Главное в путешествии - это...

Светлана Лесная 2
  Главное в путешествии - это рассмотреть достопримечательности. Но более главное – люди, с которыми  встречаешься в пути. Хорошо узнать их нравы, обычаи, менталитет. Какие люди встречаются в пути, такое мнение у тебя складывается о стране, городе, селении, в котором они проживают.

  Как-то раз, путешествуя по родной стране в жарком июле 2012 года,  оставив  позади Астрахань, я держала путь  в Кабардино-Балкарию. Мимо меня проносились машины. Пассажиры выглядывали и махали мне рукой. Все хотели поприветствовать женщину с рюкзаком за спиной, одиноко идущую по обочине дороги.
 
   Мимо меня лихо промчалась «Нива», забрызганная грязью,  но тут же  резко  затормозила, развернулась и подъехала ко мне.
 
-Присаживайтесь, пожалуйста, - сказал молодой мужчина, - довезу Вас  до  деревни.

   Я тут же  предупредила, что мне нечем рассчитываться за услугу, но водитель махнул  рукой. Мне ничего не оставалось, как  принять его предложение.

-Видимо, Вы куда-то торопились, или это  Ваша  манера водить машину? – спросила  я.

- Успею, всё успею,- ответил уклончиво мужчина, -  довезу до ближнего селения, до автобусной остановки. У нас не принято оставлять  женщин одних на дороге.

-У кого  у вас? – снова поинтересовалась я.

-У дагестанцев, да и у всех горцев. Нас с детства воспитывают уважать старших, защищать детей, женщин, стариков. Если в селе узнают, что я не сопроводил женщину, то на всей моей семье будет  позор. Обычай такой   у нас: встретил в горах одиноко идущую женщину или старика – сопроводи. Даже если конь под  тобой от усталости  падает, даже если жена  рожает, или  родители твои  при смерти.  Если не сопроводишь и что-нибудь с путниками случится, то это на твоей совести будет.  Мучить тебя будет всю жизнь, и на роде твоём - темное пятно.   Мне это надо? Нет.

  Пока дагестанец  всё это растолковывал мне, мы подъехали к автобусной остановке. Я вышла, поблагодарила водителя.

   «Нива» рванулась с места, развернулась на пятачке, погудела на прощание  и умчалась, оставляя за собой столб пыли.

   Поднимается настроение, и идти вперёд становится легче после встречи с такими людьми.

   Были и другие встречи,  прямо скажем, не очень хорошие.

   На окраине города у ларька остановились молодые парни на черной «Волге». В это же время подъехала и я. Меня подвёз   пожилой казах. Ему некогда было заезжать в город, и он  попросил молодых парней довезти меня до  железнодорожного вокзала. Те охотно  согласились, но  поехали почему-то вон из города.

-Ребята,- обратилась я к молодым людям, - мне не в ту  сторону.
-Зато нам в ту сторону, - с усмешкой сказал водитель,- сейчас одному хозяину тебя продадим. Будешь  у него овец пасти.
-Мне некогда работать,-  спокойно ответила я, - Мне до  Нальчика надо добраться, тётю разыскать. Мне в другую сторону.

  На что парни дружно  рассмеялись.  Доехав до кольцевой, водитель  поторопился перестроиться в свой ряд и врезался в бордюр, пробив радиатор.
 
  Молодые люди повыскакивали из машины, замахали руками, стали громко переговариваться на казахском языке.

  Я вышла следом и сказала:
-Говорила же вам, что мне в другую сторону.
-Ты что, колдунья?- зло выкрикнул водитель
-Нет. Просто мне в другую сторону. Так я пойду?
-Да иди куда хочешь! – в сердцах  бросил он мне и с расстроенным видом сел на бордюр.

  Я пошла в сторону огней ночного Актюбинска.

  Это был не единичный случай такого неуважительного отношения ко мне, но чаще всё же встречались люди, готовые чем-нибудь помочь.
 
  Например,  на окраине Астрахани я увидела  деревянную церквушку и очень ей обрадовалась, как родной. Церквушка  стояла во дворе большого каменного двухэтажного здания. Я зашла  туда в надежде пополнить запасы воды, но мне отказали.

-Зачем же вы церковь–то во дворе держите? – спросила я, удивившись отказом.
-Для экзотики стоит, туристов приманивает, а не  попрошаек,- был ответ.
-Бедная ты бедная. Одинокая, в чужом краю, среди бессердечных людей стоишь, горемыка,- думала я, уходя.

