Гл. 19 Любовь и звезда Александра Мокиенко

Владислав Одегов
ИХ ПОЗНАКОМИЛ И ПОДРУЖИЛ ТЕАТР. В КУНГУР ОНА ПРИЕХАЛА ВСЛЕД ЗА МУЖЕМ-АРТИСТОМ, КОТОРЫЙ СЛУЖИЛ В 416-М СТРЕЛКОВОМ ПОЛКУ. ОН ПОГИБ, А ОНА, СОХРАНИВ ПАМЯТЬ О НЁМ, СТАЛА ИЗВЕСТНОЙ РОССИЙСКОЙ АКТРИСОЙ…


Эта история мне стала известна благодаря нашему земляку Евгению Петрову, капитану 2 ранга запаса, ветерану военной службы, который, живя в Новороссийске, активно участвует в воссоздании истории боевого пути 416-го, Кунгурского, стрелкового полка 112 СД. И вот выяснилось, что известная артистка, имеющая звания Заслуженной и Народной, Екатерина Ивановна Мокиенко (1921-2014) в 1940-1941 годах жила в нашем городе.


ВСЛЕД ЗА МУЖЕМ
В Кунгур Екатерина, уроженка маленькой алтайской деревушки Миловановки, приехала вслед за мужем, Александром Мокиенко (1917-1941), который в 1940 году был призван на срочную службу в 416-й стрелковый полк. С Александром она познакомилась в Новоросиийске, когда училась на последнем курсе в силикатном техникуме. О том, как это произошло, она рассказала театральному обозревателю интернет-журнала krskdaily Елене Коноваловой (интервью «У артистов одна настоящая болезнь – сцена», отрывки из которого мы будем и дальше цитировать, опубликовано 29 декабря 2014 года):
«В техникуме занималась в самодеятельности. А когда училась на последнем курсе, позвали в гости артистов праздновать Новый год – тогда-то я и познакомилась с Сашей Мокиенко, актером из театра «Красный факел». Он в меня без памяти влюбился, сразу же давай замуж звать».
Поженились. В 1940 году Александра призвали в армию, и Екатерина, закончив первый курс Новосибирского театрального училища,  поехала вслед за ним – в Кунгур.


«В ПОЛКУ ЗВАЛИ ЧИЛИТОЙ»
В 416-м полку Александра, поскольку он был артистом, поставили заведовать библиотекой. 
«Первое время мы жили прямо в библиотеке, спали на одном столе, - рассказала Екатерина Ивановна. -  Потом сняли квартиру. Я ведь и в армии себе применение быстро нашла, бойкая была. Создала военный ансамбль – у меня в нём было 100 бойцов! И еще один коллектив, с командирскими женами. В полку меня нежно звали Чилитой – очень уж я любила петь эту песенку из репертуара Клавдии Шульженко. Помните? «Кто в нашем крае Чилиту не знает?» Я и сейчас её пою в спектакле «Деревья умирают стоя», хоть и голос уже не тот. А тогда заводилой была! Нас с Сашей даже на разные конкурсы приглашали, телеграфировали: «Пришлите двоих Мокиенко с аккомпаниатором».


РАССТАВАНИЕ
В середине июня 1941 года, Кунгурский полк, где служил Александр Мокиенко, отбыл на западную границу. Простились. Думали – на время, оказалось – навсегда. Перед расставанием у Екатерины Ивановны был короткий разговор с командиром Кунгурского полка Александром Будановым:
«Командир полка велел возвращаться к родителям: «Катя, если это не война, мы пришлем за тобой двух бойцов».
Но это была война. Печальное известие о смерти любимого Екатерина получила уже в Новосибирске:
«А вскоре пришло письмо от его друга: «Катя, не жди Сашу, он скончался у меня на руках – пуля попала ему прямо в голову».
Произошло это в августе на территории Калининской области.
Александру Мокиенко, который тоже бы мог стать звездой театра, был всего 24 года… Скупые данные ОБД «Мемориал» рассказывают о нём: уроженец Алейского района Алтайского края, артист, член КПСС, призван в армию в 1939 году, красноармеец,  последнее место службы – 416 СП, пропал без вести. Последнее письмо от него жена получила в августе 1941 года.


БОЛЬ УТРАТЫ
Получив страшное известие о смерти мужа, Екатерина «год проплакала, никак не могла успокоиться – все из рук валилось...»  Но надо было жить. Она устроилась на работу директором магазина. Но «у самой душа к торговле не лежала», и она написала письмо в театр «Красный факел», где до армии служил Александр, и скоро получила ответ – приезжайте. «Так вот с октября 42-го и служу на профессиональной сцене, - сказала она обозревателю  интернет-журнала krskdaily Елене Коноваловой, которая брала у неё интервью в 2007 году, накануне 65-летия творческой деятельности!


ЛЮБОВЬ - НА ВСЮ ЖИЗНЬ
Долгий творческий и жизненный путь Заслуженной и Народной артистки России Екатерины Ивановны Мокиенко-Гельфанд (на сцене она играла до 89 лет!) достаточно подробно освещён на сайтах «Страстной бульвар», «Красноярский рабочий», «Кино СССР» и других, а также энциклопедии «ВикипедиЯ».
Спустя годы после гибели на войне Александра Мокиенко, Екатерина вторично вышла замуж - за Ефима Львовича Гельфанда (1911-1991), театрального актёра, режиссёра и педагога. С ним Екатерина познакомилась в Норильске, куда он, будучи режиссером театра, пригласил её сыграть  роль Нилы Снежко в пьесе «Барабанщица»… Они поженились через несколько лет в Смоленске, после смерти жены Гельфанда, с которой Екатерина Ивановна, по её собственному признанию, «очень дружили».  Но, став женой другого человека, Екатерина Ивановна светлую память об Александре Мокиенко – в фамилии своего первого мужа-артиста, под которой она в 1940-1941 годах выступала в Кунгуре, под которой вошла в историю российского театра.

(Кунгурская газета "Искра",21 февраля 2019 года)