Хорс, Хърсъ этимология

Сергей Колибаба
Скажет (Бог) солнцу (Х.Р.С.), -
и не взойдет, и на звезды
налагает печать
Иов 9:7

1) Существующая этимология

а) Википедия; https://ru.wikipedia.org/wiki/

Хорс (др.-рус. Хърсъ) — в древнерусской языческой мифологии бог солнца.
Этимология
Согласно наиболее распространённой версии, имя Хорса происходит из иранских языков — ср. авест. hvare xsaetem, пехл. xvarset, перс. xurset «сияющее солнце», осет. хур «солнце». По мнению Макс Фасмера, данная этимология «не лишена фонетических трудностей». Некоторые современные исследователи предлагают исконно-славянскую этимологию.

Б. А. Рыбаков связывает происхождение Хорса с древнескифским (сколотским) периодом, тогда как В. В. Седов ограничивает иранское (скифо-сарматское) влияние на антов периодом черняховской культуры (II—IV века).
 
Беседа трех святителей, 1076 г.: «Два ангела громная (громовых) есть, елленскій старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ, два еста ангела молніина».

Упоминание здесь «Хорса-жидовина» (то есть еврея, иудея) дало повод для спекуляций на тему заимствования этого божества у хазарского гарнизона в Киеве, предположительно состоявшего из ираноязычной хорезмийской гвардии, поскольку правящая верхушка Хазарского каганата исповедовала иудаизм, эллинами же на Древней Руси называли язычников.

б) Этимологический словарь Макса Фасмера

Хорс, божество солнца, др.-русск. Хърсъ (Пов. врем. лет под 980 г., СПИ и др.; см. Срезн. III, 1425 и сл.), др.-сербск. Хрьсь в качестве собств. (см. Соболевский…). Распространенное толкование из ир. (ср. авест. hvare хsаetem, ср.-перс. хvarseet, нов.-перс. хurset "сияющее солнце") не лишено фонетических трудностей…

2) Применение термина в русском языке

а) Национальный корпус русского языка

В. Н. Татищев. История российская в семи томах. Том второй (1750): «Идоли руские: Хорс, Дажбо, Стрибо, Семаргл, Мокош».

б) Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам   https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012016#?page=182

С. 182. «Верующие в Перуна и Хорса и в Мокошь и в Сима и в Рьгла». Злат. цеп., 1400 г. «Хърса,  Даждьба и Стриба и Симарьгла и Мокошь», Пов. Вр. Лет., 6688 г.
С. 723. Хърс = Хъросъ = Хръсъ = Хорсъ – название одного из богов древних славян. Постави (Владимир) кумиры на холму вне двора теремнего: Перуна… Хърса… Пов. Вр. Лет., 6688 г. И ннъ  по украинам прокляты болвано  Переноу, Хорсову… Сбор. XVI в.

3) Обобщение и вывод

Исследователи однозначно выводят слово из персидского языка (?), не указывая на механизм распространения терминологии.
Как, каким образом, слово перекочевало из Персии на территорию Руси, да не простое слово-понятие, а имя одного из богов славянского пантеона? Кто являлся носителем персидского языка на территории древней Руси, есть ли хоть один религиозный или литературный источник на иранском языке?
 
По сведениям арабских авторов известны несколько походов руссов в IX-X вв. на Персию, но это были краткие набеги. Единственный документ,  который удалось найти - «Хождение за три моря», Афанасия Никитина (1468-1472), где автор кратко описывает свой маршрут по Персии.
Персидские купцы появились в Астрахани примерно в середине XVI века, в XVII веке здесь была небольшая персидская торговая диаспора.
Версия этимологов XIX-XX вв. об «иранской терминологии» на территории Древней Руси явно несостоятельна.  Скорее всего, христианские летописцы (третье поколение христиан на Руси) придумали имя языческому божеству Солнца какого-то племени славян или тюрок, чтобы обозначить направление язычества - «солнцепоклонников». О славянском пантеоне языческих богов мы практически не имеем никаких сведений, разве что литературные вымыслы и фантазии славянофилов.

Вывод
Целесообразно рассмотреть слово в связи с терминологией  иврита и библейскими образами.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, удалим гласные (иврит язык согласных букв, гласные подразумеваются, но не пишутся в текстах) ХЪРСЪ, Хърс, Хъросъ, Хорс – в перечисленных формах древнерусского языка, очевидно, выделяется общий корень – Х.Р.С.

* ХЪРСЪ бог Солнца  = ивр. Х.Р.С., ХЕРЕС, ХАРСА солнце.

Источник

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно 1878 г. с. 159;
* См. стронг иврита 2775-2776, ХЕРЕС, ХАРСА; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/2775.html

б) Библейский образ

* Судей 14:18: «И в седьмой день до захождения солнечного (ХАРСА от ХЕРЕС, солнце) сказали ему граждане: что слаще меда, и что сильнее льва! Он сказал им: если бы вы не орали на моей телице, то не отгадали бы моей загадки».

* Судей 1:35: «И остались Аморреи жить на горе Херес (ХЕРЕС – Солнечная гора), в Аиалоне и Шаалвиме; но рука сынов Иосифовых одолела Аморреев, и сделались они данниками им».

Таким образом, древнерусский термин ХЪРСЪ (и другие формы) является прямым заимствованием из библейского лексикона ХЕРЕС, ХАРСА - солнце.
 
Но какова позиция этимологов XIX-XX века, любой язык годится для истолкования  – но только не еврейский, поразительное единство при наличии прямого древнерусского текста – «Хорсъ жидовинъ»!

23.4.2019 г.