  Далеко я не пошла, заглянула в придорожное кафе. Попросила кипятка, чтобы заварить пакет лапши быстрого приготовления.

  За стойкой стояла молодая светловолосая женщина. Она, ни слова не говоря, принесла мне не  только кипятка, но и разной еды.

-Угощайтесь, пожалуйста! Всё за счёт заведения. Приятно встретить  русскую  женщину,- скороговоркой проговорила хозяйка, расставляя передо мной тарелки с едой и усаживаясь рядом.  - У нас тут скукотища, только казахи останавливаются, что солому возят с полей на КАМАЗах. Да  вы кушайте, остальное с собой заберёте. Не переживайте, кафе моему мужу принадлежит, растраты не будет.

  Я сердечно поблагодарила женщину за её щедрость. Мы разговорились. Я рассказала, куда иду и зачем, а она рассказала, как оказалась в этих местах и о  заграничных посетителях её кафе:
- Были путешественники  на велосипедах из самой Германии и семья обрусевших негров из Москвы. А  Вы  третья путешественница будете в наших краях.

  Женщина записала меня в свой журнал путешественников. Потом попросила знакомых казахов подвезти меня до отворота на Элисту. Элиста была по дороге на Нальчик.

-И всё же, - думала я,- больше добрых, отзывчивых людей, готовых поделиться с тобой, прийти тебе на помощь, какой бы национальности они ни были.
 
  На память стали приходить добрые и приветливые лица казахов,  калмыков, дагестанцев, русских, кабардинцев – всех, кто встретился на моем пути от Перми до Нальчика.  Кто-то  подвозил меня, кто-то делился со мной едой, кто-то отдавал мне последнюю бутылку с питьевой водой, кто-то помогал деньгами.
  Больше всех  запомнился мальчик, что был родом из одной калмыцкой деревни. Путь мой пролегал мимо этой деревеньки. Неподалёку от неё у самой  дороги был обустроенный источник.  Я решила пополнить запасы воды. На меня тут же обратили  внимание  местные.

  Молодёжь подкатила к источнику на  своих мотоциклах. Завязался разговор. Всем было интересно узнать, кто я такая, откуда иду. У меня не было от них секретов, я рассказала, что иду из  Пермского края в Кабардино-Балкарию к тёте. Иду пешком, потому что люблю  путешествовать.

-У Вас денег что ли нет? – спросил один из них.
- Нет,- искренне ответила я.
-Хотите заработать?- поинтересовался парень.
-А что надо  сделать?
-Выполи мне огород, дам 700 рублей.
-Хорошо,- согласилась я.
-Да ты что сдурел? – возмутились его товарищи. – В твоём огороде сорняки с рост человека будут. Сам скосишь. Лучше просто помоги   женщине деньгами.
 
  Задумался парень, а потом и спрашивает меня:
-Так что, дать  вам 700 рублей?
Я ему просто ответила:
- Если не жаль, то дай, а если жаль, то пожелай мне счастливой дороги.

   Парень задумался ещё крепче.

-Ладно, - наконец сказал он, - счастливой Вам дороги!
- Спасибо на добром слове, - ответила я, попрощалась с молодёжью и, забросив потяжелевший рюкзак за плечи, пошла дальше. Дорога шла в гору. Поднявшись на неё, я оглянулась на деревню. Среди голых холмов, изрезанных глубокими оврагами, она выглядела зелёным оазисом. Тут я заметила, что по дороге от деревни  бежит мальчик.

-Постойте! – прокричал он, а  подбежав, сунул мне в руки мелочь.- Вот возьмите, это мои деньги, на всякие сладости копил, тут  200 рублей. Вам, путешественникам, нужнее.
- Спасибо! – с  удивлением поблагодарила я  мальчика.- Но только давай поступим так.  Разделим поровну – это будет  по справедливости.

    Я отсчитала и отдала ему сто рублей. Мальчик взглянул на меня с благодарностью, как будто это я ему деньги предложила, а не он мне.

   Помахав на прощание рукой, я  отправилась дальше. Мальчик всё стоял на вершине горы и смотрел мне вслед.

-Моё появление произвело на молодёжь впечатление,- думала я. –  Может, этот мальчик тоже будет путешественником? Кто знает?