) Арчеру,своему лучшему другу,потом поразмыслив, мы  пригласили с собой  Питера Гриффина. Его долго уговаривать не пришлось…

Наш одногодок,Питер Гриффин,рыхлый,пухлый паренек - племянник хозяина «bar the South-East »,клялся,что он точно знает вход в ЗОЛОТОЙ  ГРОТ,будто бы у него есть копия старой карты  семьи Перальто. Все это смахивало  на правду.К тому же его дед, когда то трудился на золото-добывающую компанию, в заброшенном городке ГОЛДФИЛД. Питер больше нас с Бобом,знал о золоте.Помогая взрослым в баре, Питер часто слышал  разговоры пьяных посетителей о  проклятом  руднике Голландца, в горах Суеверия.


Летом ,подростки нашего городка,довольно часто отправлялись на рыбалку дня на два-три.Этим мы и воспользовались.Дома сказали,что едем на рыбалку в район дамбы,,ТЕОДОР РУЗВЕЛЬТ,,на реке Солт. На наш взгляд,мы неплохо подготовились к походу.Воды набрали целую флягу на 10 галлонов,взяли:палатку, старые ковбойские пончо,сапоги,веревку,фонарь,свечи,компас,чайник,сковороду...еды почти на неделю. Гриффин из дядиного бара,спер ящик пива.Из оружия взяли: старый дробовик, с двумя десятками патронов, мачете и армейский нож,доставшийся  мне от отца.

Гриффин договорился с Джоном, своим приятелем ,парнем лет 20,что тот отвезет нас в горы и через три дня вернется за нами. И главное……Чтобы держал язык за зубами. На наши общие деньги  Джон  заправил  полный бак своего  старенького ,,ФОРДА,,  и рано утром мы вчетвером: Джон, я, Боб Арчер  и  Питер Гриффин отправились в поход.У нас было две карты: одна перерисованная на кальку -карта гор Суеверия ,которую я сделал  в городской  библиотеке, вторая-копия старой карты,
предположительно семьи Перальта, золотодобытчиков, живших в этих краях лет сто пятьдесят назад.

Поход

Питер Гриффин и Боб Арчер предлагали пройти Старый  Западный Каньон,но я забраковал этот вариант,сказав,что там скауты все давным давно  проверили.Это была правда,потому что этот маршрут вытоптан ногами искателей золота.Все идут именно по западному маршруту.Я предложил искать ,,по взрослому,, в самом сердце гор Суеверия.Легендарное  шоссе №88,  река Солт , дамба Теодор Рузвельт, далее по трассе №188, до перекрестка дорог №188  и №288...  АПАЧИ ТРЕЙЛ.  Перекресток дорог №188 ….№288….и несколько южнее …дорога №242. Мы свернули на грунтовку. Дорога зигзагами,то  поднимается в гору,то опускается на дно ущелья. Жара.Пыль.
Водитель Джон,искоса поглядывает на меня.У нас был уговор: ехать до тех пор пока есть дорога.Людей,на всем пути следования,мы  так и не встретили. Солнце двигалось к закату,пора было задуматься о ночлеге и мы, спустившись в очередное ущелье, увидели заброшенное ранчо. Дорога  здесь   и  заканчивалась. Быстро выгрузив снаряжение,мы  распрощались с Джоном, и он выкурив с нами самокрутку,умчался, обещая приехать через три дня…

Останки старого дома, находились в центре выжженной  солнцем поляны.Поодаль, угадывались разрушенные временем сараи,поилки,загоны для скота….Место всем понравилось и мы решили организовать здесь свой лагерь.Недалеко от развалин, в тени старого, корявого дерева,в тридцати футах от ручья,мы установили свою палатку.Повсюду встречались следы пребывания людей: то ржавые консервные банки,то стрелянные гильзы,то старые брошенные предметы сельхоз. назначения.Боб нашел ржавую лопату с поломанным черенком.Лучшего места для стоянки и не придумать…и не мы одни приметили это место для стоянки. Обустраивая лагерь,мы обнаружили старое кострище, а Боб потом еще долго ковырялся в золе….и кое что нашел.У нас было приподнятое настроение,то-ли от выкуренной мари-хуанны,то-ли от предвкушения чего то замечательного,что обязательно должно с нами случиться. В этот вечер,за разговорами о руднике Голландца, мы выпили все пиво и легли спать уже под утро. По предложению  Боб Арчера мы  стали назвать это заброшенное  ранчо
 ,,ПРИЮТ ЗОЛОТОИСКАТЕЛЕЙ,,


ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Солнце поднялось уже высоко,когда мы вышли из своего лагеря и пошли   по ущелью на  Юго-Запад. Я планировал наше движение и отмечал на своей карте.
Согласно карте Гриффина, на которой был обозначен и Север  и Юг,ущелье разделялось на два рукава и  в конце ущелья,на правой стороне горы должна быть пещера.В ней золото индейцев.Только ,где то ущелье,где та гора,где нужная нам пещера?


Редкие клочки  жесткой травы,замысловатые столбы  выветренного песчаника,
мелкие камни,желтая и красная глина, пыль….Тропа извиваясь, то пропадает,то появляется вновь.Сколько  прошло этими тропами искателей золота, авантюристов и просто любителей приключений? Множество ,но кроме старика Вальса, никому не удалось схватить удачу за хвост. Многие здесь и полегли.
Все время приходится глядеть под ноги,чтобы не наступить на змею или какое другое опасное пресмыкающееся: скорпиона,фалангу или ядозуба.Высоко в небе видна пара
грифов,кактусы в человеческий рост с иголками в 5 дюймов .Жара.Хочется пить.

Мы идем по пересохшему руслу ручья.Здесь растут низкорослые деревья и колючие кустарники,небольшая, но все же тень.Местами русло превращается в  среднего размера  каньон. В каньоне  прохладней и одновременно страшней.  Здесь то и дело встречаются  гремучники  и другие,более мелкие змеи. Вот он - зеленый гремучник. Взмах мачете и змея без головы извивается  окропляя кровью  желтую глину.В ту пору мы были беспощадны к змеям.Помню,как тащил один  хвост  из норы, но так и не смог вытащить.Змея была толще моей руки….

Невысокие кустарники,колючая трава ,,испанский кинжал,, уродливые столбы поврежденных  кактусов…валяются  редкие, выбеленные кости животных .ЖАРА.В конце  нашего ущелья мы не обнаружили никакой пещеры  и поднявшись на вершину хребта увидели бесконечные пестрые горы и скалы, причудливой формы.Ветер трепетал волосы и мы ,не смотря на усталость, задыхались от восторга….

Затем спустились в небольшой,но глубокий каньон ,сплошь покрытый растительностью. В этом каньоне было множество скорпионов и змей,его мы так и назвали,,Змеиный каньон,,.  В нем обнаружили два захоронения в виде груды камней, одно в десяти футах от другого. По ходу движения,Питер постоянно поднимал камни,рассматривал их и тыкал нам с Бобом под нос.Вот смотрите.Серый камень с вкраплением желтого цвета
 это оксид железа, - говорит Гриффин, и мы смотрим на него с воодушевлением.

В горах темнеет быстро.Только село солнце, сразу стало прохладно,а воздух наполнился различными  звуками.Я быстро нанес на карту место нашего пребывания и мы поспешили назад, в свой лагерь.

Ночью мы  долго жгли костер. Ночь была полна звуков и чтобы скоротать время мы рассказывали  старые байки о руднике Голландца ,его напарнике,а так же о прекрасной Джулии Томас ,которая осталась живой после посещения гор Суеверия,но сошла с ума.Что поделаешь,тот кто ищет золото, рискует не вернуться из  этих проклятых гор.


