Потомству в пример

Георгий Гудим-Левкович
Проект по созданию уменьшенной реплики (3/4 оригинала) «Святого Петра» имел, прежде всего, просветительские цели. Год от года посетители живого музея могли наблюдать, как растет набор корабля, как он обрастает обшивкой, как яхта наполняется оборудованием и получает резное убранство. Все работы велись фактически в центре основной экспозиции и строящийся «Святой Петр» был ее органической частью.

2003 год. Первоначальный технический проект яхты «Святой Петр» был выполнен на верфи «Варяг» в Петрозаводске. Там же были заказаны элементы набора корабля - киль, штевни, шпангоуты, бимсы. Начался монтаж набора – установка шпангоутов, форштевня и ахтерштевня. Все детали набора имеют сложную криволинейную форму. В старину для этого использовали естественные изгибы дерева или собирали их из нескольких фрагментов. При строительстве яхты-реплики для изготовления деталей набора применена современная технология ламинирования дерева, позволяющая повысить прочность корпуса корабля. Доски необходимой ширины размягчались в паровой камере, затем с помощью лекал им придавалась нужная форма. Затем высушенные доски склеивались для получения бруса нужной толщины.

2004 год. Был завершен монтаж набора яхты. Строить парусник начинал мастер из Санкт-Петербурга Дмитрий Головачев с небольшой бригадой. Во времена СССР работал на Ленинградской Экспериментальной Судоверфи. Построил собственную яхту. Технологию изготовления диагонально-реечных корпусов применил при строительстве «Святого Петра». Летом 2004 года мастер умер. Работы приостановились.

2005 год. Верфь получила новое оснащение, оборудование и набор инструментов для продолжения работ на корпусе корабля. Руководителем строительства стал 30-летний Александр Лапенко из Великого Новгорода. Профессиональным судостроением занялся в 2003 году. Чтобы освоить это редкое в наше время ремесло, работал в Архангельске, в парусном центре «Норд», и в Санкт-Петербурге.

2006 год. Началась укладка первого слоя бортовой обшивки из сибирской лиственницы. Эта работа потребовала от создателей корабля большого мастерства. Им овладевали непосредственно в ходе постройки. Детали обшивки должны были точно сложную форму набора, будучи при этом водонепроницаемыми, выдерживать большие механические нагрузки в море, особенно во время шторма.

2007 год. Проект был откорректирован, в наборе корабля были установлены дополнительные шпангоуты. Продолжались работы на первом слое обшивки, толщина которого составила 18 мм. Деревянные рейки – основные элементы обшивки для плотного прилегания к шпангоутам сложной формы размягчались паром. С мая 2007 года основным мастером по кропотливой и многотрудной работе по обшивке стал Николай Савельев.

Александр Лапенко, руководитель строительства яхты-реплики «Святой Петр»:

- В 2003 году я впервые попал на Соловки. Природа острова и морской простор не оставили равнодушным мое сердце. Через год я снова приехал сюда и познакомился с Товариществом Северного мореходства. Я поверил в то, что каждый человек имеет право найти свое любимое дело и получать радость от труда. Найти тот труд, от которого поет душа. Так получилось, что первого строителя яхты – Дмитрия Головачева, я застал ровно на один день. Утром мы приехали, а вечером на моих глазах у него случился инсульт. И больше мам общаться не довелось. Один из его первых вопросов был – умею ли я работать на ленточной пиле. Ее только что купили. Я работать не умел, и он сказал – ладно, как-нибудь освоим. Дмитрий Головачев дал мне идею как проходить начальные этапы обшивки корпуса – первый слой можно обшить даже со щелями, а второй и третий уже на чистовую. Первый слой действительно шел кривовато. Слава Богу, появился Николай Николаевич Савельев, с его педантичностью, четкостью в работе. Он все выправил, и сделал важную поправку в нашем движении по строительству корабля: его умение частично передалось и нам, хотя до его совершенства нам еще далеко. Конечно, профессионалами нас назвать нельзя, судостроителей среди нас нет. Но отсутствие профессионализма мы компенсировали тем, что у нас было огромное желание сделать все хорошо. И огромная любовь к этому деревянному существу и преданность делу. И конечно огромное влияние оказало все, что происходило вокруг: влияние Товарищества Северного мореходства, помощь его друзей, морского музея.

2008 год. Начались работы по укладке второго слоя обшивки из ангарской сосны толщиной 12 мм. Рейки обшивки скреплялись между собой клеем на основе эпоксидной смолы. Были установлены бимсы – горизонтальные балки, являющиеся основанием палубного набора, обеспечивающие скрепление верхних ветвей шпангоутов и общую прочность корпуса корабля.

2009 год. Была завершена укладка третьего слоя обшивки, также как и второго – из ангарской сосны толщиной 12 мм. Три слоя реек были притянуты и закреплены к шпангоутам на стальных саморезах. Клееный многослойный борт обеспечил высокую герметичность корпуса корабля, который загрунтовали под покраску. Начался монтаж палубы и надстройки. Внутри корпуса установили двигатель мощностью 120 л. с. и танки – стальные емкости для хранения топлива и пресной воды.

