Как Василий Сталин помог моей семье

Юрий Слуцкин
      С годами я понял, что всё в этом мире связано. Любое событие, казалось никак не связанное с твоей жизнью, вдруг через много лет или даже десятилетий, напрямую может коснуться тебя. Сначала немного истории. У моей бабушки по материнской линии была большая семья, у неё была сестра и несколько братьев. Они носили фамилию Гольдины.  Жили они в небольшом городе Рославль Смоленской области. Это была очень уважаемая в городе интеллигентная семья.
      У одного из братьев  в 1897 году родился сын Матвей.  Мне он приходился двоюродным дедушкой. С самого детства у него проявилась любовь к спорту, который со временем стал его основной профессией. Он играл за лучшие команды страны в футбол, в  хоккей с мячом, после войны увлёкся  хоккеем с шайбой. Уже в 1926 году он был капитаном и играющим тренером футбольной команды «Динамо» Москва. Это был первый случай появления спортсмена в семье, где до этого были в основном врачи, коммерсанты и  педагоги.

      В начале 1949 года Матвей Гольдин был назначен старшим тренером хоккейной команды ВВС (военно- воздушные силы). До этого тренером этой команды был  Анатолий Тарасов. Эту команду опекал, или другими словами был её фактическим хозяином, сын Иосифа Сталина Василий, который в то время был командующим военно-воздушными силами страны.

      В декабре 1949 года команда ВВС проиграла матч на первенство страны по хоккею своему принципиальному сопернику команде Динамо Москва, которую курировал Берия. После матча Матвей поздравил с победой лучшего игрока Динамо своего друга Василия Трофимова. В тот же день это было доложено Василию Сталину, который со словами «ты наших врагов поздравляешь» снял Матвея с должности и выгнал из кабинета.
 
      Через несколько дней пятого января 1950 года команда ВВС полетела в Свердловск на очередную игру, и при посадке самолёт разбился. Экипаж и все пассажиры погибли. Остался жив только мой дедушка и Всеволод Бобров, который опоздал на самолёт. Так самодурство Василия Сталина спасло жизнь моему двоюродному дедушке. После окончания тренерской карьеры Матвей Гольдин работал в должности главного инженера стадиона Динамо, а после строительства стадиона Лужники стал его главным инженером.

      В 1965 году я ещё был холостой и учился в аспирантуре. Мои родители, хотя всю свою семейную жизнь сами прожили в коммунальной квартире, мечтали, чтобы их дети жили в нормальных жилищных условиях. Поэтому они постоянно откладывали    небольшие деньги, чтобы собрать за многие годы для меня и моего  старшего брата средства для взноса в жилищный кооператив.  К тому времени, о котором я рассказываю, мой брат был  женат и уже жил в кооперативной квартире.

      Настала моя очередь. В это время  мне стало известно, что при главке Промстройматериалы создаётся жилищный кооператив. Дом намечалось строить в замечательном месте в Мансуровском переулке недалеко от станции метро Парк культуры. Я узнал, кто занимается организацией кооператива, и поехал договариваться на предмет вступления в него. Организацией кооператива занималась женщина, не знаю, какую должность она занимала в Главке. На мою просьбу о вступлении в кооператив она сразу ответила, что свободных мест нет, и не предвидится. Как только я не пытался её уговаривать, ничего не помогало. И когда я уже собирался уходить ни с чем, она вдруг спросила:  а не увлекаюсь ли я футболом?

        Это было очень неожиданно, но на всякий случай я сказал, что увлекаюсь. И тогда она спросила: а не могу ли я достать ей четыре билета на футбольный матч  СССР-Бразилия? Этот матч должен был состояться в Москве через две недели. Бразильцы были в то время чемпионами мира по футболу, достать билет на этот матч было очень сложно, но я, не задумываясь, сказал, что обязательно достану. При этом я ещё не представлял, как я смогу это сделать.

        Но скоро я понял, что единственный шанс достать билеты на матч – это обратиться к моему двоюродному дедушке. Надо сказать, что до этого случая я ни разу не обращался  к нему с какой-нибудь просьбой. Я позвонил ему, объяснил ситуацию, и он сразу сказал «подъезжай». Я помчался на стадион и скоро я вручил организатору кооператива четыре билета на лучшие места на матч СССР -Бразилия. В результате я оказался членом жилищного кооператива и через три года с молодой женой и сыном я отпраздновал там новоселье.

        Так неожиданно моя жизнь оказалась связанной с решением Василия Сталина выгнать моего дедушку с поста тренера команды ВВС и тем самым спасшим ему жизнь.