ДЕНЬ ВТОРОЙ

Проснулся я рано и сразу разбудил приятелей.Умывшись холодной водой горного ручья и наспех позавтракав,мы проторенным путем отправились на поиски рудника Голландца.Вокруг нас змеились сотни тропинок,протоптанных,то ли людьми,то ли животными.Мы зорко всматривались в расщелины,углубления,обследовали  все норы, хоть мало - мальски похожие на пещеру.На пути нам иногда попадались открытые лужайки и песчаные дюны.По пескубегали быстрые ящерицы.Питер с Бобом пытались поймать,когда мы пару раз  отдыхали в таких местах.На очередной скале ,в трех  футах от земли, Боб обнаружил наскальные рисунки древних людей. ПЕТРОГЛИФЫ. Я много раз слышал  о таких наскальных рисунках,но сам ни разу  не видел.Рисунки плохо просматривались и Боб вдруг пописал на скалу. Петроглифы проявились и мы увидели художества древних людей:различные фигуры; круги,елочки,линии и животные;черепахи,олени,бизоны,человечки,причем явно (мужчины) и что то похожее на солнце и планеты.Я отметил на ,,своей,, карте местоположение петроглифов  и зарисовал некоторые рисунки.

Сегодня, на протяжении всего пути от нашего лагеря, меня не покидало ощущение,что за нами наблюдают. Я несколько раз внезапно оборачивался,осматриваясь  по сторонам, но никого не заметил.Поднявшись на вершину очередного хребта,мы вновь спустились в ущелье и стали по нему подниматься вверх. В конце ущелья белела каменная осыпь, а над ней,на приличной высоте, отчетливо виднелся вход в пещеру.Мы ускорили шаг,но все равно,прошло не менее получаса, прежде чем мы подошли к входу .Вход напоминал большую нору и  был в футах сорока над землей. Перед нами  почти отвесная скала и подобраться  к пещере  снизу нет никакой  возможности. Над пещерой возвышается скальный карниз.   Я предложил забраться на карниз  и оттуда, по веревке спуститься к пещере.Так и сделали.Завязав веревку вокруг гладкого валуна, Боб и Питер спустились  футов на двадцать и остановились на небольшой площадке у входа в пещеру.Ребята тщательно осмотрели вход и не заметив ничего подозрительного полезли внутрь.Питер Гриффин вызвался первым обследовать пещеру.К его голове Боб привязал фонарик,а к ноге веревку и Пит, встав на четвереньки, с вытянутым вперед мачете полез в нору.Боб Арчер  следом.

Я сидел на камне у края обрыва,курил сигарету одну за другой и ждал вестей от ребят.Наконец мне это надоело и я потянул веревку на себя в надежде  выяснить,  как у них дела.К моему удивлению веревка легко  поддалась и я её вытянул. Конец веревки был явно перерезан.Меня это сильно озадачило.Я долго и безуспешно пытался докричаться до товарищей,но в конце концов решил тоже спуститься к пещере. Перед входом в пещеру никого не было ,но лежал конец перерезанной веревки.Другой конец был внутри норы и был привязан за ногу Гриффина.Почти в панике,схватив за веревку, я нырнул в темноту.Работая локтями я довольно быстро передвигался в узком лазе и вдруг наткнулся на сапоги Боба.Пещера стала совсем узкой и проползти рядом не было никакой возможности.Я потянул Боба за сапог,но он дрыкнул ногой,
попал мне по голове и я перестал тянуть.Потом ноги  исчезли и я двинулся  следом за ними.Когда я выбрался,то увидел небольшой грот,примерно двадцать на двадцать футов.Слои серого камня покрывали  его стены,а пол был покрыт мелкими камешками и  песком.Множество нор испещрили стены грота.Дневного света не было видно,но дышалось легко.Парни сидели на камнях, молчаливые и мрачные.Они зажгли свечку и их огромные тени колебались на стенах.

,,Зачем ты меня за ногу потянул?Я так  испугался,что чуть в штаны не наложил,,:-набросился на меня Боб.
Пол:……………. ,,Я стал волноваться, почему вы так долго не отвечаете,,.
,,Я кого то видел:  ,,-сказал Гриффин , лицо его было бледным и испуганным.
Боб:…………… -,,Кого ты видел?,,
Гриффин: ……- ,,Не знаю….,,Оно было большое, шерстяное  или с перьями, проскочило перед моим носом, сбило с головы фонарь и скрылось в темноте,,.
...а еще я  слышал звуки,пугающие звуки, будто мертвецы переговариваются.
Боб встал и начал шарить руками по песку в надежде отыскать  фонарь,но поднял иголку дикобраза. Дикобраз это был .Фонарь нашли.У него было разбито стекло и лампочка, и конечно же он не светил.Золота в пещере  не было,зато были следы пребывания людей : несколько старых гильз и поломанное лезвие  от ножа .

