Галопом по европам. Германия

Лев Неронов
                ГЕРМАНИЯ.


        Утром следующего дня «штурмовали» границу Германии. Автобус стоял в очереди перед таможней. Проверяли в автобусе списки, наличие виз в паспортах. Автобусы пропускают и проверяют отдельно. Народ с багажом проходит через таможенный зал. Учиняют выборочную проверку. Одному из нас, вероятно, самому подозрительному, пришлось вытряхнуть все содержимое. Мы снова в автобусе, аплодировали по поводу пересечения второй границы. Ехали по дорогам Германии, видны сосновые леса и песок. Я теперь понимаю, почему немецкие составы в войну вывозили плодородную украинскую почву! Вспомнил я в пути покойного отца своего, участника Великой Отечественной войны. Узнал бы папка, где я сейчас...

        Теперь и восточная, и западная части Германии - единое целое. Восточная территория, бывшая ГДР, находившаяся под контролем СССР и его социалистического стиля хозяйствования, заметно отстала от капиталистической ФРГ. Поэтому восточная территория - это сплошная догоняющая строительная площадка с лесом строительных кранов в городах, специальным оборудованием на дорогах. Строятся новые автострады - автобаны. Мы видели указатели объезда и как строят дороги.

        Это  фундаментальные, многослойные долговечные дорожные конструкции. Готовый автобан удобен и изящен, как игрушка. В местах пересечения поселков он закрыт высокими заборами-звукопоглотителями. Дождевая вода стекает с дорожной полосы, поскольку она имеет уклон к бордюру 2, 5 градуса. Вода попадает в канаву, в водовод и в резервуар. Радиусы поворотов шоссе велики, а само шоссе изготовлено с уклонами не более 4-х градусов. Оно плавное и выбоин не имеет совсем. Толщина покрытия составляет 55-85 сантиметров.

        Для сопоставления: в США толщина покрытия на хороших дорогах в 1, 5 раза тоньше. Имеются в достаточном количестве объездные пути. Чтобы обеспечить все это, строителям автобана требуется буквально сдвигать горы. Но и результат высочайший. Автобан вечен, движение по нему комфортно. В принципе, он выдержит посадку Боинга, скорость движения по нему специального скоростного автомобиля достигает 400 км. в час. Лимитируют покрышки автомобиля. Они горят при скорости 380 км. в час.

        Автобаны автоматизированы и компьютеризированы. На каждом километре пути имеются скрытые видеокамеры, солнечные батареи и информационные датчики. Информация о нарушителях, авариях, температурах, о скорости движения потоков машин и о возникших пробках непосредственно с дорог поступает в контролирующие наблюдательные центры. Автобан сообщает им все сам о себе. На экранах наблюдается непрерывная картина потоков автомашин и все контролируемые параметры.

        Полицейские имеют возможность предъявить нарушителю фото его автомобиля и его номер. Могут догнать его на мотоциклах на скорости 240 км. в час. Для оказания неотложной медицинской и технической помощи имеется клуб «Желтые ангелы», оснащенный 36-ю вертолетами. Через 15 минут максимум после подачи сигнала спасатели окажутся на месте происшествия. Техническая помощь будет оказана непосредственно на месте. При этом, будут выполнены все виды работ, включая механические и сварочные операции.

        Содержание автобанов не дешево, но оно экономически оправдано и позволяет водителям насладиться движением.

        Въехали в объединенный Берлин. Автобус, практически не останавливаясь, следовал извилистым маршрутом, стараясь охватить все значимые объекты. Мы проехали Бранденбургские ворота, Рейхстаг, Александр плац, Карл Маркс аллею, Кирху памяти Кайзера и Вильгельма, полуразрушенную при штурме Берлина и не восстановленную в назидание потомкам. Вспоминаю три символа немецкой женщины: «Кирхе, Киндер, Кюхен /церковь, ребенок, кухня/». На колонне «Большая Звезда» смыкаются пять проспектов, два телецентра, принадлежавших недавно разным государствам.

