От тверди земной к водам морским

Георгий Гудим-Левкович
Спуск «Святого Петра» на воду - июль 2015 года.

28 июля. Для обеспечения надежного движения корабля и ускорения спусковых работ в гавани Благополучия был установлен понтон с «мертвым» якорем. За него был заведен стальной трос, связанный с лебедкой спускового устройства. Таким образом, корабль, расположенный на наклонных салазках двигался в воду не только под действием собственной массы, но и с помощью тягового усилия. Однако этого оказалась недостаточно. Утром 28 июля едва коснувшись воды «Святой Петр» замер. Как выяснилось позже, форштевень уперся в поперечную балку спускового устройства, и при низком уровне воды корабль просто не мог всплыть, чтобы преодолеть преграду. Было решено подвести с обоих бортов понтоны, для того, чтобы приподнять судно из воды. В полдень по благословлению архимандрита Порфирия духовник обители игумен Герман совершает молебен на доброе дело. С молитвой строители продолжают свою многотрудную работу.

29 июля. В работах участвуют почти два десятка человек. На помощь строителям и членам Товарищества Северного мореходства пришли все капитаны Сельдяного мыса – владельцы яхт и судов здесь базирующихся. Предыдущее полнолуние, а, следовательно, максимальный подъем воды в море пришелся на 22 июля. После этого с каждым днем приливы становятся меньше. Поэтому к 17 часам было принято решение – ждать каждого максимального подъема воды в ночь с 29 на 30 июля и продолжить спуск. Помимо заведенного за «мертвый» якорь троса, посредством которого с помощью лебедки корабль стягивали в воду, в кормовой транец были уперты сосновые брусья, которые двигали ручными домкратами, сталкивая яхту в море.

30 июля. Максимальный прилив с нуля часов до часу тридцати ночи был использован «по полной». На Сельдяном мысу собралось множество людей, никто не хотел оставаться равнодушным к происходящему. Вскоре им тоже нашлась работа. Было принято решение раскачать понтоны, чтобы облегчить движение яхты в воду. На левом понтоне собралось несколько десятков людей. По команде: «три-четыре» они стали приседать и подниматься. Одновременно ручной лебедкой выбирался трос, а домкратами через бревна, упертые в корму, корабль сталкивали в воду. При свете луны «Святой Петр» медленно и весьма неохотно двинулся в родную стихию. Это стало большим успехом, поскольку к утру один из понтонов следовало вернуть владельцам и спусковые работы могли затянуться на неопределенный срок. Но этого не случилось – основные препятствия в ходе непрерывной работы ночью были преодолены.

Александр Лапенко, руководитель строительства яхты-реплики «Святой Петр»:

- Все эти два дня, что бы спускали корабль на воду, у нас ходила такая фраза: «Не для того мы строили его 10 лет, чтобы спустить с одного толчка». Конечно, хочется до конца излить ту радость, которую испытываешь, но сейчас я себя ощущаю сгустком эмоций в теле которое очень хочет спать. Если представить какие самые яркие и запоминающиеся впечатления от жизни останутся в старости, то все что связано с кораблем и его спуском у меня ассоциируются с понятием «соборность». Когда мы спускали корабль, и я вижу, что на берегу собралось множество людей, не только лицезреющих, но и участвующих в этом как оказалось не простом деле. Все капитаны Сельдяного мыса, все соседи приходили, приезжали, помогали советами, материалами и своим трудом. Василий Дмитриев – капитан яхты «Моряна» до последней минуты его толкал, тянул, вложив всю свою богатырскую силу. Конечно, спуск показал наши ошибки и просчеты, и некоторую нашу самонадеянность – мол сойдет и так. Но он показал, что собравшись вместе, соборно можно сделать очень радостное событие. И для всех нас именно это, наверное, гораздо более важно, чем сам материальный факт – спуск корабля. То, что мы собрались, вместе работали, хотя и ругались временами, но остались верны делу и цели. И когда он сошел на воду, всех захлестнули радостные эмоции. Это дорогого стоит и останется в памяти на всю жизнь.

В 9 часов утра в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря наместник обители архимандрит Порфирий совершил чин освящения корабельных флагов и судового иконостаса. Полотнища флагов держат в руках строители «Святого Петра» и члены Товарищества Северного мореходства, иконостас установлен на аналой в центре собора. Краткое моливословие «...да явится рабом Твоим знамение веселия и крепости, знамение победы и сердечныя крепости и мужества...» и архимандрит Порфирий кропит их святой водой. 320 лет тому назад 6 августа 1693 года, во время плавания Петра I в Белом море, на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» впервые был поднят «флаг царя Московского», состоящий из трёх горизонтальных равновеликих полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Таким образом, Архангельск стал родиной российского триколора. Оригинал этого старейшего из сохранившихся российских флагов находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. Необычные размеры этого флага (4,6 метра в ширину и только 4,3 метра в длину) послужили основанием для гипотезы, согласно которой Пётр I в 1693 году сделал флаг для своей яхты из уцелевшего крестового флага, изготовленного в 1667-68 гг. для корабля «Орёл», вырезав подходящий по размеру кусок: флаг «Орла» был слишком велик для яхты. Новые флаги для строящегося на Соловках «Святого Петра» были изготовлены как уменьшенная копия царского штандарта Петра I. Также для яхты был написан корабельный иконостас с иконами Спасителя, Богоматери, апостола Петра, святителя Николая Чудотворца, преподобных Зосимы, Савватия и Германа и святого Иринарха Соловецких. После их освящения строители вновь отправились на Сельдяной мыс, чтобы приступить к завершающему этапу спуска корабля.