И вдруг откуда то сверху, раздался гул,  посыпались пыль,камни.
Мы отскочили в стороны и  прижались к стенам.На том месте ,где мы только
что сидели,образовалась большая осыпь,которая засыпала большую часть пещеры.Поднялась пыль. Закрыв глаза и рот,заткнув нос и уши мы прижались к стенам пещеры,пережидая пыльную атаку. Когда пыль осела мы еще долго отряхивались,  кашляли и плевались.

Через дыру в потолке пещеры мы увидели свет, дышать стало легче.
Небольшое отверстие выходило наружу,но в него нельзя было протиснуться,не говоря о том,чтобы через него выбраться.Получалось,что просто осыпалась земля. Нужно было выбираться,вдруг земля опять осыпется и тогда нам конец. Еще некоторое время мы искали золото,но  золота в пещере не было. Мы обследовали каждый дюйм поверхности и нашли только ржавые прожилки меж камней.

Наш лаз,через который мы сюда попали, частью осыпался и его пришлось разгребать руками и мачете.Выбравшись наружу  мы еще долго  прищуривались от яркого солнца и здесь я заметил,что веревки с помощью которой мы должны были подняться наверх просто нет.
Я так и сказал:,,Веревки нет.,,
Гриффин:…………….. - Как нет, как же ты сюда спустился?
Пол: ………………..- По веревке…а теперь ее нет.
Боб: ………………..- Гриффин, где твоя веревка?
Гриффин: ………… -  Я там ее оставил.
Боб:………. – Надо принести
Гриффин:……………  - Я не пойду,я боюсь

Пришлось  идти мне, а вернее сказать,ползти  назад в пещеру ,за веревкой.
Должен сказать,что когда я вернулся в пещеру за веревкой,еще стоя на четвереньках,  с ужасом понял……..что кто то смотрит на меня . Я встал и осмотрелся.Никого не было,но интуиция,или какое другое чувство подсказывали,
что рядом кто то есть.Я это чувствовал кожей.Во рту пересохло.Волоски на руках моих встали дыбом и я испытал леденящий ужас. С трудом выдернув веревку из
под кучи щебня,я задом наперед,вытянув перед собой нож пополз назад,на свет Божий.В последний момент,в полумраке пещеры мне почудилось раскрашенное  красными и черными линиями ,с боевыми перьями в волосах,лицо краснокожего старика…
Ребятам я об этом не сказал.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу за други своя».
Библия

Я пускался первым…. Просто пошел по стене,держась руками за веревку,
пропустив ее меж ногами и через плечо.Потом,много позже ,я узнал ,что такой метод спуска называется методом Дюльфера, в честь немецкого альпиниста.
Ниже скала уходила  в ,,минус,,и мне пришлось повиснуть в воздухе.
Веревки до земли не хватало . Не хватало прилично, футов двадцать, внизу осыпь
и мелкие обломки скальной породы.

Было понятно,что прыгать высоко и поэтому я стал раскачиваться на веревке,чтобы подлететь к скале. Это удалось лишь с третьей попытки. Я схватился за уступ,
задержался,увидел расщелину в скале , вставил туда свой нож и замер.Теперь нужно  осмотреться… Скала ,на которой я стоял, была неоднородна. Гладкая, как стекло поверхность,чередовалась с уступами,выемками и трещинами. Осторожно переставляя ноги и цепляясь руками, я   не быстро,но благополучно, спустился  к подножию скалы.Вторым спускался  Боб Арчер. Он быстро,словно циркач, прошел весь ,,мой маршрут,, и минут через десять стоял возле меня.Гриффин долго не мог решиться на спуск. Мы всячески подбадривали его и наконец он  решился. По его бледному,сосредоточенному  лицу было видно, как трудно ему дается каждое движение.Наконец он повис,схватившись за самый край веревки.