        Университет Гумбольдта – это массивное и основательное, как фундамент науки, здание. Обратили внимание на дома: немецкий, берлинский, французский и концертный. Проскочили национальную галерею, замки Беллевю и Шарлоттебург, дом мировой культуры, оригинальной полусферической формы, конгресс холл, где когда-то рухнул балкон! Обогнули филармонию, культурный форум, Берлинскую оперу, торговый центр, олимпийский стадион, построенный для проведения в 1936 году олимпиады, где присутствовал при открытии Адольф Гитлер. Любовались набережной реки Шпрее. Добрались до знаменитой Берлинской стены, точнее ее кусочка,  разрисованного рекламой и оставленного, как музей-памятник великого противостояния...

        Изрядно повертев нас по проспектам Берлина под неустанный гомон гида Ирины, нас высадили у ворот грандиозного по размерам зоопарка с двумя симпатичными каменными слонами у входных ворот, похожих на шляпу Наполеона. Это любимое место отдыха горожан. В нашем распоряжении было полдня для самостоятельных прогулок по городу. И следует добавить: без надзирающего ока КГБ, как рассказывали очевидцы при посещении ГДР в советскую пору.

        В нашей компании был знаток немецкого, и многие сплотились вокруг него. Я же оторвался от всех, чтобы попробовать свой иностранный язык с живыми немцами. Я стал бродить по улицам, заходить в магазины. Старался что-нибудь спросить. Мне нравилось, что меня понимали, но я сам почти ничего не понимал. Я скажу простую фразу, а мне щедро «отомстят» десятью заковыристыми. Если бы немного пожить в немецкой языковой среде, наверное, гигантский труд, затраченный мною, был бы оправдан!

        В уютном аккуратном пивбаре я  выпил масс великолепного крепкого баварского пива и нашел там благодарного терпеливого собеседника и бармена в одной «кружке».

        Купил сувениры: книгу «Весь Берлин», схему метро и красочную карту Берлина. Все на немецком языке и с автографами-приветствиями продавцов.

        Беспорядочно блуждая по городу, я встречал многие из вышеперечисленных зданий, что не очень далеко от зоопарка.

        Попался мне зеленый пляж нудистов, я не сразу разобрал во что они «одеты». Был выходной, и в сквериках отдыхали немецкие семьи. Их автомашины припаркованы рядом, а они жарят в круглых мангалах шашлыки, пьют пиво и едят мороженое. Глядя на сытых немецких пап, похожих на живую бочку с пивом на ножках, так и подмывает сказать: «Бюргер!».

        Мне показалось, что отдыхать не у воды неуютно. Но меня поразило то, что город построен для горожан! Оказывается, зеленые лужайки в городе существуют именно для людей, чтобы на них играть в бадминтон, волейбол, лежать на надувном матраце, устав от спорта и работы. Доступные фонтаны сработаны тоже для людей.

        Здесь забавляются дети, умываются взрослые в жаркую погоду. А уж песочница для маленьких - это не маленький квадратик, о который то и дело спотыкаешься, а целый ар разнообразной формы с детскими приспособлениями, где может отдохнуть молодая мама с целым выводком маленьких граждан Германии, часто похожих на китайцев или японцев. Вдоль многих зданий непрерывной чередой тянутся уютные кафе с венскими стульями под открытым небом. Здесь же ездят автомобили, двухэтажные автобусы, а для многочисленных велосипедистов выделены специальные дорожки.   

        На пути мне встретился Рейхстаг. Знаменитая цитадель, которую много дней и ночей штурмовали наши солдаты, где было водружено знамя Великой победы над фашизмом! Где молодой Гитлер, чтобы пролезть во власть, устроил поджег, свалив вину на болгарского коммуниста Димитрова.

        Где-то в Берлине строился новый рейхстаг и план его висел здесь же на огромном щите. Старый рейхстаг восстановлен и дополнен прозрачным куполом с обзорной круговой площадкой. И я поднялся туда по винтовой лестнице. Сверху был виден практически весь новый город, построенный на месте руин поверженного Берлина.