Морским судам быть!

Георгий Гудим-Левкович
Исторический «Святой Петр» был построен в Архангельске ровно 320 лет назад по образцу голландской морской «яхты для господ». Еще 16 марта 1693 года, по именному указу царя Петра I в распоряжение воеводы Андрея Артамоновича Матвеева прибыли из Москвы «…2 человека иноземцев корабельных мастеров, Петер Бас да Гербрант Янсен, да резного дела мастер Фрянс Иванов (то есть - Франц Янсен), да для переводу языка переводчик Петр Делорев, и русские люди, плотники, а велено им построить у Архангельского города яхту, которая б была к мореходному ходу годна, длиною в восемь сажен трех аршинах, и образцом, какова им, мастерам, приказана…» Лес для строительства и железо олонецкого завода были приобретены у иноземца Корнила Иевлева, веревки и канаты изготовили холмогорские мастера - Иван Бусинов с товарищами. Кузнечные работы, включая поковку якорей, тоже выполнялись силами холмогорских мастеров. Внутренние покои (каюты) яхты расписывал «живописец Афанасий Трухменский с сыном». Так, соединенными усилиями русских и иноземных мастеров на восточном берегу Мосеева острова был построен первый корабль архангельского военного флота длиной 17,28 м, вооруженный 12 пушками. Обошлась, яхта казне в 1043 рубля 21 алтын.

Прибыв первый раз в Архангельск 28 июля 1693 года, Петр I планировал посещение Соловецкого монастыря. Но узнав, что несколько голландских и английских купеческих кораблей, закончив погрузку, собираются возвращаться домой, Петр решил непременно проводить иностранцев в море. «Святой Петр» снялся с якоря 4 августа, и через два дня Великий Государь Петр Алексеевич, повелитель многотысячеверстных необъятных просторов суши, впервые в жизни своей, а, кроме того, и первым среди русских царей собственными глазами увидел море! Проводив иностранных купцов до Трех Островов в горле Белого моря Петр на яхте вернулся в Архангельск 10 августа.

Весной 1694 года, царь решил выполнить данное год назад архиепископу Холмогорскому Афанасию обещание и поклониться Соловецким святыням. 30 мая, в день рождения Петра, яхта «Святой Петр» отправилась с царем на Соловки. Когда шли мимо Унской губы, началась буря, от которой удалось спастись благодаря искусству поморского лоцмана Антипы Тимофеева. В память своего спасения Петр изготовил своими руками деревянный крест в полторы сажени высотой, на котором вырезал надпись: «Этот крест изготовил капитан Питер в лето Христово 1694». 6-10 июня царь провел на Соловках и 13-го был уже в Архангельске. Тем же летом «Святой Петр» вышел в море еще один раз - снова провожая иностранных купцов, но уже в составе маленькой русской эскадры из трех вымпелов. Кроме яхты в ее состав входил малый фрегат «Святой Павел», только что построенный на Соломбальской верфи в Архангельске, и купленный в Голландии фрегат «Святое Пророчество», пришедший из Амстердама. Летом 1699 года во время бури яхту «Святой Петр» сорвало с якорей и выбросило на берег. Корабль отремонтировали. Затем ей довелось еще раз принимать на своем борту царя Петра - во время его приезда в Архангельск в 1702 году. 5 августа руководимая им флотилия в составе двенадцати кораблей вышла в море и совершила плавание до Соловков и деревни Нюхча на западном берегу Онежской губы - оттуда начиналась знаменитая «Государева дорога»: построенный в фантастически сжатые сроки путь, по которому русские войска и два малых фрегата дошли до Онежского и Ладожского озер взяв шведскую крепость Нотебург – русский Орешек, переименованный Петром в Шлиссельбург – «ключ-город» - ключ к Балтийскому морю.
Затем, до конца Северной войны, «Святой Петр» простоял в Архангельском порту.

В 1723 году, Петр I повелел «ежели той яхты, хотя остатки найдутся, то оные извольте в удобном месте поставить и приказать беречь». Яхту перевели на берег речки Повракулки, где в конце ноября 1729 года была разобрана полностью. Так завершилась история первого военного корабля архангельской постройки.

ДАЛЕЕ: http://www.proza.ru/2019/04/24/1221