И вот в полдень, 30 июля в полную воду торжественный момент настал. На Сельдяном мысу и на противоположном берегу бухты Благополучия у Царской пристани собрались сотни людей. С кормы яхты к берегу был подан канат, удерживающий «Святого Петра» на стапеле. На корабле Ярослав Левкин запускает двигатель, Александр Трофимов и Дмитрий Лебедев встают к румпелю, на берегу Алексей Лаушкин выбирает цепь на ручной лебедке, Василий Дмитриев делает последние обороты ручки домкрата. Канат, связывающий яхту с берегом, натягивается как струна. Когда-то Петр I сам выбивал клинья из-под спусковых салазок, спуская на воду в Архангельске свои первые корабли. Честь перерубить канат и отпустить «Святого Петра» в первое плавание по праву достается Александру Лапенко, 8 лет возглавлявшему строительство яхты. Последние усилия лебедки и последние сомнения в успешности дела рассеиваются: освободившись от кильблоков спускового устройства, корабль выходит на водный простор гавани Благополучия под крики «Ура!» и аплодисменты собравшихся соловчан и гостей островов. Затем «Святой Петр» своим ходом под совершает свой первый морской поход – от Сельдяного мыса до Царской пристани между часовнями святого Александра и Святого Петра. Именно сюда в 1694 году с царем Петром приставала историческая яхта-прототип.

В 15 часов в часовне преподобного Иринарха Соловецкого был отслужен молебен в память о святом – покровителе Товарищества Северного мореходства. Архимандрит Порфирий напомнил собравшимся, что о жизни преподобного сохранилось мало сведений. Потому что это была исключительно «жизнь во Христе». «Подвижник житием весьма кроткий и смиренный» - таким был преподобный игумен Иринарх. Будучи сам примером подвижничества, он ревновал о поддержании в подчиненных ему иноках духа истинного монашества. Не раз преподобный Иринарх являлся и рыбакам на Белом море, спасая их суда от потопления. Поморы его почитали и обращались к нему с молитвами в непостыдной надежде на его помощь. Именно в день памяти святого Иринарха открылся Соловецкий морской музей, и он является небесным покровителем Товарищества Северного мореходства.

Архимандрит Порфирий, наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря:

- Для нас важна и очень ощутима деятельность Товарищества Северного мореходства и Соловецкого морского музея. И прежде всего сам строй отношения к труду участников этого проекта. Это очень глубокая, по-настоящему культурная, духовная и церковная инициатива. Замысел был во многом уникальный и реализовывался с большим трудом: начиная с того, что не было ни одного профессионального судостроителя среди участников. Но то, что он завершен – это огромная победа, с которой я искренне поздравляю всех причастных, к этому многотрудному деланию. Оно имеет большое патриотическое, воспитательное и духовное значения для возрождения Соловков.

Затем состоялось самое важное событие подводящее итог наполненных трудами двух дней спуска корабля и 10 лет его строительства – яхта «Святой Петр» была освящена. Чин освящения вновь построенных кораблей был введен при Петре I и стал обязательным в российском императорском флоте. «Святой Петр» вставший к Царской пристани гавани Благополучия освятил наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий. Как и 320 лет тому назад прозвучали слова молитвы, знаменующей содействие благодати Духа Святого в плавания вновь построенному кораблю и его экипажу: «Господи Боже отец наших, заповедавый Ною, рабу Твоему, устроити кивот ко спасению мира от многих древес, благоволивый ему едино древо быти и сочинитися: Сам убо, Владыко всех, благоволивый бездушными древесы правити и крепкою Твоею рукою род человеческий спасаяй, Сам и ныне, Владыко, и сей корабль соблюди и даждь ему ангела блага, мирна, хотящыя плыти в нем сохрани, даждь им во своя отъитй здравым, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии; силою Честнаго и Животворящаго Креста; Честных, Небесных, умных Сил Безплотных; святаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна; святых славных и всехвальных апостол, святаго Петра, преподобного Иринарха Соловецкого и всех святых Твоих. Яко Ты еси окормляяй и освящаяй всяческая, Боже наш, и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». По окончании молитвы отец Порфирий окропил корабль святой водой, после чего на кормовом флагштоке был развернут «штандарт царя Московского» - триколор с двуглавым орлом.

«Святой Петр» стал готовиться к новым плаваниям. Еще предстоит установка мачты, и ходовые испытания под парусами и двигателем, много работ по внутренней отделке и оборудованию. Но экипаж яхты уже практически сформирован. Все его члены прошли курсы и практику хождения под парусом, сдали специальные экзамены. Когда-то яхта «Святой Петр» сыграла свою важную роль в истории государства Российского – государства, в котором мы родились, историей которого наполнены наши души. Что главное у человека? Душа, наверное. Новый «Святой Петр» предназначен, в первую очередь для продолжения экспедиций по Белому морю и за его пределами. В планах – походы на острова Колгуев, Вайгач, на архипелаг Шпицберген, а в перспективе – морское путешествие вокруг Европы. Коммерческое использование парусника не планируется - чистота идеи для его создателей превыше всего.