Давай Пит,раскачивайся.Но у  него плохо получалось.Мне пришлось снова залезть на скалу.Я  встал на маленький уступ , держась за рукоятку ножа в расщелине одной рукой,  попытался свободной рукой дотянуться  до Питера или до веревки.  Раскачиваясь,  он довольно близко подлетал ко мне ,но схватиться за мою руку все равно не мог. В конце концов  Гриффин отпустил веревку и полетел вниз. Он неудачно приземлился, вскрикнул, и уже не мог встать на ноги. Пит попал одной ногой на камень и поломал её ,в районе лодыжки.Нога сразу вспухла.Соорудив из
очищенных от листвы  веток  нечто вроде лангета и разорвав мою старенькую рубашку, мы перевязали Питеру ногу. Я остался в старой кожаной  жилетке.

Обратный путь

Питер Гриффин,с поломанной ногой, сидел на моей спине и изредка стонал. Мы,   с Бобом,несли его по переменки . Было тяжко и жарко . Пот застилал глаза, приходилось  часто останавливаться,преодолевая сухие водотоки ,овраги и рытвины…Вода,которую мы с собой брали закончилась, а нам  (по моим подсчетам) нужно было преодолеть еще  не один хребет.В конце пути Гриффин потерял сознание и мы с Бобом  переживали, чтобы он не умер.

Только к вечеру, с большим трудом, мы добрались до нашей стоянки, на заброшенном ранчо. Питер очнулся сразу же,как только Боб брызнул на него холодной водой из ручья.Очнулся и застонал. Нога его еще больше опухла и внушала опасения.Пока Боб разводил костер и готовил ужин,я аккуратно обмыл ноги Питеру,переделал лангет и наложил мокрую повязку. К ночи опухоль уменьшилась. Завтра за нами должен приехать Джон- друг Питера .А самого Гриффина нужно побыстрей доставить домой,а затем в больницу.

Ночью я спал неспокойно, долго ворочался, потом встал ,сходил ,,до ветру,, посмотрел на спящих Боба и Гриффина и опять лег спать. Гриффин постанывал….

День третий

Рассвет

Мне всегда нравилось смотреть на рассвет.Я любил сидеть на крыльце нашего дома,когда первые лучи солнца озаряли сначала крышу,затем окна и наконец меня, сидящего на крыльце,зевающего,ежившегося от утренней прохлады и грызущего яблоко.

Рано утром ,когда солнце еще не проникло в лощину меж горами,я вылез из палатки и стал разводить костер. Как только появился первый дымок, я взял чайник и пошел  к ручью набирать воду для кофе. В чайнике что то громыхало.Я перевернул его и на землю выпали три желтых камешка.Это было ЗОЛОТО.

Я был уверен,что никто из нас не мог положить золото в чайник,мы его просто не нашли.Однако у меня  в руке сейчас лежали и желтели три небольших самородка.Я плохо разбираюсь в горном деле, но даже мне было понятно,что это коренное золото,не мытое. А это многое значило…Мы бросили жребий и каждый получил по небольшому куску самородного золота,размером с ноготь на  среднем пальце руки.

Все закончилось,как мы и предполагали. Приехал Джон и отвез нас домой. Гриффина сразу же доставили в ,,Госпиталь Евангелистов,,Мы не афишировали наши приключения,но все равно поползли слухи,что подростки из Месы ходили в Горы Суеверий и главное,вернулись оттуда живыми.

Туар-тумс    маленькие люди            

О наших приключениях я рассказал  только индейцу Джеранимо. Он долго молчал, выслушав меня,а потом сказал: ,,Вам помогли  духи предков и повелели маленьким людям, живущим в пещерах гор Суеверия,откупиться от вас.Это они подложили вам три золотых слитка…Туар-тумс.

Если верить легендам самих индейцев, то в горах, там где пребывают залежи золота, есть вход в загробный мир, где обитают умершие предки апачей. И этот вход всегда должен быть под охраной племени.
 Из разговоров

Горы Суеверий для местных индейцев являются самым почитаемым местом, местом святым. Возможно это является причиной высокой смертности среди путешественников, отправляющихся туда.
Из прессы


P.S. Роберт Арчер. Мой детский приятель утонул, при   загадочных обстоятельствах, в следующем году,в реке Солт,на глубине не более пяти футов


продолжение следует...