2010 год. Начался монтаж внутренних судовых систем. Также выполнили обшивку транца кормы, изготовили перо руля, установили фальшборт и винт. Приступили к украшению судна резьбой. Деревянный декор «Святого Петра» выполнен в барочном стиле, характерном для конца 17-го – начала 18-го века. Главную роль в нем играют три элемента. Во-первых, это текстовой фриз, идущий вдоль обоих бортов и представляющий собой резную надпись – фрагмент акафиста святому апостолу Петру, в честь которого назван корабль. Во-вторых, носовая фигура, которую выполнили в виде двуглавого орла, что напоминает о царском достоинстве владельца яхты-прототипа. И в-третьих, геральдические щиты на транце кормы с символами Соловецкого монастыря и Товарищества Северного мореходства. Руководил декоративной отделкой яхты Александр Шиляев.

2011 год. Были завершены работы по набору палубы и сооружению надстройки. Продолжился монтаж внутренних судовых систем. Поскольку «Святой Петр» строится как экспедиционное научное судно, предназначенное для совершения продолжительных плаваний в арктических морях, то внутреннее устройство было спроектировано с учетом этих требований. Корабль оборудован закрытой ходовой рубкой, кают-компанией с камбузом, имеется пять кают, душевая и санузел.

Ярослав Левкин, капитан и строитель яхты-реплики «Святой Петр»:

- Я детства мечтал быть моряком. Но путь к морю оказался очень извилист. Кому-то достаточно просто «Остров сокровищ» прочесть и заболеть морем. Хотя я не думаю, что каждый мужчина хочет построить корабль. У всех свои приоритеты в жизни. У меня все началось с книг. Потом я в Клуб юных моряков ходил. У бабушки на Свири каждое лето у воды был. Очевидно, вода – это та стихия, в которой я чувствую себя лучше, чем в любой другой. Пришлось начать с азов - с судостроения. Получив первые навыки в морском историко-культурном центре «Полярный Одиссей». Школа была довольно суровая, но очень интересная. Волею судеб оказался на Соловках. Где и остался. Деревянный корабль – это красиво. Красота очень важна в жизни. Дерево живое. Почему люди строят срубы? Эстетическая сторона – это важно. Радует глаз. Море покажет, каково качество постройки «Святого Петра». Но на самом деле, есть даже поговорка: «Профессионалы построили «Титаник», а ковчег – дилетант!»

2012 год. Работы по строительству «Святого Петра» вступили в завершающую фазу. Привальный брус вдоль бортов обшили металлом, сделали якорные клюзы и смонтировали носовую лебедку. Продолжилась комплектация внутренних систем, монтаж интерьера помещений, завершены работы по наружному украшению корабля. Корпус был полностью окрашен. Основные усилья были сосредоточены на изготовлении рангоута. 14-метровая мачта «Святого Петра» весом около 400 кг была склеена из длинных сосновых брусков прямоугольного сечения. Таким же способом были изготовлены бушприт, гафель и гик. Началось работы по стоячему и бегучему такелажу.

2013 год: январь-апрель. Строительные работы на верфи были практически завершены. Продолжалась внутренняя отделка помещений, насыщение их оборудованием. В зимние месяцы велась подготовка слипа для вывода корабля из амбара.

10 апреля 2013 года. Ровно в 8 часов утра наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий благословил начало работ по выводу «Святого Петра» из здания верфи, где корабль строили в течение 10 долгих лет. Установленная на кильблоки яхта с помощью ручной лебедки на специальных салазках двинулась по слипу. В 18.20 корабль был полностью выведен из амбара. Началась подготовка спускового устройства и разработка плана спуска на воду.

Алексей Лаушкин, научный руководитель Соловецкого Морского музея:

- То, что происходит здесь – сложно объяснить. Это полнота жизни, общения, творчества. Это как ковчег, и амбар мы иногда называем «В гостях у сказки». Так не бывает, а он – есть. Летом этого года произошло, на мой взгляд, два важных и взаимосвязанных, хотя внешне и несопоставимых события. Первое – это попытка упразднения Академии наук, и второе – спуск на воду «Святого Петра». И Академия наук и корабль, который мы построили, связаны с одним человеком – Петром I. С одной стороны – пытаются перерезать толстый канат, с другой – возникает тонкая ниточка. Первое событие значимо для всей страны, второе – наверное, только для нас. Ребята строили на первом этаже, мы сочувствовали на втором, но так сильно, что сейчас часто говорим: «мы строили». Корабль создан как экспедиционное судно, и мы надеемся, что на нем будут совершаться исторические экспедиции. История, это не то, что прошло, что скучно написано в учебнике и уже не интересно. История это мы, она проходить через нас, через жизнь наших детей. И это особенно чувствуется здесь, на Соловках. Одна из главных идей музея – это идея самоуважения, которого так не хватает нашим современникам.

Апрель-июль 2013 года. 100 лет на Соловках не спускали на воду корабли таких размеров: длина по корпусу - 13,06 м, ширина - 4,54 м, полное водоизмещение - 33,6 т. И хотя спусковой вес яхты был значительно меньше – порядка 20 тонн. Для того, чтобы пройти десяток метров от амбара до уреза воды на берегу гавани Благополучия потребовалось три месяца. Это была сложная инженерная и практическая задача, поскольку для спуска корабль помимо передвижения по прямой, требовалось повернуть практически под прямым углом. При этом использовались в основном ручные механизмы, приводимые в действие мускульной силой самих строителей. Основное время весной и в начале лета было затрачено на подготовительные работы. Требовалось не только сделать само спусковое устройство и деревянный настил, но и проверить глубины и состояния дна гавани в месте спуска. Движение корабля к урезу воды было выполнено с 7 по 26 июля. Спуск был назначен на 30 июля – в день памяти святого преподобного Иринарха Соловецкого, небесного покровителя Соловецкого морского музея.

ДАЛЕЕ: http://www.proza.ru/2019/04/24/1233