Плотник режет дерево - мудрый делает себя

Георгий Гудим-Левкович
Этот музей - проект некоммерческой общественной организации «Товарищество Северного Мореходства», единственный общественный музей в России такого уровня. Он разместился на Сельдяном мысу гавани Благополучия Большого Соловецкого острова, в историческом здании - амбаре для гребных судов, памятнике монастырского морского хозяйства, построенном еще в 1841 году. В прошлом амбар имел в длину 60 метров, и небольшие суда могли заходить по воде прямо внутрь его «морского» крыла для разгрузки и обслуживания. В советское время это крыло было утрачено. К началу реализации проекта в 2000 году сохранившаяся часть амбара находилась в руинированном состоянии. Выбор именно этого здания для музея - несмотря на большой объем работ по его реставрации и оборудованию - был продиктован желанием вернуть памятнику монастырского хозяйства его историческое предназначение. Проект реконструкции и приспособления амбара был выполнен Научно-исследовательским и проектно-производственным кооперативом «Палата». Эта же организация осуществила и подрядные работы по воссозданию объекта.

Игорь Митин, профессор физического факультета МГУ, руководитель студенческого строительного отряда на Соловках.

- Мы принимали непосредственное участие в восстановлении амбара гребных судов, где и разместился Соловецкий морской музей и верфь для постройки корабля. Отряд существует с 1967 года, 46 лет. И каждый год он работает на Соловках, для меня это 25-й сезон на архипелаге. Когда мы пришли сюда с Владимиром Сошиным, здесь стояли только кирпичные столбы и все. Стены старые уже были разобраны, брусья пронумерованы. Но мы старались сохранить их, поэтому сейчас можно видеть и старые брусья и новые. Само задание для работ имело необычный элемент: в центре здания должна быть идеально горизонтальная забетонированная площадка длиной ровно 6 метров. Сегодня я взял рулетку и проверил – ровно 6 метров. Сколько я потом ни работал на Соловках, никогда не было такого объема бетонных работ. Один из эпизодов реставрации амбара мог сыграть злую шутку в строительстве корабля. Мне об этом рассказал Николай Савельев. Когда корабль вырос до второго яруса, ему нужно было перенести горизонтальные отметки с одного борта на другой. Зная, что у Сошина все точно, он решил сделать привязку к высоте перил галереи. Но дело в том, что в 2002 году я допустил ошибку и перила расположены на разной высоте, слева они выше на 10 см. И до этого момента никто не этого замечал. Но, слава Богу, все обошлось. И хотя мы в 2007 году закончили работу на реставрации амбара, это место и строительство корабля стало для нас очень значимым. Поэтому вчера я взял ножовку, отпилил брус, и домкрат пошел куда надо.

Открытие музея было приурочено к 500-летию святителя Филиппа, митрополита Московского, самого знаменитого игумена Соловецкого монастыря. Следует сказать, что на Соловецкий Морской музей не было потрачено ни копейки государственных денег, он создавался либо за счёт пожертвований частных лиц, либо бесплатным трудом многих участников, начиная со студентов, трудившихся в стройотрядах, и заканчивая творческим коллективом. Начинание Товарищества северного мореходства, пытающегося возвратить амбару его морское предназначение и возродить традицию судостроения на Соловках, получило благословение священноначалия Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. 30 июля 2005 года, в день празднования памяти преподобного Иринарха Соловецкого, наместник обители архимандрит Иосиф совершил торжественное освящение реконструированной части здания и верфи. 30 июля 2006 года на галерее была открыта выставка «Соловецкое море: морская практика жителей Русского Севера», ровно через год открылся Соловецкий морской музей.

Изначально музей был задуман как живой, чтобы в нем были не только экспонаты, но и настоящая историческая верфь. Рядом с моделью «Святого Петра» в рамке размещена цитата из Стейнбека: «Корабль - это воплощение мечты, и мечта эта настолько захватывает человека, что ни одну вещь на свете он не создает с такой чистотой помыслов... От чувств, которые он вкладывает в свой труд, зависит крепость шпангоутов, прочность киля, правильность выбора и крепления обшивки. В построение корабля человек привносит лучшее, что в нем есть, — множество бессознательных воспоминаний о труде своих предков».

Павел Филин, соавтор экспозиции Соловецкого Морского музея

- Мне было очень радостно участвовать в создании этого уникального в масштабах всей России музейного проекта. Хочется отметить три главных, на мой взгляд, смысловых обстоятельства, способствовавших его успеху. Первое – это сила идеи. Когда мы провели первый проектный семинар в 2005 году, мы обклеили всю комнату бумагой, чтобы записать на ней свои идеи – каким мы видим музей. Потом это было все изложено в виде концепции. И потом, когда музей уже был открыт, я, перелистывая эти листы, увидел, что практически все, что задумано, воплотилось в жизнь. Такова была мощная сила идеи. Второе – ощущение силы творчества. Когда творчеству не мешают никакие узы, его ничего не сковывает – проект живет, и получаются удивительные вещи. Конечно, материальные ресурсы тоже были задействованы, но КПД такого действия был феноменальный. Планка была задана самая высокая. Третье – это то, что Соловецкий морской музей, самим фактом своего существования опровергает надуманную идею конфликта религии и культуры. Одно другому здесь не мешает, наоборот здесь это взаимодополняющие и поддерживающие феномены.

Соловецкая верфь Товарищества Северного мореходства входит в общий комплекс Соловецкого морского музея. Пространство производственной части верфи досконально продумано. При этом оснащение современным оборудованием не нарушает общей стилистики здания и музея. Для ТСМ решение этой задачи состоит не только в обеспечении необходимым оборудованием и материалами, но и в создании душевного пространства, которое выходит и за границы верфи. Немногочисленная бригада плотников на протяжении всего строительства чувствовала себя весьма уютно как от наличия удобного профессионального инструмента, так и от прекрасного окружающего интерьера. Большое внимание уделено безопасности и комфортности труда. Действуют вытяжные системы, все работники при необходимости пользуются индивидуальными дыхательными масками, наушниками и очками. Здание отапливается. Верфь располагает прекрасными бытовыми помещениями. Задача создать благоприятную атмосферу решается на любом производстве, где ценятся люди. И эту задачу Соловецкий морской музей товарищества Северного мореходства с успехом решал все 10 лет. За эти годы строительство судна собрало вокруг себя множество людей, познавших радость вдохновенного труда. Добровольцы разного возраста и профессий приезжали на Соловки, чтобы прикоснуться к тайне рождения корабля и овладеть старинным ремеслом кораблестроителя. Их отношение к труду – сродни древнему представлению соловецких монахов, считавших физическое делание, продиктованное чистыми и высокими помыслами, одним из душеполезных подвигов. Иноки были уверены, что духовная польза такого труда заведомо больше материального прибытка.

ДАЛЕЕ: http://www.proza.ru/2019/04/24/1225